Дорожная карта

Лидия Белоусова
   Судьба, что это?  Заранее расписанный сценарий нашей жизни, которому мы должны следовать? А  самому можно изменить свою судьбу, так сказать, взять свою судьбу в свои руки? В первом случае, вся ответственность за удачи и неудачи можно списать на судьбу. Если «сам себя делаешь», то и отвечать самому.

   Еня родилась в фактории. На официальных документах полтора десятка строений назывались приёмным пунктом, но для местного населения ближе старое название – фактория. Самое крупное строение, это и есть приёмный пункт. В сезон охоты на пушного зверя, здесь принимают шкурки, летом – ягоды и грибы, а осенью кедровые орехи. До деревни, где есть семилетка, вёрст,  пять, правда, не меренных. После семилетки Еню отправили в город,  в интернат. Учиться нравилось, город нравился, масса новых впечатлений, друзья. Она участвовала в художественной самодеятельности в Доме пионеров. Там познакомилась с ним, влюбилась. После восьмого класса, на летние каникулы вернулась домой и считала дни, когда наступит сентябрь, и снова увидит его. Девятый класс прошёл на одном дыхании. Учёба, художественная студия, признание любимого, всё это кружило голову. Первая любовь,  подогретая гормонами, они не поняли, как  всё произошло. Она  узнала, что беременна, только по шевелению плода. Летом, после девятого класса родила девочку. У народности ханты рождение добрачных детей не считается предосудительным. Заботу о новорожденной взяла на себя её мать, она тоже недавно родила и стала кормить грудью своего ребёнка и новорожденную внучку. А мама-школьница уехала в город доучиваться. Десятый класс достался нелегко, не было рядом любимого. От него не было никаких известий, а, искать самой, было стыдно.

   В фактории с десятилеткой она была одна, устроилась приёмщицей, другой работы не было. Официально считалось, что приёмщик должен принимать пушнину и дары природы, но по факту,  приходилось быть, и продавцом, и почтальоном, а если надо, то и первую медицинскую помощь оказать. Наскоро прослушав курсы в городе, приступила к работе. Со временем боль разлуки притупилась, она вышла замуж. Муж пил, бил, видно, как доказательство любви. Забеременела, но из-за побоев случился выкидыш.Врачи сказали, что родить больше не сможет, а это считается у хантов большим изъяном. Развелась.

   В начале лета на факторию приехали геологи, они искали нефть. Их поселили  в пункте приёма. Среди геологов был он. Оба изменились за эти годы, но узнали друг друга сразу. Вспомнилась детская любовь, и завязались совсем не детские отношения. Кроме того, он признал дочь, уж очень она была непохожей на местных ребят, и по срокам её рождение совпадало. Наступила осень. Геологи сворачивали работу, до отъезда остались считанные дни. Состоялся серьёзный разговор о том, как быть дальше. В городе у него семья, сын. Он помнит, что чувствовал, когда родители развелись, им с матерью пришлось переехать в другой город. Это было в те летние каникулы, после которых они больше не виделись, и он не узнал о том, что родилась дочь. А потом, новый город, новая школа, новые друзья сгладили тягостное чувство от семейных неприятностей и от расставания с первой любовью. И вот теперь, надо решать, как помочь дочери, и сохранить семью. Геологи  возвращались из экспедиции, он с ними передал письмо для матери. Написал о дочери, о том, когда она родилась. Сообщил, что намерен признать отцовство, помочь дочери и её матери переехать в город. Хотел помочь с жильём, с работой для матери, и школой для дочери.  У девочки способности к рисованию. Для убедительности, к письму приложил рисунки девочки. Обещал сохранить семью, просил подготовить жену.

   Через две недели, которые понадобились для оформления документов, они приехали в город. На перроне их встретили  мать, бабушка и жена. С жильём проблема решилась сразу, мать с дочерью  поселили в пустующую, бабушкину квартиру. Бабушка уже давно жила у дочери. Девочка пошла в школу и в художественную студию, её мать устроилась  смотрителем в зоологический музей. Чтобы не зависеть материально от отца дочери, Еня подрабатывала уборщицей. А ещё, ей нравилось помогать   экспозиционеру,  оформлять витрины  музея. Она с детства жила в тайге,   хорошо знала повадки животных, их характерные позы.  Её советы, как лучше разместить экспонаты, были дельными. Таксидермист музея давно собирался  на пенсию, но не было замены. Он посоветовал ей окончить курсы, где учат выделывать шкуры животных, остальному обещал научить. Со временем, она заняла  в музее место таксидермиста.

   В городе проходила международная конференция экологов. Профессор из Франции заглянул в зоологический музей. Ему очень понравилось оформление витрин, чувствовалось, что  оформитель хорошо знаком с природой.  Он познакомился с таксидермистом, и удивился, что это женщина. У профессора во Франции был небольшой, частный музей  фауны и флоры. Самому  заниматься оформлением витрин в музее, у него не было времени, профессор преподавал в университете, а свободное время проводил в загородном поместье, на конеферме. Он предложил Ене место директора, и экспозиционера, и таксидермиста одновременно, в своём музее.

  Жизнь во Франции налаживалась. Музей небольшой, в приспособленном для него частном доме. Она поселилась в одной из свободных комнат. До неё музеем занимался старичок, который раньше работал учителем в местном колледже. Он, и охранял, и экскурсии  проводил, и за экспонатами ухаживал. Экспонаты были собраны профессором во время его поездок по разным странам. Музей открывался два раза в неделю, посетителями были, в основном, учащиеся школ, колледжей и родители с детьми. Через полгода экспонаты были систематизированы, оформлены витрины , музей работал уже четыре дня в неделю, больше стало посетителей. Профессор, довольный работой  нового директора, передал дом,  вместе с музеем, Ене в частное владение.

  Еня была довольна жизнью во Франции. Она уже прилично изъяснялась на французском, завязались связи с другими музеями. Её часто приглашали как консультанта – экспозиционера  для оформления витрин, заказывали  изготовление чучел животных. Были и частные заказы от охотников , и от владельцев домашних животных.  После окончания академии художеств к ней переехала дочь. Она  стала художником-анималистом, брала заказы на оформление и  иллюстрирование книг о животных, на оформление рекламных буклетов  для музеев.  Переехал к сестре и младший брат. Это его и дочь Ени, когда то её мать кормила грудью.  Он после окончания академии  стал портретистом. Теперь в семье Ени было два художника.  Она  хотела, чтобы и родители переехали к ней, но им трудно было срываться с родных мест. На месте фактории  теперь расстроился большой посёлок нефтяников. Старшие братья  тоже работали  на нефтяных промыслах.

   Младший брат Ени был неплохим портретистом, брал частные заказы, у него даже была персональная выставка. Первый успех вскружил голову. Известность не пошла на пользу, появились друзья, женщины, наркотики. Закончилась богемная жизнь печально. Он умер от передоза. А мог стать известным портретистом.

   Судьба у каждого складывается по-разному. Так, что же такое судьба? Это «дорожная карта», данная нам по рождению? И от нас зависит, как не оказаться «на обочине»?