ОДА глаголу!

Ольга Благодарёва
*****

  «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  Исполнись волею моей,
  И, обходя моря и земли,
  Глаголом жги сердца людей».*
  (А.С.Пушкин. «Пророк»)
            
  ***
          
  «...каждый глагол – свёрнутая в слово целая речь.
  В глаголе, как в капсуле, заключена взрывчатая сила целого выражения, предложения, фразы, и стоит задуматься – как в нужный момент развернётся он сочетанием слов...»
  (Без авторства)

 
  Наверное, всем известно, что слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь», а глаголит/ь/и – «говорить»?
   
  Мой любимый Пушкин своей поэзией, словом/глаголом и зажигал сердца людей, своих сограждан. Как пророк, поучая, убеждая, он распространял свет знаний, истины, любви!..

***

  Приведу две цитаты – как говорится, в тему.
  А.Н.Толстой: «Глагол является ОСНОВОЙ языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе.»
  И А.Югов: «Глагол – самая живая часть речи... Назначение глагола – выражать само действие.»

  Вот и я (всегда активная, человек действия!) считаю, что именно глаголы помогают делать нашу речь живой, богатой, выразительной, придают ей динамику, которую ну никак не могут дать те же прилагательные и существительные (не в обиду ИМ пусть будет сказано!).

  Поэтому, не обращая внимание на злопыхательства НЕлюбителей пресловутой глагольной рифмы (и здесь, и на Стихи.ру), я часто её использую:
   
Давайте
 чуду
  УДИВЛЯТЬСЯ,**
Любить
 и жизнью
  НАСЛАЖДАТЬСЯ!
Ведь жизнь
 у нас
  всего
   одна,
Она
 подарком
  нам
   дана!

  Или:

Как надоело мне
  правильно жить,
Вечно хорошей
  и праведной быть!
Жизнью теперь
  НАСЛАЖДАТЬСЯ ХОЧУ!!!
А над святошами
  я... ХА-ХА-чу!

  А вот ещё:

Я с тобой
  научилась...
    СМЕЯТЬСЯ!
Песни ПЕТЬ
  и природу
    ЛЮБИТЬ!
На рассвет
  и закат
    ЛЮБОВАТЬСЯ!
Просто ЖИТЬ
  и СЧАСТЛИВОЮ
    БЫТЬ!!!

  В данных случаях для меня были важнее именно ГЛАГОЛЫ /действия/, нежели предметы /существительные/ или эпитеты /прилагательные/ – как, например, у других моих любимых поэтов А.Блока, А.Фета и Ф.И.Тютчева.

***

  Да, а некоторые авторы и доморощенные критики/критиканы (особенно на Стихи.ру) критикуют за глагольные рифмы, считая это бездарностью, примитивом.
   
  Но...
  Вы уж простите, господа критиканы и критикессы, но ваше клише (Глагольная рифма – это плохо!) мне уже надоело!!! Да и неактуально это сегодня!

  Иногда избежать глагольной рифмы, инфинитива просто невозможно. А в большинстве случаев и не нужно, в силу особенностей построения речи на русском языке, если угодно – традиций в нём: глаголы играют главную роль и обычно ставятся в конце строк. Часто это глаголы 3-го лица (на -ТСЯ) и инфинитив (т.е. глаголы в неопр. форме на -ТЬСЯ).

***

  Хотите доказательств ЭТОГО?
   
  А давайте ОБРАТИМСЯ К КЛАССИЧЕСКИМ ПРИМЕРАМ из стихотворений моих любимых поэтов!?
   
  У В.Маяковского есть такие строки:

"Глаза наслезнённые бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!.."

  Ну, и как Маяковскому, не используя глаголов (да ёщё четырежды повторяя!), дать понять читателю перевозбуждение, всю нервозность своего героя, который кричит, готов действовать!?..

  У А.Ахматовой вот нашла:

"Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить..."
(А.Ахматова, 1921)

  Или (у неё же):

"Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить!.."
(А.Ахматова, 1943)

  А вот у А.С.Пушкина:

"Меж нами речь не так игриво льётся,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздаётся,
И чаще мы вздыхаем и молчим..."
(А.Пушкин, 1836)
   
  Или в его «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем»

"В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт..."

  Видите, даже САМ А.С.Пушкин, «наше всё», «солнце русской поэзии» не брезговал этой самой глагольной рифмой, иногда вообще сильно не заморачиваясь!
  Я давно заметила: Александр Сергеевич был большим любителем (или даже профессионалом) глагольной рифмы! У него почти каждое третье слово – глагол, но мы-то всё равно очарованы его чУдной поэзией и прозой!
 
P.S.

  И вообще, господа поэты и поэтессы: нет стихотворений с нежелательной или предпочтительной рифмой, есть слабые и сильные произведения вне зависимости от виртуозного владения искусством строительства окончания строк.

P.P.S.
   
  А это – тоже в тему – МОЙ экс на «О хороших и плохих рифмах. С.Маршак» (Открытый Лит Клуб Отклик):

И великие
  не без греха
    были! –
Раз ГЛАГОЛЬНОЙ
  рифмою...
    грешили!

  Хотя... Помните: "Quod licet Iovi, non licet bovi" – "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку!" ;)

***

  Вот, пожалуй, и всё, что я хотела сказать в своей маленькой оде глаголу.

  Ну и как? Вы всё ещё против... ГЛАГОЛЬНЫХ рифм?!?

  Я – НЕТ! ;)

  (© 2020 г.)

   
  Примечание-приложение

  * "Глаголом жечь сердца" – "Глаголомъ жечь сердца" (иноск.) – поучать, убеждать, распространять свет. Ср.:
"Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей!" А.С.Пушкинъ. Пророкъ.
  Большой толково-фразеологический словарь Михельсона)

  ** Др. вариант:

  Давайте, люди, УЛЫБАТЬСЯ,..

   
  Фотоколлаж: из Интернета.
  Спасибо автору!