прамодерность, протомодерниззмъ - романа..

Серхио Николаефф
к `вариациям` кундеры - про прамодерности романа, протомодерниззм .



--
на материале предисловия м.кундеры к его пьесе "жак и его господин",
изданной изд. "азбука"(спб,2о1з), под  назв. "введение в вариацию" .




----


**


в сием предисловии-эссе, кундера совершает виртуальное литературн.
таки путешествие, - ретроспекцию , - к истокам, корням ли - модер-
на.

раскрывает такие понятия - вариации , - как :  интерпретация., пе-
реложение .,  адаптация .


--
I.

про понятия, - варианты, - собств. такого больш. понятия как `вариация`.


1).

адаптация - простейшее из них; для сачков, на ленивого. адаптация-
скорее сокращение, чем развитие , развёртывание - некой опред.темы,
идеи, сюжета . минимум творчества . переписывание ;

2).

интерпретация - уже более трудоёмкый соотв. проццесс; где всё же ..
сохранены основные изначальныя идеи и темы - первонач. исходн. таки
сюжета. однако и интерпретатор вкладывает нечто своё личное,индивид.
несколько переиначивает по-своему перекраиваетт изначальные мотивы.;

з).

переложение же - здесь как раз-таки уже скорее просто импульс от ис-
ходного произведения был получен, а бо`льшая таки львинная доля тво-
рччесттва - создание принципиально-таки нового произведения; - без..
вообще какой-либо особой привязки к изначальноей теме,идее, сюжету..
лишь сам мотив , - искра - от которой разжигается совсем пожалуй ин-
ой уже соотв. сюжет. практически-таки говоря - новый,другой. ибо, с
разве что как тенью можно соотнести тот первоначальный импульс,искру.
не разглядишь особо уже её в этом уже (об)поновленном - новом сюжете;
- практически можно сказать абсолютно новом +-, если не брать в расчёт
разве что отголосок первоначальный опять-таки. так что это, творчество
самое что ни на есть. считай что сызнова-таки созданное. вот-с.

(это понимание,-разграничение - ко мне пришло по прочтении замечательн.
учебника-книги "драматургия фильма"; - замечат. же теоретика кинематог.
- нехорошева л.н. ; - котор. я прочёл работая во вгике лет 5пять +- назад).

так вот, творчество - это чаще всего ..переложение , - какого-либо мо-
тива; - заимствованного как бы (можно так сказать) из внешнего мира.,-
и, - культурного (- человеческого ) собств. в том числе соотв.


--
II.

теперь - к истокам модернизма (в литературе соотв. - в нашем данном зд. случае).


--
по кундере, эволюция - по именам ежели, - может представиться примерн. в
таком виде, - схеме (- прямой.; т.к., - основн. ось - хронологическ. соотв.) :

.. ->   ..  ->  ..  ->  ..

.. ->  ..  лоренс стерн ("тристрам шенди") .. ->

.. ->  ..  дидро ("жак-фаталист")  .. ->

.. ->  ..  флобер  ("..")  .. ->

.. ->  ..  дж.2джойс ("улисс") ..   .



--
вот как-то так .