Ночной сторож Мусса из Елеонской обители

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 71

Фото:  Мусса  Абу Элхава (? — ?) — ночной сторож в   Елеонском монастыре на горе Елеон. 60-е годы прошлого века. Фотоснимок  неизвестного автора хранится в личном архиве Холодюка А.Г.  Публикуется впервые.

Из истории Елеонской обители известно, что ее игуменский корпус, отдельные кельи  не раз  подвергалась в ночное время нападениям со стороны хулиганов и убийц из числа местного арабского населения.

В ночь на 15 января 1909 года  в келье  злодейски зарезан священно-игумен  Парфений (Нарциссов). В конце 90-х годов арабы-хулиганы открыто угрожали кухонным ножом игуменье Моисее (Бубновой), сказавшей им в грубой и категоричной  форме о "запрете использовать монастырскую территорию как проходной двор".  Мальчишки-арабы  после этого стали плевать в металлические ворота обители и лобовое стекло  выезжавшей из монастыря  машины, где сидела игуменья. Ее гневные глаза и  ругательства  не возымели действия. Несколько позже неизвестные бандиты ночью пробрались через окно в игуменский корпус и, угрожая оружием, потребовали от проснувшейся в страхе игуменьи Моисеи американские доллары, израильские шекели  и драгоценности. После  смертельного испуга и  истошных криков  игуменьи о помощи, криков  подоспевших сестер   бандиты выстрелили в потолок и скрылись в неизвестном направлении.

Проживавший в обители монах Поликарп (Агобабов) рассказывал автору, как арабы-хулиганы в вечернее время открыто  угрожали  и  даже показали ему лезвие ножа  у монастырских ворот при въезде  на автомобиле  на  монастырскую территорию. Это была ответная реакция нескольких арабов на неподобающее  поведение монаха, требовавшего в грубой форме освободить ему дорогу.

Во всех приведенных случаях  полиции не удалось обнаружить потенциальных преступников.

Не всем игуменьям Елеонской обители удавалась налаживать  добрые отношения  с жителями арабской деревни А-Тур, где находится женский монастырь. Известно, что игуменье Царского Рода  Тамаре (урожд. Романова) и начальнику РДМ  РПЦЗ архимандриту  Димитрию (Биакай) сумели  выбрать в 50-70 годы оптимальный стиль поведения  с населением деревни.

Матушка  Тамара всегда заботилась о пополнении монастыря новыми насельницами, причем,  даже из  числа местного арабского населения. Всем известно, что ее очень уважали все арабские жители  деревни А-Тур.  Игуменья назначила ночным сторожем монастыря араба Муссу ( «дедушка Мусса». – Примечание автора), пользовавшегося на протяжении многих лет большим уважением у монастырского начальства и сестер.  Последние были  особенно ему благодарны, когда он глубокой ночью придерживал у своих  ног сторожевого пса по кличке "Полкан" и открывал монастырскую дверь возвращавшимся сестрам и паломникам после ночного богослужения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.  По вероисповедaнию Мусса был мусульманином, но любил  всех православных людей и часто говорил им на плохом русском: "Бог велик!" "Дедушке Муссе"  и его сыну Абдалле, дневному сторожу обители, удавалось нейтрализовать всякие конфликты, возникающие между жителями деревни и насельниками русской обители.

Монахиня Екатерина (Самара)  в 2010 году рассказывала автору: «Наша матушка Тамара была воплощением любви и смирения. Всех людей, знавших ее и отца Димитрия, покоряли их беспредельная доброта и внимание отношение ко всем – монашествующим или мирянам, независимо от их национальности и даже вероисповедания. В общении со всеми окружающими матушка была исключительно проста и относились ко всем только с любовью и неподдельной добротой. Так, однажды из Назарета в деревню на горе Елеон переселилась одна очень бедная арабская семья. Узнав об этом, матушка Тамара и отец Димитрий по oчереди  и практически ежедневно посылали меня в дом этой семьи, чтобы передать разные продукты или угощения. Причем, это была даже не православная, а мусульманская семья».

...О личности и   жизни  мусульманина Муссы  Абу Элхавы, ночного сторожа Елеонской обители, не сохранилось воспоминаний. Немногое известно о Муссе нынешнему привратнику Елеонской обители, местному арабу  Иосифу.  У автора  имеются только фотографии сторожа  Муссы. Он запечатлен в окружении архиепископа Буэнос-Айресского, Аргентинского и Парагвайского Леонтия (Филиппович); начальника РДМ  РПЦЗ архимандрита  Димитрия (Биакай); игуменьи Тамары; старшей сестры Феоктисты; монахини Рафаилы; сестры Феклы; послушницы Валентины; арабских девочек Сони (ныне монахиня Христина) и Елены (ныне монахиня Вероника) и др. 

C большой натяжкой можно считать Муссу Абу Элхаву "деятелем РПЦЗ", но он был большим другом православной веры и  русской обители РПЦЗ. Все елеонские сестры чувствовали  его любовь, одаривали его гостинцами, учили русскому языку и  понимали  глубокую мысль, заключенную  в словах ночного сторожа Муссы:  "Бог велик!"

                *          *         *


                К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)

                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви " задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и  монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.



От автора. Выражаю благодарность г-ну Леону Општейну (Opstein Leon; Мuenchen)  за оказание помощи в  подготовке к публикации этой  фотографии.