к `вариациям` кундеры - про прамодерности романа, протомодерниззм .
--
на материале предисловия м.кундеры к его пьесе "жак и его господин",
изданной изд. "азбука"(спб,2о1з), под назв. "введение в вариацию" .
----
**
в сием предисловии-эссе, кундера совершает виртуальное литературн.
таки путешествие, - ретроспекцию , - к истокам, корням ли - модер-
на.
раскрывает такие понятия - вариации , - как : интерпретация., пе-
реложение ., адаптация .
--
I.
про понятия, - варианты, - собств. такого больш. понятия как `вариация`.
1).
адаптация - простейшее из них; для сачков, на ленивого. адаптация-
скорее сокращение, чем развитие , развёртывание - некой опред.темы,
идеи, сюжета . минимум творчества . переписывание ;
2).
интерпретация - уже более трудоёмкый соотв. проццесс; где всё же ..
сохранены основные изначальныя идеи и темы - первонач. исходн. таки
сюжета. однако и интерпретатор вкладывает нечто своё личное,индивид.
несколько переиначивает по-своему перекраиваетт изначальные мотивы.;
з).
переложение же - здесь как раз-таки уже скорее просто импульс от ис-
ходного произведения был получен, а бо`льшая таки львинная доля тво-
рччесттва - создание принципиально-таки нового произведения; - без..
вообще какой-либо особой привязки к изначальноей теме,идее, сюжету..
лишь сам мотив , - искра - от которой разжигается совсем пожалуй ин-
ой уже соотв. сюжет. практически-таки говоря - новый,другой. ибо, с
разве что как тенью можно соотнести тот первоначальный импульс,искру.
не разглядишь особо уже её в этом уже (об)поновленном - новом сюжете;
- практически можно сказать абсолютно новом +-, если не брать в расчёт
разве что отголосок первоначальный опять-таки. так что это, творчество
самое что ни на есть. считай что сызнова-таки созданное. вот-с.
(это понимание,-разграничение - ко мне пришло по прочтении замечательн.
учебника-книги "драматургия фильма"; - замечат. же теоретика кинематог.
- нехорошева л.н. ; - котор. я прочёл работая во вгике лет 5пять +- назад).
так вот, творчество - это чаще всего ..переложение , - какого-либо мо-
тива; - заимствованного как бы (можно так сказать) из внешнего мира.,-
и, - культурного (- человеческого ) собств. в том числе соотв.
--
II.
теперь - к истокам модернизма (в литературе соотв. - в нашем данном зд. случае).
--
по кундере, эволюция - по именам ежели, - может представиться примерн. в
таком виде, - схеме (- прямой.; т.к., - основн. ось - хронологическ. соотв.) :
.. -> .. -> .. -> ..
.. -> .. лоренс стерн ("тристрам шенди") .. ->
.. -> .. дидро ("жак-фаталист") .. ->
.. -> .. флобер ("..") .. ->
.. -> .. дж.2джойс ("улисс") .. .
--
вот как-то так .