6. Откровение старца Мисаила

Глаголица
+++

Село Верхнее Мячково - на левом берегу Москвы-реки.
Это ниже Москвы по течению. Насколько ниже? Посмотрите по карте - как раз на излучине, перед впадением реки Пахры. Почему Верхнее? Потому что на крутом берегу. А на противоположном, пологом - Нижнее Мячково. Связь - лодочная переправа.

Это историческое место - бывшая каменоломня, где добывался белый известняк для строительства храмов в Москве, в Кремле. Из этого же камня построена и церковь села - храм Рождества Пресвятой Богородицы, которому уже более 250-ти лет. И этот храм ни разу не был закрыт! Не иначе, как по воле Божьей.

Есть в храме духовная святыня - Страстная икона. Большая икона! С потемневшим ликом... На всех крестных ходах её прилежно вынимают из киота и несут впереди процессии, а потом поднимают плошмя у входа, и каждый прихожанин проходит под её сенью и окропляется святой водой. Индивидуально, так сказать... Таков местный обычай. Мне тоже посчастливилось - вот так пройти...

Новоначалие... Знаете, что это? Это, когда человек только начинает посещать храм и приобщаться к церковной жизни. Как правило, такому шагу предшествует некое ОТКРОВЕНИЕ, которое и толкает человека на духовный путь - захватывающий и трудный. Но и этот путь иногда кончается, превращаясь для кого-то в узкую тропку. Кто-то топчется всю жизнь на достигнутом пятачке, кто-то идёт дальше, пока тропка совсем не истончится. Тогда уже вперёд приходится пробиваться через бурелом, и только духовный опыт помогает не сбиться с пути...

Я стояла в толпе молящихся. Служба ещё не началась, и народ занимался кто - чем. Кто стоял в очереди за свечами и, подавая записки, деловито спрашивал:"Просфору можно взять?" Кто-то торопился расставить свечи перед образами. Кто-то клал хлеб на Канун... Отдельной очередью выстраивались те, кто пришёл на исповедь... Но в тот день я никуда не стремилась. Просто стояла и наблюдала за происходящем вокруг.

Вдруг раздался лёгкий шум:"Отец Мисаил идёт..." Народ начал расступаться, и по образовавшемуся "коридорчику" тихо и медленно прошествовал старичок - маленького росточка, в чёрной хламиде, с большой пышной, седой бородой и в круглом колбуке иеромонаха. Кое-кто попытался было устремиться к нему за благословением, но две монахини, поддерживающие старца под руки, предупредительно жестами отгоняли особо жаждущих.

Служба началась и продолжалась... Я уже начала уставать, но чувствовала, что мне необходимо её отстоять - всю! И вот, когда, казалось бы она закончилась, началась следующая. Теперь-то я знаю, что первая была Утреня, а вторая - Литургия, а тогда - не знала. Раскрылись Царские Врата... И раскрылись - руками старца Мисаила. На пороге Рая стоял дивный херувим в божественной чистоте...

Служба шла своим чередом, было прекрасное пение. Священник в цветной фелони сновал от Алтаря к амвону и обратно, восклицая:"Господу помолимся!" И весь храм дружно ему вторил:"Господи, помилуй!" Отца Мисаила не было видно. Вот, уже и причастники потянулись, предвкушая Благодать, и снова открылись врата... Я ожидала того же явления, что и вначале, но увидела, как старец кланялся в землю перед Престолом, а потом, вставши, нежно и благоговейно целовал его поверхность... Причащал же народ священник в фелони.

На крестоцеловании старец стоял, держа Крест и протягивая его каждому, ласково улыбался... На Отпусте он вновь возник в проёме Царских Врат, подобно херувиму, и кротко затворил их...

После службы монахини вынесли небольшое креслице и бережно усадили в него старца. Тот сидел в нём несколько безучастно... Прихожане потянулись к нему за благословением. Кто-то падал перед ним на колени, кто-то просто склонялся... Очередь подходила к концу... Вот уже два человека оставалось... Один... Вот уж и никого... Старец прикрыл устало глаза... И тут что-то толкнуло меня вперёд. Прежде я ни разу не подходила под благословение, и не знала толком, как это делается, хоть процедура и проста: надо только сложить ладони и с поклоном протянуть их вперёд. Я так и сделала.

Вдруг услышала сердитый голос старца:"Голову-то подыми!.." И удар кулачком по макушке... От неожиданности я вздрогнула, а он продолжал:"Ну-ка, лицо-то покажь!.. Дай посмотреть-то..." Я выпрямилась, и наши глаза встретились. Я смотрела на него с виноватой улыбкой и внутренне трепеща... А тем временем сердитое выражение старца стало меняться - оно преобразилось! Он ласково и как-то счастливо, по детски улыбнулся - и благословил...

Домой я возвращалась в обществе моей соседки - доброй старушки, суетливой и разговорчивой.
 "Знаешь, что сегодня сказал отец Мисаил?"- заговорщическим шёпотом спросила она. Я в ответ покачала головой. А та, с видом особо посвящённой продолжала:"Слыхала, как певчие-то нынче старались? Так вот, батюшка посмотрел на них, покачал головой и говорит:"Всё надеются в Царствие попасть... Напрасно надеются..." И она многозначительно поджала губы, выразительно стрельнув на меня глазами. Видимо, каждое слово старца было в храме на вес золота.

Через год старец Мисаил закончил свою земную жизнь в Оптиной Пустыни... А я пошла учиться на певческие курсы, помня его благословение и мудрые слова. Но об этом  в следующем рассказе...

++

На иллюстрации - фрагмент фотографии храма Рождества Пресвятой Богородицы в Верхнем Мячкове (1764-1770)

++