О стихотворчестве

Тамара Квитко
Традиционный и с детства привычный стих ведомый рифмой неизменно вызывает приятные чувства не только своей изящной красивостью, но и своими убаюкивающими, успокаивающими свойствами, характерным упорядоченным чередованием гласных.

Эмоциональная наполненность, переживание угасающей любви, боль и упрек сконцентрированы в знаменитом стихотворении А.С. Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Читатель, не только сочувствует поэту, но и примеряет на себя сетования о неразделенной любви, находит успокоение, разрядку своим напряженным чувствам в заключительных строках, звучащих не без доли горечи:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.




Верлибр же — многими не жалуемый, обращен к высказыванию, в большей степени сконцентрированному не на красоте, а, скорее, на философских размышлениях, дающих простор мыслям, не скованным рифмой традиционного стиха:

Стареем
я
моя кепка
мост через реку

Старение камня – эталон старения

Старение – вот что нас объединяет
Мы в едином потоке старения

Мое старение адекватно
старению десяти кошек
четырех собак

я не увижу старости
этого галчонка 
(Вл. Бурич)

Если в стихе есть интонация, стих удался. Интонация, тональность, настроение — это то, что читатель улавливает помимо строк, тот "остаток", совсем крошечный, но он определяет поэтическое нечто из-за которого мы так и любим поэзию.


 И... конечно же — Пушкин — это наше всё!