Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 71
Фото: Мусса Абу Элхава (? — ?) — ночной сторож в Елеонском монастыре на горе Елеон. 60-е годы прошлого века. Фотоснимок неизвестного автора хранится в личном архиве Холодюка А.Г. Публикуется впервые.
Из истории Елеонской обители известно, что ее игуменский корпус, отдельные кельи не раз подвергалась в ночное время нападениям со стороны хулиганов и убийц из числа местного арабского населения.
В ночь на 15 января 1909 года в келье злодейски зарезан священно-игумен Парфений (Нарциссов). В конце 90-х годов арабы-хулиганы открыто угрожали кухонным ножом игуменье Моисее (Бубновой), сказавшей им в грубой и категоричной форме о "запрете использовать монастырскую территорию как проходной двор". Мальчишки-арабы после этого стали плевать в металлические ворота обители и лобовое стекло выезжавшей из монастыря машины, где сидела игуменья. Ее гневные глаза и ругательства не возымели действия. Несколько позже неизвестные бандиты ночью пробрались через окно в игуменский корпус и, угрожая оружием, потребовали от проснувшейся в страхе игуменьи Моисеи американские доллары, израильские шекели и драгоценности. После смертельного испуга и истошных криков игуменьи о помощи, криков подоспевших сестер бандиты выстрелили в потолок и скрылись в неизвестном направлении.
Проживавший в обители монах Поликарп (Агобабов) рассказывал автору, как арабы-хулиганы в вечернее время открыто угрожали и даже показали ему лезвие ножа у монастырских ворот при въезде на автомобиле на монастырскую территорию. Это была ответная реакция нескольких арабов на неподобающее поведение монаха, требовавшего в грубой форме освободить ему дорогу.
Во всех приведенных случаях полиции не удалось обнаружить потенциальных преступников.
Не всем игуменьям Елеонской обители удавалась налаживать добрые отношения с жителями арабской деревни А-Тур, где находится женский монастырь. Известно, что игуменье Царского Рода Тамаре (урожд. Романова) и начальнику РДМ РПЦЗ архимандриту Димитрию (Биакай) сумели выбрать в 50-70 годы оптимальный стиль поведения с населением деревни.
Матушка Тамара всегда заботилась о пополнении монастыря новыми насельницами, причем, даже из числа местного арабского населения. Всем известно, что ее очень уважали все арабские жители деревни А-Тур. Игуменья назначила ночным сторожем монастыря араба Муссу ( «дедушка Мусса». – Примечание автора), пользовавшегося на протяжении многих лет большим уважением у монастырского начальства и сестер. Последние были особенно ему благодарны, когда он глубокой ночью придерживал у своих ног сторожевого пса по кличке "Полкан" и открывал монастырскую дверь возвращавшимся сестрам и паломникам после ночного богослужения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. По вероисповедaнию Мусса был мусульманином, но любил всех православных людей и часто говорил им на плохом русском: "Бог велик!" "Дедушке Муссе" и его сыну Абдалле, дневному сторожу обители, удавалось нейтрализовать всякие конфликты, возникающие между жителями деревни и насельниками русской обители.
Монахиня Екатерина (Самара) в 2010 году рассказывала автору: «Наша матушка Тамара была воплощением любви и смирения. Всех людей, знавших ее и отца Димитрия, покоряли их беспредельная доброта и внимание отношение ко всем – монашествующим или мирянам, независимо от их национальности и даже вероисповедания. В общении со всеми окружающими матушка была исключительно проста и относились ко всем только с любовью и неподдельной добротой. Так, однажды из Назарета в деревню на горе Елеон переселилась одна очень бедная арабская семья. Узнав об этом, матушка Тамара и отец Димитрий по oчереди и практически ежедневно посылали меня в дом этой семьи, чтобы передать разные продукты или угощения. Причем, это была даже не православная, а мусульманская семья».
...О личности и жизни мусульманина Муссы Абу Элхавы, ночного сторожа Елеонской обители, не сохранилось воспоминаний. Немногое известно о Муссе нынешнему привратнику Елеонской обители, местному арабу Иосифу. У автора имеются только фотографии сторожа Муссы. Он запечатлен в окружении архиепископа Буэнос-Айресского, Аргентинского и Парагвайского Леонтия (Филиппович); начальника РДМ РПЦЗ архимандрита Димитрия (Биакай); игуменьи Тамары; старшей сестры Феоктисты; монахини Рафаилы; сестры Феклы; послушницы Валентины; арабских девочек Сони (ныне монахиня Христина) и Елены (ныне монахиня Вероника) и др.
C большой натяжкой можно считать Муссу Абу Элхаву "деятелем РПЦЗ", но он был большим другом православной веры и русской обители РПЦЗ. Все елеонские сестры чувствовали его любовь, одаривали его гостинцами, учили русскому языку и понимали глубокую мысль, заключенную в словах ночного сторожа Муссы: "Бог велик!"
* * *
К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)
О ПРОЕКТЕ "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"
Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви " задуман автором в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся в личном архиве Холодюка А.Г (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся в Горненском и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов приобретена автором в Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др. Другие фото подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными. Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.
От автора. Выражаю благодарность г-ну Леону Општейну (Opstein Leon; Мuenchen) за оказание помощи в подготовке к публикации этой фотографии.