Крым-Ялта и АПЧехов

Светлана Весенняя
  Так случилось, что  в гости к Антону Павловичу Чехову мы попали не в свой
  первый приезд в Ялту.Слишком долго мне мечталось о посещении  дома писателя,
  хотелось, не спеша,  погулять по саду А. П. Чехова, увидеть дом, где он жил
  последние годы. Прохладный день с  дождиком, затихающим и вновь моросящим,
  настраивал на особое философское и лирическое настроение, и мы решили этот день
  посвятить  поездке в музей  писателя.

  Из Симеиза мы выехали на рейсовом автобусе, вышли на нужной остановке, а затем
  проехали  ещё несколько  на маршрутном такси, и вот-вот этот  долгожданный
  момент,  читаем табличку: « Дом-музей А.П. Чехова».
 
  Не случайно мы добирались « на перекладных» до заветного адреса.  В 1898 году
  земельный участок для строительства собственного дома писатель приобрёл на
  окраине Ялты, в Аутке. А. П. Чехов по настоянию врачей, да и сам он, имея
  медицинское образование и опыт земской службы уездным врачом в Московской
  губернии, прекрасно понимал, что его здоровье резко ухудшается, а для лечения
  туберкулёза  Ялта очень подходила…

  Входим на территорию,  заходим в здание, в вестибюле  покупаем  билеты и
  проходим небольшой зал с рядами кресел, как выясняется позже, зрительный зал, в
  котором показывают короткий документальный фильм о жизни А. П. Чехова в Ялте. В
  следующих двух комнатах мы увидели стены, витрины с материалами, посвящёнными
  жизни А. П. Чехова. Я была так взволнована, что, знакомясь с литературными
  материалами, расположенными по всем стенам  помещений, бегло пройдя их,
  недоумевая, спросила у смотрительницы: «А где же кабинет писателя, его личные
  комнаты?» И услышала ответ: «На территории участка, а это лишь литературный 
  музей». Услышав ответ, я успокоилась и вернулась к более внимательному
  знакомству с представленными материалами.

  Стены двух  экспозиционных залов  были заполнены  не только фотографиями,
  иллюстрирующими  биографию писателя, но и портретами современников, знаменитых 
  людей, часто бывавших в гостях  у радушных   хозяев дома. Известно, что Антон
  Павлович  был очень гостеприимен, писал письма и приглашал в гости иногда и
  совсем малознакомых людей, но всех в этом доме принимали тепло и приветливо,
  всем были рады.  Многие писатели гостили в Ялте у А. П. Чехова, среди них - М.
  Горький, И. Бунин, А. Куприн, а ко Л.Н.Толстому Чехов  ездил в Гаспру, где в
  1901 году  отдыхал  великий писатель-гуманист и проповедник своей философии.
  Очень много в  экспозиции фотографий  О. Л. Книппер, Марии Павловны Чеховой,
  сестры писателя,  К. Станиславского и актёров его труппы. Театр Станиславского
  и Немировича- Данченко  часто гастролировал в Ялте, а отдыхали в гостях у А.
  Чехова.
  Все  фотографии замечательно оформлены,  а я обратила внимание на дарственные
  надписи, авторы, дарившие свои фото, автографы оставляли прямо на фотографиях,
  а не на их обороте. С интересом разглядывала  обложки сатирического журнала
  «Будильник", где печатались первые юмористические рассказы Антона Павловича(в
  1865 году издавался в Петербурге, в 1873-1917г. в Москве). В музее представлены
  и личные вещи не только писателя, но и его матери, Евгении Яковлевны, и сестры,
  Марии  Павловны.

  Меня очень порадовало, что люди шли в музей постоянным потоком, возможно,
  дождливая погода этому способствовала. Один экскурсовод  сменял другого, а
  группы посетителей формировались из людей, покупающих билеты в музей. Каждый
  экскурсовод делал  обзор залов с фотографиями, затем показывали короткий фильм
  о жизни писателя в Ялте. Одна группа шла на экскурсию в сад, а другая  в дом,
  потом маршруты  групп менялись. С лёгкого языка жителей тогдашней Ялты  дом
  писателя  стали называть Белой дачей. Когда началось строительство дома,
  никаких деревьев, кустов на участке не было, и каждый житель Аутки мог видеть
  белые стены  строящегося дома.

  А. П. Чехов воплощал собственную мечту о личном доме  вместе с сестрой Марией,
  и сам делал первые чертежи дома и его план. Во время одной из прогулок на
  набережной Ялты Антон Павлович познакомился с архитектором А. Н. Шаповаловым,
  переехавшим из Москвы на постоянное место жизни в Ялту, и предложил архитектору
  принять участие в проекте и строительстве дачи. Тот согласился, и в феврале
  1899 года окончательный проект был готов, а в ноябре этого же года
  строительство дачи было завершено. Мария Павловна и Антон Павлович во время
  строительства Белой дачи жили в  небольшом флигеле, специально построенном  для
  их  проживания в период стройки. Этот флигель сохранился. И дом-дача, и
  флигель сегодня выглядят очень изящными и небольшими, хотя дом А. П. Чехов
  строил для всей большой родительской семьи.  Комнат получилось много: на первом
  этаже четыре, на втором этаже четыре, на третьем - одна, но все комнаты очень
  небольшие, обстановка скромная.

  Много своих мечтаний писатель воплотил, когда стал планировать сад и огород на
  территории  участка. Большой сад создавался постепенно, удачно  был расположен
  внутри сада и небольшой огород, где Мария Павловна выращивала различные овощи,
  в том числе и заморские. Находил писатель время для переписки с известными
  ботаниками и садоводами, заказывал редкие растения и семена. А  сегодня
  славится сад тем, что  в нём круглогодично цветут диковинные кусты, цветы,
  сменяя одни разновидности другими. Но никакой вызывающей роскоши на участке
  нет:  среди уютной и располагающей к отдыху  природной красоты стоят обычные
  деревянные простые скамейки, выкрашенные зелёной краской. Замечательно, что
  сотрудники музея стараются сохранить сад в том виде, в каком он радовал глаз
  при А. П. Чехове. А мелкий моросящий дождик не унимался, но невозможно было не
  прогуляться по территории сада, не прикоснуться к скамейкам, когда–то
  выкрашенными    рукой писателя.

  Маленький курьёзный случай произошёл со мной. Мой попутчик больше был
  расположен не к прогулке по саду под дождём, к тому же зонт у нас был один на
  двоих, а к экспозиции музея, а поэтому после беглого знакомства с дачей и
  участком, он отдал мне зонтик и отправился в музей. А я присоединилась к
  очередной экскурсии и вновь прошла и по саду, и зашла в дом, хотелось не только
  послушать экскурсовода, но продлить время нахождения в нём, ощутить хотя бы
  мысленно присутствие Антона Павловича. На часы я не смотрела, а, когда
  экскурсия закончилась, умиротворённая  услышанным и увиденным, спокойная и
  довольная, возвращалась к музею. Из этого благостного  внутреннего состояния
  меня неожиданно вывел громкий окрик: «Света, ты  где была? Уже не одна
  экскурсия вернулась, я испугался, что ты потерялась. Чуть инфаркт не случился…»
  Голос моего спутника был очень взволнованным, однако в нём звучали грозные
  нотки,  я от неожиданности растерялась, но, вернувшись в реальность,
  постаралась его  успокоить  и объяснить, почему я задержалась.

 …А. П. Чехов прожил в «Белой даче» почти пять лет. Очень напряжённо жил,
  организовывал  благотворительные сборы средств для общедоступного 
  противотуберкулёзного пансионата, сам оказывал бескорыстно помощь больным и
  писал,писал…Ялтинский период оказался очень плодотворным: для МХАТа были
  написаны пьесы «Три сестры», «Вишнёвый сад», повести «Невеста», «В
  овраге»,щемящий рассказ о любви «Дама с собачкой» и другие.

  В 1921 году чеховский дом  стал музеем, его бессменным директором и хранителем
  стала  Мария Павловна Чехова(1860-1957гг.)
  В 1960 году по проекту архитектора З. В.Перемиловского был построен выставочный
  комплекс для музейной и экскурсионной работы, именно в нём и расположены все
  архивные материалы А. П. Чехова. Символично, что всех, кто направляется в сад
  встречает бюст писателя(скульптор Лавинский), а всех, кто выходит из дома-музея
  и немного пройдёт, встретят герои  самых известных рассказов А. П. Чехова:
  «Злоумышленник», «Человек в футляре» и других.

  А. П. Чехов всю жизнь вёл записные книжки, в одной из них можно прочесть такую
  фразу:  «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Продолжение следует-http://www.proza.ru/2020/03/04/1506