Гранитные башни

Хамид Дельмаев
В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века я водил дружбу с Лечи Умхаевым (Дала гечдойла цунна), с которым меня познакомил мой старинный друг ещё со школьных лет Ахмед Тасуев. Это именно тот Умхаев, что вскоре стал лидером партии «Даймохк», а позже одним из создателей ОКЧН («Общенациональный конгресс чеченского народа», в 1991 г. привёл к власти в Чечне Д.Дудаева») и депутатом Чеченского парламента в послевоенные годы.

Однажды, летом 1990 года, Лечи предложил нам выбраться в горы «на шашлыки». Компанией из 5 человек мы приехали в ущелье речки Гехи, расположились у небольшого живописного водопада, спадающего в речку с десятиметровой высоты из какого-то родника на левом берегу холодным душем, и развели огонь.

Берега Гехи в месте нашего расположения были очень крутыми.  Особенно левый берег, поднимавшийся почти отвесным склоном ввысь так, что заслонял солнце. И на этот самый склон Лечи Умхаев предложил подняться, обещая показать нам изумительный вид и остатки древних башен. Я сразу согласился, а остальные отказались, отшутившись известной поговоркой про умных и горы.

Отвесный склон, фактически 10-15 метровую стену, мы преодолели, цепляясь за стволы и корни кустарников. Потом склон стал более пологим, хотя всё ещё достаточно крутым. Появились деревья, хотя и невысокие, но очень густо растущие, так что сквозь них приходилось продираться. С меня катил пот, не хватало кислорода  и от напряжения появилась дрожь в руках и ногах, хотя я никогда не был слаб телом. Но стройный и жилистый Умхаев, который никогда в жизни не имел вредных привычек типа курения, упорно лез вверх, и отставать от него или отказаться от дальнейшего подъёма мне не позволяло самолюбие.

Но вот лес кончился. Перед нами открылся вид, действительно достойный затраченных усилий. Перед нами лежал склон, поросший высокой густой травой, полого уходящий вверх. Впереди, примерно в километре, на границе с обратными скатами нашего плато, видны были невысокие остатки каменных сооружений. А справа от нас на таком же расстоянии — небольшой домик и мужчина подле него. Ближе к нам — стадо пасущихся коров, а невдалеке от домика — отара овец. Вдали огромной каменной стеной стояли скалистые горы с сияющими на солнце снежными вершинами.

Мы пошли в сторону остатков башен. Когда я понял, что мужчина у домика нас заметил, я сказал Лечи:
- Нам надо дойти до него, неудобно идти мимо.
- Ничего, - ответил Умхаев, - мы зайдём к нему на обратном пути.

Наконец, вот они, бывшие башни. В этом месте их три, во всяком случае, из того, что я увидел. Видно, что развалить их верхние этажи было делом непростым - сложены они были из хорошо обработанных гранитных глыб достаточно крупных размеров. В 1944 г. они были взорваны войсками НКВД при насильственной депортации чеченцев. Глыбы эти лежали грудами вокруг башен. Сохранилась кладка только их нижних частей. Мы обследовали одну из них, спустились даже в «ларму» -  специальный защищённый погреб под башней многоцелевого предназначения. В нём, в разное время и в разных случаях, можно было укрыться от врагов в случае поджога башни, хранить припасы и воду, содержать пленников и даже, в крайних случаях, использовать как туалет, приспособив необходимые ёмкости.   

Доставка этого строительного материала к месту возведения башен, по всей видимости, была очень непростым делом – в ближайших окрестностях гранита нет, а перетаскивание каменного блока весом в несколько тонн по почти отвесным склонам требует невероятных усилий, которые, впрочем, хорошо описаны в чеченской эпической поэме (илли) «Как построили башню».

Интересно расположение башен – они ориентированы по сторонам света углами, что даёт возможность каждой из четырёх стен хоть некоторое время быть на солнечной стороне. Это расположение, очень рациональное с чисто практической точки зрения, было, вероятно, закреплено и древним культом. Об этом говорит приведённая выше фотография рисунка.

       Он был сделан мной сначала на клочке бумаги с чьим-то адресом, случайно оказавшемся в одном из моих карманов, а затем перенесён в одну из моих записных книжек, которая вот уже тридцать лет хранит кое-что из прошлого. Рисунок искусно выбит на одном из гранитных камней кладки, размером приблизительно 120 х 50 х 25 см. Изображенные на нём символы я не берусь объяснить однозначно. Понятно лишь, что кресты на рисунке вряд ли имеют отношение к христианству, поскольку приведены они вместе с символами трёх миров, солнца, луны, огня и движения, вечности. Ориентация рисунка с севера на юг и символика однозначно указывают на солнцепоклоннический культ. Восьмиконечный символ в центральной части рисунка из наложенных друг на друга крест-накрест квадратов с рыцарским «мальтийским» крестом в центре предлагался в 2004 году в государственную символику Чеченской Республики.

       На камнях из кладки были, помнится, и другие рисунки и петроглифы, но в то время я не смог их зафиксировать. Думаю, что скоро их кто-нибудь обнародует, если этого ещё не сделано.

       Завершив осмотр башен, мы с Лечи направились в сторону домика. Над ним вился дымок, а рядом всё также стоял мужчина, который всё это время наблюдал за нами. Подходя ближе, мы увидели в его руках ружье. Мы поздоровались. Вместо ответа он сказал:
- Если бы вы опять пошли мимо, я обстрелял бы вас из этого ружья.

        Мы оправдались тем, что пройти мимо не планировали, просто собирались сделать это после осмотра башен. Он нас простил. Но сказал, что такая удача, когда сюда кто-нибудь поднимается, случается крайне редко, иногда всё лето проходит без единого гостя.

       Из домика вышли и поздоровались женщина и девочка - подросток, жена и дочь. Девочка принесла воду и полила нам на руки. Нас усадили за стол, уже накрытый большой шкворчащей жареным мясом сковородкой, сыром и домашним хлебом. Пока после всего этого мы не попили ещё чаю, нас не отпустили. В довершение хозяйка подарила нам огромный круг настоящего чеченского сыра.

      К сожалению, не помню имени этого человека, слишком много времени прошло, а записать не догадался.

      Когда мы спустились к друзьям на берег Гехи, те уже нас заждались. Шашлык мы с Лечи почти не ели, но под водопадом-душем с удовольствием постояли, хотя вода была ледяная. Поездка в горы удалась. Во всяком случае, для меня.

       Наши горы не просто красивы и гостеприимны. Они — кладезь нашей истории, который до сих пор хранит множество тайн.


20.02.2020