539 Где искать американца? 8 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

539. Где искать «американца»? 8 октября 1973 года.

Сводка погоды: Понедельник 8 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море.
Британская метеостанция «Леруик» на Шетландских островах (остров Мейленд, город Леруик, Шетланд–Айлендс, Великобритания, координаты: 60.158999, –1.157389), географические координаты: 60.133,–1.183, первое наблюдение: 01.10.1929 г., последнее наблюдение: 31.12.2018 г. сообщила в своём извещении, что в Северном море сейчас: максимальная температура воздуха – 11.0°C, минимальная – 7.0°C, средняя температура воздуха – 8.7°C. Без осадков, но скорость ветра увеличилась до 8 м/с. Это уже «свежий ветер» (5 баллов по шкале Бофорта) и «неспокойное море» (5 баллов ветрового волнения по шкале Бофорта). Эффективная температура воздуха на севере Северного моря - 3°C.

Ветровое волнение неспокойного Северного моря усиливалось, погода с каждым часом ухудшалась, небо заволокло тёмными дождевыми облаками, а на гребнях волн начали образовываться полосы пены и белые барашки. Туман клубился ниже облаков и с разрывами накрывал всё пространство вокруг корабля. БПК «Свирепый» осторожно на экономном среднем ходу поиска (12 узлов или 22,22 км/ч) шёл в предполагаемый район местонахождения американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News CA-148).

Штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров принёс на ходовой мостик командиру корабля капитану 3 ранга Евгению Петровичу Назарову извещение о начале где-то далеко-далеко в центральной части Атлантики субтропического шторма, который уже имел своё имя «Браво». Этот шторм «Браво» возник из тропической волны горячего воздуха, которая развивалась у берегов Эспаньолы 1 октября 1973 года. К 4 октября 1973 года это атмосферное вихревое образование за счёт конвекции, то есть струйного и потокового теплообмена, создало «поверхностную слабость» атмосферного давления и конвективная активность шторма увеличилась. 8 октября 1973 года эта циклоническая атмосферная система была классифицирована как субтропическая депрессия и ей был повышен статус до субтропического шторма «Bravo». Отголоском этого или иных атлантических циклонов стало нынешнее внезапное ухудшение погоды в Северном море.

Мы все очень хорошо помнили своим ознобом по позвоночнику сентябрьский шторм-ураган Эллен и не хотели вновь испытать то, что испытали и пережили. Бережёного бог бережёт… Командир корабля, старпом, штурман, начальник РТС опять сошлись возле командирского кресла в правом крыле ходовой рубки, чтобы обсудить возможные варианты поведения и маршрут следования американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News CA-148). Геннадий Фёдорович Печкуров предлагал свой вариант и даже показал набросок-схему предполагаемого курса крейсера с учётом расположения нефтяных и газовых платформ в Северном море. Старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов говорил, что «американец пойдёт проторенным путём, которым ходил по Северному морю авианосец «Джон Ф. Кеннеди». Начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев, как всегда, помалкивал. Он только сказал, что «если мы чем-то накреним корабль на один борт, пока позволяет волна, то дальность видимости РЛС МР-310 «Ангара-А» увеличится и мы его («американца») увидим».

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров выслушал своих старших офицеров и решительно заявил:
- Кренить специально корабль мы не будем, а вот курсом, с помощью которого мы сможем получить ощутимую качку, мы идти сможем. Правда, недолго. Это – раз.
- Второе. Наугад и наобум мы в предполагаемый район не пойдём, потому что снаряд второй раз в то же место не падает. Идёт непогода, шторм, ураган, поэтому крейсер, как и мы, не будет лезть на рожон, а пойдёт в Осло кратчайшим путём.
- Почему? – спросил сам себя командир корабля. – Потому что он большой, ему видней и ему наплевать на всех, кто стоит у него на пути. У него приказ: «прийти в Осло к такому-то числу», а тут ещё шторм подгоняет, так что пойдёт он прямо, никуда не сворачивая.
- Поэтому, главное, выяснить, откуда он вышел, из какого порта или района Северного моря. В этом нам поможет группа ОСНАЗ.

Командир корабля тут же приказал вахтенному офицеру вызвать в ходовую рубку командира отделения группы ОСНАЗ старшину 1 статьи Михаила Сысоева. Пока Мишка шёл, старшие офицеры продолжили разговор.

- Американский крейсер вряд ли будет один без прикрытия, охраны и сопровождения, - заявил старший помощник  командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов. – Надо искать тесную группу кораблей, идущих со стороны Британии курсом на северо-восток или восток.
- Возможно, - согласился Евгений Петрович Назаров.
- Продолжается учение «Быстрое движение» - подал голос начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев. – Корабли эскадры вряд ли оставят авианосец «Джон Ф. Кеннеди» и пойдут вместе с крейсером, их в Осло не звали.
- Тоже верно, - согласился командир корабля.
- Помните, как АУГ с авианосцем драпали от шторма с севера под прикрытие Шотландских берегов? – по обыкновению и по привычке шмыгая носом и немного гнусавя, сказал штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров. – АУГ (авианосная ударная группировка – автор) в шторм не пойдёт, они, вероятнее всего, останутся на месте.
- И это вероятно, - согласился Евгений Петрович Назаров. – Ну, где этот старшина?!

- Здесь! – негромко, но басовито и авторитетно ответил старшина 1 статьи командир отделения ОСНАЗ ГРУ ГШ МО СССР Михаил Сысоев, появляясь на пороге ходовой рубки из ГКП (главного командного пункта) БПК «Свирепый». – Разрешите войти?
- Разрешаю, - быстро ответил командир корабля и тут же спросил Михаила. – Вы знаете, откуда из какого района моря вышел американский крейсер «Ньюпорт Ньюс»?
- Точно не знаю, товарищ капитан 3 ранга, - ответил спокойно Миша Сысоев. – Знаю только, что крейсер «Ньюпорт Ньюс» находится в режиме полного радиомолчания. Более того, о нём никто нигде ни по каким радиочастотам и «голосам» ничего не сообщает и не говорит. Полное молчание.

- Та-а-ак, - с досадой проговорил командир БПК «Свирепый». – Так, значит? Ну, ладно…
- Прошу вас, - обратился Евгений Петрович к Мишке Сысоеву, - продолжить наблюдение за эфиром в части поиска сообщений о местонахождении этого крейсера. Возможно, по вашим каналам можно что-либо ещё узнать об этом крейсере, если да, то прошу это сделать, но крайне осторожно, так, чтобы не показать наш интерес.
- Есть продолжить наблюдение! – по уставу ответил Мишка Сысоев. – Разрешите идти?
- Идите, - разрешил Е.П. Назаров и тут же обратился к старшим офицерам корабля.
- Усилить наблюдение всеми средствами, - приказал командир корабля. – Первому, кто обнаружит американский крейсер на локаторах или визуально – 10 суток отпуска с выездом на родину.
- Константин Дмитриевич, - обратился Евгений Петрович Назаров к начальнику РТС капитан-лейтенанту К.Д. Васильеву. - Попробуйте работу «Ангары» (РЛС МР-310 «Ангара-А» - автор) с креном корабля. Штурман! Вахтенный офицер! Вместе разработайте курс и порядок следования с учётом необходимого крена.
- Николай Валерианович, - командир корабля взялся за рукав тужурки старпома. – Прошу вас, как вы это умеете хорошо делать, организуйте эту работу и поиск крейсера.

- Нам никак нельзя далеко удаляться от пролива Скагеррак, - пояснил свои решения командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров. – Мы, конечно, можем встретить этого «американца» недалеко от Осло, но дело вот в чём…
- А что, если он не идёт с визитом в Осло? Что, если он имеет приказ запереть собой выход из балтийской Проливной зоны в Северное море? Если он встанет на наше место якорной стоянки возле мыса Скаген, то его придётся выковыривать долго, упорно и с большими затратами сил, средств и… жизней.
- Гоняться по Северному морю на полном ходу у нас топлива не хватит, - продолжил командир корабля. – Поэтому нам надо не ошибиться и выбрать такой вариант поиска, который был бы экономным по топливу и эффективным по результату.
- Отсюда вывод, - подытожил капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. – Поиск, поиск и обнаружение «американца» вовремя и на подходе к тому району, в котором он вероятнее всего может быть. Идём прямо туда. Только вот, куда? Ваш прогноз, товарищи офицеры?

После короткого совещания все старшие офицеры и командир корабля сошлись во мнении, что американский крейсер такого уровня как «Ньюпорт Ньюс» не будет юлить или «крутить вензеля» по Северному морю, не будет идти «противолодочным зигзагом», а с учётом надвигающегося шторма пойдёт прямиком в направлении норвежской столицы Осло, поэтому нам нужно было, не отдаляясь более чем на 150-200 миль от границы Северного моря и пролива Скагеррак, занять заранее район подхода американского крейсера и встретить его с возможностью сопровождения в режиме любых ходов: среднего, крейсерского или даже полного хода. На том и порешили, координатами точки вероятной встречи БПК «Свирепый» и крейсера «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News CA-148) определили: 56.6777, 5.3164 или 56°40;40;, 5°18;59;.

Выбранное место (точка) рандеву БПК «Свирепый» с американским крейсером «Ньюпорт Ньюс» была хороша тем, что точно на восток было всего 175 км до берега Дании, а на северо-северо-восток – 350 км до берега Норвегии. Таким образом, имея радиус кругового обзора РЛС МР-310 «Ангара-А» - 200 км, 2 канала и диапазон радиочастот 25-30 см, азимут обзора 360°, угол места 55°, темп обзора 5-10 сек и дальность обнаружения надводной цели до 56 км, мы гарантированно могли обнаружить и классифицировать нашу цель, американский крейсер «Ньюпорт Ньюс», на оперативном просторе открытого Северного моря, в стороне от международных путей и линий морских коммуникаций, чтобы не только сопроводить, но в случае чего, атаковать этот боевой корабль «вероятного противника». Шёл второй день войны «Судного дня» на Ближнем Востоке и «боевую готовность №1» нам никто не отменял…

С места якорной стоянки у мыса Скаген 8 октября 1973 года БПК «Свирепый» со скоростью хода в тумане 12 узлов (22,22 км/ч) прошёл 230 миль (370,15 км) за 16,5 часов и в 00:00 (точно в указанное время в приказе Главного штаба ВМФ СССР) прибыл в точку предполагаемой встречи с американским крейсером «Ньюпорт Ньюс» с примерными координатами 56.6777, 5.3164 или 56°40;40;, 5°18;59;. Правда, этот переход не был таким скучным и сухим, как предыдущие строчки этой новеллы, а наоборот, весь туманно-пасмурный день 8 сентября 1973 года был наполнен «героическими» событиями, приключениями и переживаниями.

Личный состав экипажа БПК «Свирепый» устал сердиться на всякие задержки, проволочки и постоянные возвраты корабля в открытое море на боевую службу. В этот раз переход в Северное море на встречу с американским крейсером «Ньюпорт Ньюс» экипаж БПК «Свирепый» воспринял как повод для настоящего военно-морского геройства. Мы все жаждали совершить подвиг, но никто не хотел идти навстречу надвигающемуся шторму "Браво", порождённому далёким тропическим ураганом «Фрэн».

Фотоиллюстрация из Интернета: 8 октября 1973 года. Атлантический океан. Спутниковое изображение урагана «Фрэн» (фото от 9 октября 1973 г.). В нижнем левом углу снимка пунктиром из точек обозначены острова: Пуэрто-Рико (небольшой остров справа) и Гаити (слева в углу снимка). До Северного моря ураган Фрэн (04-12 октября 1973 года) не добрался, потому что иссяк. Но предыдущий тропический ураган «Эллен» (14-23 сентября 1973 года) нас, БПК «Свирепый», сильно потрепал. Ураган «Эллен» был самый сильный ураган сезона 1973 года. В пик интенсивности урагана «Эллен» скорость порывов ветра достигала 115 миль/ч (185 км/ч), а атмосферное давление на северо-востоке зоны урагана (Бискайский залив) падало до 962  гПа (721.56 мм. рт. ст. при 0°C). Сплошная облачность на 35-й параллели – это и есть центр урагана «Фрэн» (Браво). Тут гремят грозы, сверкают молнии и вихревой ветер в 15 милях (25 км) от центра урагана дует со скоростью 80 миль в час (130 км/час).