Летяга и Гриф. Глава 3

Сергей Орешко
3.
КАК Я НАУЧИЛСЯ ЕЗДИТЬ ВЕРХОМ
Однажды Аршан увидел, как я разговариваю с его конём, и спросил меня:
– Хочешь научиться ездить на лошади? Пригодится.
– Хочу! – обрадовался я.
– Я пошлю тебя к своему другу Николаю, которого знаю с детства. Он инструктор в конном клубе и обучает людей верховой езде. Научит и тебя.
Аршан дал мне записку, а на другой день я разыскал на северной окраине города конный клуб. И увидел большую конюшню, где содержалось десятка три лошадей. На большом открытом манеже ездили верхом мужчины и женщины, а тренеры наблюдали за ними и подавали команды.
Николай Петрович, главный из тренеров, был высоким, широкоплечим, крепким мужчиной. Он прочитал записку от Аршана и сказал:
– Если Аршан просит, то я всё сделаю для него. Мы с ним вместе учились ездить на лошадях, когда были в твоём возрасте, и вместе пели в школьном хоре. Но имей в виду – я очень строг.
И я начал обучаться верховой езде. Разумеется, в те дни, когда не ходил к Летяге. Я стал ездить в манеже верхом на жеребце Норде соловой масти. Соловая масть – это золотистая с белой гривой и хвостом. Конь был спокойный и умный. За два месяца я научился ездить и рысью, и галопом. Николай Петрович хвалил меня и удивлялся.
– Ты способный ученик, – говорил он мне. – Хорошо чувствуешь коня, а он понимает тебя и быстро привык к тебе. Хоть он и спокойный, но иногда показывает свой норов.  Будь осторожен с ним!
Наконец, тренер разрешил мне ездить по близлежащим полям. Уехав на Норде в поля, подальше от людей, я стал разговаривать с ним. Конь не испугался, а обрадовался. И рассказал мне, что он из здешних мест.
– Я родился недалеко отсюда, – говорил жеребец. – Меня купил человек, который построил нашу конюшню. И вот уже одиннадцать лет на мне, как и на других лошадях, учатся ездить разные люди. У меня нет постоянного хозяина. В основном мы катаем наших седоков по манежу. Мне надоела такая жизнь, я хотел убежать отсюда, но куда и как? А другим лошадям такая жизнь нравится. Их хорошо кормят и не обременяют вьюками и тяжело нагруженными телегами.
– Я благодарен тебе, – сказал я. – Ты замечательный конь. Чем я могу помочь тебе?
– Я хочу проведать свои родные места. Это не так далеко отсюда. Дорогу я найду. Давай отправимся туда.
– Хорошо, – согласился я.
И конь побежал подо мной рысью. Мы долго скакали по лесу, перелескам, проехали две деревни, а затем ехали по полям и дорогам. У третьей деревни Норд перешёл с рыси на шаг и вывез меня к пастбищу, где паслось стадо коров и десяток лошадей.
– Как называется ваша деревня? – спросил я у старого пастуха.
– Васильевка, – ответил он. – Какой у тебя красивый и сильный конь!
– Он из вашей деревни, – сказал я, слез с Норда и сел рядом с пастухом. Мы с ним завели беседу о житье-бытье в деревне и в городе, а Норд пошёл к лошадям и стал щипать с ними траву. При этом он подходил то к одной лошади, то к другой. Я догадался, что он о чём-то спрашивает их.
Через час он вернулся ко мне. Я сел на него, и он повёз меня обратно.
– Норд, – спросил я его, – ты встретил своих друзей?
– Да, – с грустью ответил он. – Две кобылы узнали меня. Сейчас в деревне осталось совсем мало лошадей. Развозить молоко, хлеб и брёвна стали машины. А ведь когда-то на нас даже пахали! Кобылы позавидовали моей жизни в конюшне, откуда я хотел бежать. А теперь я понял, что некуда. Да и людей в деревне нынче мало осталось. А мои прежние хозяева уехали в город.
– Норд, – сказал я с тревогой, – солнце уже садится. Успеем ли в конюшню?
– Успеем, – сказал Норд. – Держись крепче!
И он помчался галопом. Проезжая по лесу, мы вспугнули зайца и ушастую сову. Когда мы, наконец, прискакали к конюшне, стемнело.
«Что же будет?» – со страхом подумал я.
У ворот конюшни стоял тренер. Он был разгневан.
– Где ты пропадал? – закричал он на меня. – Полтора часа назад все конюхи разошлись по домам! Если бы не Аршан тебя прислал, тебе бы от меня досталось!
Норд понял, что меня хотят наказать. Он прижал уши, оскалил зубы и сильно топнул правой передней ногой.
– Ты мне угрожаешь? – закричал тренер на коня и поднял нагайку.
– Не бейте его, – сказал я. – Я виноват. Мне захотелось посмотреть окрестности, и я немного заблудился.
– Веди коня в стойло! – сказал Николай Петрович уже более спокойным голосом. – Расседлай, почисти и помой его. Даю тебе полчаса. А я напишу записку Аршану. Передашь ему.
«Прогонит меня тренер», – подумал я и на прощание поцеловал коня в морду. Когда я выполнил работу, подошёл к Николаю Петровичу.
– Простите меня, – сказал я ему.
– Приходи, когда захочешь, – ответил он мне. – Но в поле я тебя больше не выпущу. Будешь ездить только в манеже. Хорошо, что ты ещё жив остался! Этот конь с норовом, на нём не любой ездить может. Я боялся, что он скинул тебя где-нибудь, а сам убежал!

Домой я вернулся поздно вечером. Но этот день я запомнил навсегда. С тех пор я часто вспоминаю, как скакал на Норде по полям и лесам и ощущал радость от скачки на коне. У меня навсегда остался восторг и счастье, которое я испытал в тот прекрасный день. И мог тогда представить себя богатырём, рыцарем, ковбоем – свободным и смелым.
– Я напрасно тревожился за тебя, когда ты пошёл обучаться верховой езде, – сказал папа. – Тебе ещё нет одиннадцати лет, а ты уже умеешь так хорошо ездить на лошади и управлять ею! Видать, занятия с Летягой разбудили в тебе новые силы, и ты преуспел и в школе, и в конном клубе. А я написал две книжки о животных, которых видел в лесничестве у Аршана. 

2012 г.
Продолжение следует...