2. Первые опыты

Глаголица
+++

Итак, передо мной встал очередной вопрос: как вести себя в храме?
И опять память подсказала жизненный эпизод.

Когда умерла моя бабушка, было назначено отпевание – как раз, в той же церкви, где она меня крестила.
Это церковь св. Пимена, что возле метро «Новослободская».
Помню, как стояла возле гроба, плакала и не могла остановиться… Смотрела на дорогое мне лицо…
И вдруг…

Опять, как наказание, одна из прихожанок начала меня стыдить за то, что я стою… СПИНОЙ к Богу!
Честно говоря, я не поняла суть её претензий и ответила с раздражением, что пришла проститься с покойной и смотрю на покойную. А прихожанка осуждающе покачала головой и отошла. Меня же возмутила её выходка, о которой я буду помнить всю жизнь. Казалось бы, глубоко верующий человек должен был бы мне посочувствовать. А если я что-то делаю не так, деликатно подсказать. Особенно в такие горькие минуты. И тем не менее, мне стало всё же понятно, что в храме первичен – Бог. И я,  прежде чем вообще – делать что-то, обязана изъявить своё поклонение Всевышнему.

И вспомнив этот эпизод, я задалась вопросом: как же мне следует выразить своё почтение ХОЗЯИНУ храма?
И второй вопрос: зачем, с какой целью я собираюсь зайти в храм?
Наверное, чтобы извиниться за все мои прошлые оплошности? Но как?

И опять на помощь пришёл совет свыше. Он выразился в виде поручения.

Один из знакомых обратился с просьбой оказать услугу, помочь в поломничестве. Необходимо было отвезти некую солидную сумму в Дивеевский монастырь, но человек боялся ехать на поезде и искал того, кто отвёз бы его на машине. Мой муж согласился, и мы поехали. Нас было четверо: муж, я, наш друг и тот человек (женщина) с пожертвованием.

Поездка оказалась непростой. Мы выезжали вечером и ехали всю ночь до утра. Было немного страшновато, особенно, в муромских лесах. Ночью ехать вообще проблематично, а тут такая ответственность… Дорога не освещённая, навстречу едут машины – слепят фарами… Однажды чуть не врезались в насыпь (не был указан поворот) – друг внезапно увидел, просто чудом избежали аварии. Хорошо, что ребята друг друга сменяли и могли отдохнуть. А мы, женщины, сумели как-то подремать…

Приехали к 8-ми утра, и что интересно: наши спутники сразу пошли в монастырь, отказавшись завтракать. Тогда я не знала, что перед причастием есть нельзя, что в храм идут натощак. Вот, так и узнала.

Я пошла с ними, а муж остался в машине нас ждать. Мы думали, что всё пройдёт быстро: наши спутники отдадут пожертвования, и мы немного отдохнув, двинемся в обратный путь – всё-таки, днём ехать легче. Но всё получилось совсем не так, как думалось…

Перед храмом стояла толпа нищих. Они сразу окружили мою спутницу, не обращая на меня никакого внимания. Она засуетилась и,  достав кошелёк, начала раздавать им милостыню. Да не просто мелочь, как другие, а бумажными деньгами. Был там и мальчик-инвалид, в коляске. Он принял деньги, обрадовался и поцеловал купюру. Меня это впечатлило и как-то неприятно задело. Потом я долго думала над этим эпизодом… Объяснение же получила, много позже, когда уже имела опыт общения с церковными попрошайками, среди которых были настоящие юродивые. Таких людей бесполезно учить церковному этикету, потому что на них возложена  свыше функция: нести искушение. Они испытывают души прихожан. Главное, как ты сам отреагируешь на их выходки. Это своего рода экзамен. На этот раз, эти «бесенята» меня никак не затронули. Это был спектакль, я должна была наблюдать и постигать основы духовной жизни…

Надо сказать, что перед этой поездкой наш друг дал мне почитать книжецу «Ангелы и бесы». Это была простая брошюрка, в которой рассказывалось о том, что в мире существуют некие субстанции, несущие в себе либо духовные болезни, либо целебные свойства. Эти субстанции (условно, «ангелы» и «бесы», в зависимости от их предназначения) внедряются периодически в наши души, помогая или вредя нам… Ну, вот такой оккультный «бред», над которым я мысленно посмеялась.

Но тут, стоя в толпе церковных нищих, я смотрела на них и видела в них реальное воплощение демонизма. Они были «инфецированы» бесами, иначе никак не скажешь… Их задачей было получать от прихожан денежки на халявку, спекулируя на своей ущербности, вызывая у прихожан сочувствие к их болячкам и разыгрывая перед ними спектакль: показно крестясь и молясь Богу за благодетеля. Кто умилялся, глядя на это, кто-то пускал слезу… А я просто смотрела, набиралась информации.

Когда мы вошли в церковь, мои спутники сразу подошли к одной из монахинь, что-то сказали ей, и она куда-то их повела. Я же осталась их ждать, не зная, что делать. Просто стояла в углу и смотрела вокруг…

В храме было темновато, но входная дверь была распахнута, и люди входили… Одни сразу вставали в какие-то очереди, другие – покупали свечи и ставили их на подсвечники. Кто-то их сразу зажигал, а кто-то – нет… Прихожане крестились перед разными иконами и целовали их. Одна прихожанка привлекла моё внимание: она планомерно обошла весь храм и перецеловала все иконы… В правом углу моё внимание привлёк один молодой монах. Надо сказать, что монастырь был женский, но в храме было много мужчин-монахов. Как позже я поняла, это были паломники, пришедшие поклониться праху святого Серафима Саровского. Кувуклия святого находилась как раз в этой церкви, и одна из очередей была очередью тех, кто пришёл поклониться святому.

Так вот, этот молодой монах стоял в стороне ото всех (в уголочке, как и я), стоял, не суетясь, не крестясь… Он стоял ровно, прямо, не сгибаясь в поклоне, как другие. Только голова его была склонена, а руки были вытянуты вниз по швам, и пальцы сжаты в кулаки. Вся его фигура являла собой раскаяние, но была видна внутренняя борьба и глубокая духовная работа…

Вероятно, меня кто-то направлял, что высвечивал из толпы то одного, то другого человека и показывал из духовную суть. Раньше я никогда не занималась подобным созерцанием. Просто общалась с людьми, разговаривала… Кто-то был добр и помогал, кто-то мешал и портил кровь… Кто-то был мне симпатичен, кто-то неприятен… Но я никогда не наблюдала за ними вот так, как тогда в этой церкви. И я так понимаю, что это были минуты Божьего урока: я училась видеть в людях их духовные проблемы…

Продолжение следует…

+++

На иллюстрации: храм, о котором идёт речь – Троицкий собор, левее Преображенского.