Так случилось, что в гости к Антону Павловичу Чехову мы попали не в свой
первый приезд в Ялту.Слишком долго мне мечталось о посещении дома писателя,
хотелось, не спеша, погулять по саду А. П. Чехова, увидеть дом, где он жил
последние годы. Прохладный день с дождиком, затихающим и вновь моросящим,
настраивал на особое философское и лирическое настроение, и мы решили этот день
посвятить поездке в музей писателя.
Из Симеиза мы выехали на рейсовом автобусе, вышли на нужной остановке, а затем
проехали ещё несколько на маршрутном такси, и вот-вот этот долгожданный
момент, читаем табличку: « Дом-музей А.П. Чехова».
Не случайно мы добирались « на перекладных» до заветного адреса. В 1898 году
земельный участок для строительства собственного дома писатель приобрёл на
окраине Ялты, в Аутке. А. П. Чехов по настоянию врачей, да и сам он, имея
медицинское образование и опыт земской службы уездным врачом в Московской
губернии, прекрасно понимал, что его здоровье резко ухудшается, а для лечения
туберкулёза Ялта очень подходила…
Входим на территорию, заходим в здание, в вестибюле покупаем билеты и
проходим небольшой зал с рядами кресел, как выясняется позже, зрительный зал, в
котором показывают короткий документальный фильм о жизни А. П. Чехова в Ялте. В
следующих двух комнатах мы увидели стены, витрины с материалами, посвящёнными
жизни А. П. Чехова. Я была так взволнована, что, знакомясь с литературными
материалами, расположенными по всем стенам помещений, бегло пройдя их,
недоумевая, спросила у смотрительницы: «А где же кабинет писателя, его личные
комнаты?» И услышала ответ: «На территории участка, а это лишь литературный
музей». Услышав ответ, я успокоилась и вернулась к более внимательному
знакомству с представленными материалами.
Стены двух экспозиционных залов были заполнены не только фотографиями,
иллюстрирующими биографию писателя, но и портретами современников, знаменитых
людей, часто бывавших в гостях у радушных хозяев дома. Известно, что Антон
Павлович был очень гостеприимен, писал письма и приглашал в гости иногда и
совсем малознакомых людей, но всех в этом доме принимали тепло и приветливо,
всем были рады. Многие писатели гостили в Ялте у А. П. Чехова, среди них - М.
Горький, И. Бунин, А. Куприн, а ко Л.Н.Толстому Чехов ездил в Гаспру, где в
1901 году отдыхал великий писатель-гуманист и проповедник своей философии.
Очень много в экспозиции фотографий О. Л. Книппер, Марии Павловны Чеховой,
сестры писателя, К. Станиславского и актёров его труппы. Театр Станиславского
и Немировича- Данченко часто гастролировал в Ялте, а отдыхали в гостях у А.
Чехова.
Все фотографии замечательно оформлены, а я обратила внимание на дарственные
надписи, авторы, дарившие свои фото, автографы оставляли прямо на фотографиях,
а не на их обороте. С интересом разглядывала обложки сатирического журнала
«Будильник", где печатались первые юмористические рассказы Антона Павловича(в
1865 году издавался в Петербурге, в 1873-1917г. в Москве). В музее представлены
и личные вещи не только писателя, но и его матери, Евгении Яковлевны, и сестры,
Марии Павловны.
Меня очень порадовало, что люди шли в музей постоянным потоком, возможно,
дождливая погода этому способствовала. Один экскурсовод сменял другого, а
группы посетителей формировались из людей, покупающих билеты в музей. Каждый
экскурсовод делал обзор залов с фотографиями, затем показывали короткий фильм
о жизни писателя в Ялте. Одна группа шла на экскурсию в сад, а другая в дом,
потом маршруты групп менялись. С лёгкого языка жителей тогдашней Ялты дом
писателя стали называть Белой дачей. Когда началось строительство дома,
никаких деревьев, кустов на участке не было, и каждый житель Аутки мог видеть
белые стены строящегося дома.
А. П. Чехов воплощал собственную мечту о личном доме вместе с сестрой Марией,
и сам делал первые чертежи дома и его план. Во время одной из прогулок на
набережной Ялты Антон Павлович познакомился с архитектором А. Н. Шаповаловым,
переехавшим из Москвы на постоянное место жизни в Ялту, и предложил архитектору
принять участие в проекте и строительстве дачи. Тот согласился, и в феврале
1899 года окончательный проект был готов, а в ноябре этого же года
строительство дачи было завершено. Мария Павловна и Антон Павлович во время
строительства Белой дачи жили в небольшом флигеле, специально построенном для
их проживания в период стройки. Этот флигель сохранился. И дом-дача, и
флигель сегодня выглядят очень изящными и небольшими, хотя дом А. П. Чехов
строил для всей большой родительской семьи. Комнат получилось много: на первом
этаже четыре, на втором этаже четыре, на третьем - одна, но все комнаты очень
небольшие, обстановка скромная.
Много своих мечтаний писатель воплотил, когда стал планировать сад и огород на
территории участка. Большой сад создавался постепенно, удачно был расположен
внутри сада и небольшой огород, где Мария Павловна выращивала различные овощи,
в том числе и заморские. Находил писатель время для переписки с известными
ботаниками и садоводами, заказывал редкие растения и семена. А сегодня
славится сад тем, что в нём круглогодично цветут диковинные кусты, цветы,
сменяя одни разновидности другими. Но никакой вызывающей роскоши на участке
нет: среди уютной и располагающей к отдыху природной красоты стоят обычные
деревянные простые скамейки, выкрашенные зелёной краской. Замечательно, что
сотрудники музея стараются сохранить сад в том виде, в каком он радовал глаз
при А. П. Чехове. А мелкий моросящий дождик не унимался, но невозможно было не
прогуляться по территории сада, не прикоснуться к скамейкам, когда–то
выкрашенными рукой писателя.
Маленький курьёзный случай произошёл со мной. Мой попутчик больше был
расположен не к прогулке по саду под дождём, к тому же зонт у нас был один на
двоих, а к экспозиции музея, а поэтому после беглого знакомства с дачей и
участком, он отдал мне зонтик и отправился в музей. А я присоединилась к
очередной экскурсии и вновь прошла и по саду, и зашла в дом, хотелось не только
послушать экскурсовода, но продлить время нахождения в нём, ощутить хотя бы
мысленно присутствие Антона Павловича. На часы я не смотрела, а, когда
экскурсия закончилась, умиротворённая услышанным и увиденным, спокойная и
довольная, возвращалась к музею. Из этого благостного внутреннего состояния
меня неожиданно вывел громкий окрик: «Света, ты где была? Уже не одна
экскурсия вернулась, я испугался, что ты потерялась. Чуть инфаркт не случился…»
Голос моего спутника был очень взволнованным, однако в нём звучали грозные
нотки, я от неожиданности растерялась, но, вернувшись в реальность,
постаралась его успокоить и объяснить, почему я задержалась.
…А. П. Чехов прожил в «Белой даче» почти пять лет. Очень напряжённо жил,
организовывал благотворительные сборы средств для общедоступного
противотуберкулёзного пансионата, сам оказывал бескорыстно помощь больным и
писал,писал…Ялтинский период оказался очень плодотворным: для МХАТа были
написаны пьесы «Три сестры», «Вишнёвый сад», повести «Невеста», «В
овраге»,щемящий рассказ о любви «Дама с собачкой» и другие.
В 1921 году чеховский дом стал музеем, его бессменным директором и хранителем
стала Мария Павловна Чехова(1860-1957гг.)
В 1960 году по проекту архитектора З. В.Перемиловского был построен выставочный
комплекс для музейной и экскурсионной работы, именно в нём и расположены все
архивные материалы А. П. Чехова. Символично, что всех, кто направляется в сад
встречает бюст писателя(скульптор Лавинский), а всех, кто выходит из дома-музея
и немного пройдёт, встретят герои самых известных рассказов А. П. Чехова:
«Злоумышленник», «Человек в футляре» и других.
А. П. Чехов всю жизнь вёл записные книжки, в одной из них можно прочесть такую
фразу: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».
Продолжение следует-http://www.proza.ru/2020/03/04/1506