Коммандария и не только. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
   Мне по жизни везет на людей. И не важно, кто они – мои дети, внуки, ученики, их родители, коллеги, просто знакомые. И повезло на власть придержащих, на тех, от решения которых зависит многое в нашей жизни.     Я имею в виду определенного человека, мэра города Ноябрьска, БАГ.  Это благодаря ему и его команде наши дети учились в вузах (город проплачивал), ученики летом выезжали в южные лагеря на берег Черного моря, отдыхали три недели на Кипре. И не блатники! Просто дети, просто ученики. 5000 ребятишек ежегодно.
    С одной из таких групп я была на Кипре. 150 детей и 15 преподавателей. Расселение в апартаментах – коттеджах на 10 человек. Веселых минут мы пережили сполна. У меня в группе 10 пятиклассников. Мне с ними интересно, поэтому я с ними в огонь и в воду. Если идем на пляж, они в воду - я за ними, они из воды –я  туда же. Вечернее время на Кипре – это не просто сумерки, а мгла непросветная. Но спать детей в такую рань не уложишь. Придумала занятие: каждый вечер ходить в соседний городок в магазин за мороженым У нас такого еще не было – мороженое между двумя галетными печененками. Ребята приняли затею на ура: 5 км вперед, 5 назад. По дороге пересказывала чаще Крапивина. Итог очевиден: добираемся до апартаментов без задних ног, душ - и в постель. Проваливаются в сон, еще не коснувшись подушки, за секунды! И никакие книги на ночь уже не надо читать. Я не являюсь исключением: спала, как младенец.
   Однажды увидела в руках девочек коробки из-под сигарет. Спрашиваю, зачем им эти коробки. Ответ, а главное содержимое этих коробок, потряс: в них были тараканы, южные тараканы, см 5-6 в длину. Спрашиваю:
- Зачем, зачем вы их ловите?
- У нас на севере таких нет. Надо родителям показать.
   Пришлось читать лекцию о том, что там, В России,избавиться от своих тараканов не можем, а если этих гигантов привезем, город нам спасибо не скажет.
   По программе трехдневный круиз по Средиземному морю с заездом в Египет и в Иерусалим.
   В музее Тутанхамона побывали. Едем к пирамидам. От жары умираем, а воду выпили. Смотрю вправо. А там . . . плывет корабль. Все, решила я, от жары крыша поехала. Отвернулась, посидела, убедилась, что со мной, вроде, нормально. Снова смотрю вправо. Господи, плывет. В одну с нами сторону. Голос экскурсовода:
-  Что, корабль плывет?
  Все молчим. Почему? Оказывается, видим все, но мысль, что это с тобой возникла проблема – тоже у всех. Как признаться в том, что с тобой что-то не так? Поэтому молчим. Экскурсовод рассмеялась и говорит:
- Не пугайтесь, с вами все нормально, с вами, правда, все нормально. Это настоящий корабль. Там, за барханами, Нил.
    По-моему, вздох облегчения вырвался у всех одновременно: как хорошо осознавать, что ты вернешься домой на своих ногах, при своей голове, при своей памяти!

   Как и все, фотографировалась со смотровой площадки на фоне пирамид. Фотограф сделал снимки всем, и мне в том числе, но подошёл и попросил меня встать напротив другой пирамиды. Я удивилась, но его просьбу выполнила. Он показывает группе мои фотографии и говорит, что за 12 лет работы он впервые видит такой эффект: как только меня снимает на фоне какой-либо пирамиды, она включается, приветствуя, с его точки зрения, меня, именно меня. Поэтому он, чтобы проверить свою догадку, и попросил меня встать напротив другой пирамиды. "Кто Вы? Какое отношение имеете к Великим пирамидам?" - спросил он меня.
    Вопрос интересный, правда? Только ответить на него я не смогла.    Приехали в Иерусалим. Ничего толком не видели, не могли задержаться, чтобы выбрать сувенир, не понимали, что происходит. Только в конце поездки выяснилось, что наша гид – арабка, что она ненавидит евреев и, как она сказала, не дает никогда группам возможности что-то рассматривать, покупать сувениры: зачем обогащать жителей этой страны.    
Вернувшись на Кипр, решили, усыпив детей, отпраздновать прибытие  и попробовать Коммандарию – янтарно -  золотистое, сладкое десертное вино, изготавливаемое на Кипре.  Лучшего вина нет – это мнение понимающих. Мы к этой категории не относимся. Наверное, потому, что не понимаем, что такое хорошее, что такое плохое. Бутылка в руках. Нас восемь молодых женщин. Опыта открывания без вспомогательных средств нет. Господи, что мы только не делали: пытались пробку выковырять вилкой, били (в кино так делают) по днищу, заколотили в пробку камнем какой-то штырь (одна желающая попробовать легендарное вино стоит на стуле, держит этот штырь, другая тянет вниз бутылку). 40 минут – в никуда. Так и разошлись, даже губы не намочив.