Пять дней из лета

Алексей Тиханов
 

( Вот, ребята, написал, как провёл время в отпуске. Будет, что вспомнить на пенсии через двадцать три года).

16 июня 2019. Троицын день

 На Троицу, рано утром, до восьми, я пошел в кафедральный собор праведного война Феодора Ушакова на воскресную службу.
 Как только я подошёл, от тяжёлых, словно крепостных,  ворот храма выстроился коридор казаков( да, у нас, в Саранске тоже есть свои казаки, не ряженые). Встречали, конечно, не меня...
 Подъехал чёрный микроавтобус, и из него сошёл на  грешную землю митрополит Саранский и Мордовский владыко Зиновий.

Вслед за ним в храм зашли батюшки всех родов и званий, те же казаки, богомолицы, и те блаженные старики с простым и кротким умиленым взором, которые уже обрели благодать божью, и живут в ней.

Пошли братья и сёстры по зелёному коридору из лепестков, хвои, листьев и веток. Началась Воскресная служба, которую в праздничный день вёл сам митрополит...

 После службы я спустился в подвал... С собой  взял книги, которые нужно было сдать в библиотеку( работает в выходные) при соборе.  Библиотека находится в правом крыле собора, в сухом подвальном помещении, напоминающим древние пещеры старцев, с коридорами и уютными кельями. Выведеный сюда микрофон передает слово в слово всю службу. И женщина, продающая здесь христианскую литературу, набожно крестится. Спускаешься по ступенькам, заходишь за столбики с цепочкой, и идешь дальше. Стены в портретах... нет, не святых угодников... политических и духовных деятелей современности. В тихом лабиринте этой скинии есть и воскресная школа. Я зашёл в библиотеку. Несмотря на небольшое помещение, здесь очень уютно.

Книги, которые я прочитал,  взял на месяц и теперь возвращал, были такие:

"Чудотворные иконы божьей Матери" - сила образа Пресвятой рождала чудеса Веры. Нет такого места на карте Святой Руси, где бы не являла своё покровительство Богородица по молитвам православно верующих.

"Ангелы уходят не прощаясь" - книга-исповедь добродушного автора Виктора Лихачева, написанная перед смертью ( Царство Небесное), не скрывающего своих недостатков:  он, как и каждый из нас, идущий своим путём  грешный человек.

  "Житие святых" - не тот свят, кто не грешил, а тот, кто покаялся и отдал себя телесного и духовного в мир Любви непорочной. Алексей, божий человек, мой небесный покровитель, пренебрег роскошью сего мира, оставил богатых любящих родителей, бросил жену на брачном ложе и убежал от мирской суетливой жизни, чтобы стать нищим странником, день и ночь проводящим в молитве и посте. Алексий, как говориться, стал в Бога богатеть, богатеть духом. В самом слове богатеть - Бог Отец. Но как не по-божьи мы, порой, тратим свои таланты.

 "Это мы, Господи!" - сборник трагических произведений советских писателей фронтовиков о событиях 1941-45гг. Так мы говорим на краю отчаяния, ужаса, смерти, чтобы осознать всю боль человеческой греховности... Мир, как будто, сошёл в ад...

Вечером, на Троицу, ко мне зашёл брат во Христе Сергий. Мы сидели на лавочке, разговаривали, с соседнего двора доносился мат тяжёлой грузной женщины, брех собак и свист ласточек, чувствующих прохладу. Проехал толстый мальчишка на велосипеде с огромными колесами... Сергей чему-то улыбнулся, - наверное жизни нашего двора... Или что вспомнил...

Мы решили пройтись по перерытому нашему району, с домами без окон и дверей, без жителей. В нашем закутке осталось пять домов, на которые не хватило денег на снос...

Из-за кустов, у магазина, вынырнул подросток лет тринадцати, и перегородил нам дорогу. Уж не грабить ли нас собрался...

- Дяденьки, купите сигарет, - загнусавил он, протянув в трубочку свернутую купюру. Подростки так часто делают, не в первый раз замечал. Обычно, я молча продолжаю свой путь. И я думал, что мы пройдём мимо, как проходят сотни взрослых людей, обремененных тяжестью жизни. Но...

 Сергей обернулся,  подтянул свой рюкзачок, в котором всегда можно было найти, что угодно, как и в его душе. И из кладовых своей богатой натуры, хранившей воспоминания счастливого детства, "достал" широченную улыбку.

- Да, ты что! Какой курить!? Бокс! Спорт! - Сергей сделал характерное движение, как на ринге. - Ты, наверное, хочешь перед старшими друзьми солидно выглядеть... Но это, ты, брат, брось! Будь героем! Ты посмотри вокруг: мир прекрасен - и он тебя ждёт.

Глаза Сергея светились внутренним светом тепла и радости. Откровением... Зажег ли он божественную искру в душе этого ребёнка?

Парнишка смущённо топтался, кивал головой, краснел. Сосредоточенно ковырял в носу... Вздыхал... Ох, как нелегок путь до турника... если нет в душе стимула.

С Богом, ребята!

17 июня. День Святаго Духа.

 ( Или как в народе говорят " Духов день", но здесь, в этом выражении, что-то есть похожее на неуставные отношения в армии).

  Я очень часто стал посещать больницы. В их длинных коридорах есть что-то неземное.

   Есть коридоры старые, замызганые и заплеваные, пахнущие хлоркой и человеческим тлением, есть полные света, хромированной стали и запаха молока, хлеба, иногда пшенки... Да, да, пшенки! Хотя мы и забыли многие, как она вообще пахнет...

   В последнии два-три года я очень часто стал посещать больницы. Болел отец. Болеет сын.  После окончания девятого класса, сдачи пресловутого ОГЭ, сын практически не покидает больничные стены.

  В тот понедельник его я как раз и навещал. Помимо еды, принёс и духовную пищу - книги.

   Книги старые, советских времён журналы "Роман-газета", которые я взял в книжном городском шкафу на Юго-Западе, такой же есть и на Светтехстрое, и в других районах города, наверное...

 Мой выбор в пользу советской литературы оправдывается тем, что это произведения потрясающей духовной силы!

  Ну не "Дневник мага" Пауло Коэльо же читать, которое в принципе правдиво говорит о магии католической церкви, построенной на созерцании... Но нам это чуждо, русским людям. И уж, конечно, не " Точку обмана" Дэна Брауна читать с подтекстом возвеличивания Америки как главенствующей державы, управляющей всем миром...

  В России так много замечательных писателей. Классиков и Современников. Меня всегда впечатляли советские авторы Василь Быков ("Мертвым не больно"), Анатолий Алексин("Запомни его лицо"), и другие, показавшие больные души, большие человеческие глаза омытые слезой, трагедию ребёнка, матери, отца в годы Великой Отечественной Войны. Замечательные авторы сделали такие шаги в литературе...

  Кто захочет из современников пройти этот путь сейчас? Показать человека...

 Сейчас!

  Нам бы прочитать, осмыслить, хотя бы прошлое...

... Я стоял в тени берез, и думал: как мало человеку надо, когда нет самого главного - здоровья!

  На больничной остановке в стороне от меня стояла худая, как вытянутый к свету стебелек,  женщина  лет сорока с подвижной круглой девочкой лет шести. Наверное, мама с дочкой. Дочка дула губы, пыжилась, слушая наставления матери, но не выдерживала серьёзную мину, и заливалась искристым смехом. А мать смотрела на своего позднего ребёнка, и умилялась.

    Они были неместные, поэтому долго не могли вызвать такси, так как оператор не распознавал номер как саранский, а они приехали откуда-то с дальнего района нашей многострадальной мордовской республики, и вызывали такси на улицу Московскую.

  Я решил   помочь, и поехать с ними - мне тоже нужно было ехать в центр. Подъехала "Яндекс такси".

   Девчонка весело щебетала, о чем и не вспомню... Главное, что она выиграла приз в православном художественном конкурсе, и теперь ехала получать грамоту в резиденцию патриарха, недалеко от кафедрального собора праведного война Феодора Ушакова.
 Я вышел вместе с ними, дружелюбно помахал рукой, и пошёл в сторону Дома Печати.
 
  За углом курил знакомый по ВК маленького роста, плотно сбитый, как колобок, поэт. Лысина его ярко горела на солнце, как масличная. Странно, когда встречаешься с своими вертуальными друзьями, первая мысль как в рекламе: " Он настоящий! " Некоторые становятся друзьями реальными, а другие... как картинки в журнале. Но родную душу сразу чувствуешь.

 В Доме Печати я встречался с редактором молодёжного журнала "Странник" Полиной Смородиной, тайным и явным соавтором многих произведений, которые адаптируются для журнала. В завершении беседы, может быть, неожиданно  даже для самой себя, Полина подарила мне исторический роман " Патриарх Никон" Михаила Филиппова.

  В предисловии романа Михаил говорит о том, что написав о личности патриарха в популярной версии беллетристики, он тем самым хочет донести до читателя простую истину: монах Никон, ставший патриархом ( в миру Никита Минин) не виновен в расколе!

  Книга в простой форме добродушного рассказа говорит о жизни простого сельского паренька, подобно Ломоносову пробивавшему себе дорогу к знаниям.

  Святитель Никон вперывые ввел единое церковное пение, гармонию в службе Богу в храмах. Проповедь с амвона тоже его новшество.
 Книга говорит о великом государственном деятеле, церковном реформаторе, объединившим Белую, Малую и Великую Русь в тринадцатилетнюю войну(1654-1667) против польской Речи Пасполиты. Объединившим Церковь под единым уставом Святой апостольской православной церкви, унифицировав ее с греческой!

  Никон был прежде всего монах-воин, ратовавший за возвращение русских земель, потерянных в Смутное время. Монах, протянувший руку помощи Богдану Хмельницкому.  Обладая государственной властью, Никон был против вмешательства государства в церковь. Строил монастыри, лелея в сердце духовное преображение Святой Руси...

 В силу интриг патриарха сместили, и он доживал век монахом. И если патриарх судил раскольников духовным судом, то сместившие его - судом уголовным... Единственный памятник патриарху Никону стоит в Саранске.

  Вот такую книгу подарила мне Полина в день Святаго Духа.  Особой благодати Божией и Откровения. Бережного отношения к своим корням.

И я поехал к родителям...

  Каюсь, книгу я отвез в деревню, не дочитал, а про историю Никона узнал в предисловии автора, в открытых интернетисточниках, думая о личности патриарха.

  Но я обязательно дочитаю этот роман, когда в следующий раз поеду в деревню.

  Ведь я её оставил там, посчитав не очень интересной, и лишь изучение истории Государства Российского и какое-то внутренее чувство долга, возобновило интерес.

 Сегодня, повинуясь этому внутреннему зову, я поехал в центр Саранска, чтобы ещё раз подумать о нелёгкой судьбе российского Святителя.

  Божий свет озарил памятник...

18 июня 2019.

 На третий день отпуска ( начиная с Троицы)я, как и любой грешный человек на моём месте, всерьёз задумался, как провести отпуск и где отдохнуть с семьёй...

 В Саранске лучшего места для отдыха, чем Пушкинский парк, я не нашел. Ну, где ещё можно, потратив тысячу рублей, получить миллион эмоций?!

Нарядные и красивые - я, супруга ( есть в этом выражении что-то от лошадиной упряжи) и дочь пошли с утра в этот заповедник развлечений.

 Утки прятали  свои носы  с длинными ноздрями-раструбами в темную воду утиного острова, и показывая нам свои задницы, гордо плыли по кругу.
 Пушкинский парк предполагает три дороги...

Прямо, направо, и ещё раз направо.

Прямо - аллея мастеров, где выставляют свои работы ремесленники всех родов. Проходя там, мы натолкнулись на мастеров другого рода - мастеров "развода", наглецов нынешней жизни. Молодые люди, играя с длиной резиновой змейкой, сунули её в руки дочери: " Это тебе!" Спокойно, ребята, спокойно, нам ничего не надо... Хотя возникает такое чувство, как будто тебя дразнят. И тихая ярость подступает к сердцу родителей...

 Далее, по этой дороге, зоопарк-тюрьма  в которой пожизнено мучаются животные ради того, чтобы школьник, ковыряясь в носу, мог их лицезреть. Бывает, правда, животные убегают... но, это не саранцы, и убегают если только из цирка. Вот, в прошлом году какая-то обязьяна из гастролировавшего шапито убежала, и её ловили за вознаграждение, или это был бегемот, уже и не помню; Ну, да бог с ними... Итак, далее сцена для дискотек и выступлений, бывшая в годы юности наших отцов местом свиданий и драк; игровая площадка в виде большого парусника с пушками по борту, снастями в виде верёвочных канатов и миллиарда пластиковых фентифлюшек. Напротив этой каравеллы, а может бригантины, а может шлюпки, я простите, не разбираюсь - стоит здание администрации парка возле чёрного  железного забора и маленькой калитки.
 
И здесь, неподалёку, на каком-то блаженном островке есть место, которое наполняет душу теплом, - небольшой приход Успенской церкви. Внутри храма шум парка слышится по другому, как бы изнутри. Иногда, стоишь во время службы, и слышишь ранний смех детворы, звук пуска мотора , и такой шелест в воздухе от каруселей - такое бултыхание - как будто в тихой заводи  проснулись её обитатели и резвятся...

  А если идёшь направо, мимо утиного острова, то попадаешь на аттракционы. А если ещё правее - на катамараны, лодки, шашлыки.

Мы встали у кассы и положили на карточку тысячу. Теперь, прикладывая ее к магнитному сканеру, мы можем и покуролесить. Из детства  я ещё сохранил это чувство полёта, когда ты паришь над землёй... В детстве это было  и во сне, и  наяву. И не было страха! А когда ты взрослый, то как будто реанимируешь это чувство. Мы с дочерью прокатились на орбите и цепочной карусели. На последней - реальная левитация.

Затем пошли в тир. Постреляли. И нам дали сердитого мишку в красных штанах за усердие.

И тут мы захотели чего-то нового, и так как на "Емели"  очень сильно кричали, то мы не захотели туда пойти. Пусто было на другом аттракционе - "Drop Zone". Это  такая штука с пятиэтажку с вертикальным пластиковым диваном, которая при помощи подъемника вскидывает тебя вверх, и резко отпускает. В прошлый раз я наблюдал со стороны, было очень дико и весело.

Ну так вот, мы пошли с дочкой(дочке тринадцать лет) на этот аттракцион...

Был визг... Страх... Я реально испугался за ребёнка... У меня было такое чувство, что она станет заикой. В душе я очень ругал себя. Но вот последний раз встрехнув нас, "Drop Zone" остановился. И дочь как ни в чем не бывало запрыгала по лужайке. Я же вышел с лицом белым, обескровленным, бледным как смерть.

Кассирша сказала: " Вот молодежь, хоть бы хны! А большие боятся! Испугались!? Вы уж бы с больным здоровьем на лавочке бы сидели..."

- Да, всё нормально, спасибо!

У утиного острова в окружении цветов, в блаженном летнем аромате, действительно спряталась на лавочке наша мама. Привет! Мы живые!!!

Приехали домой - и вся жизнь по обычной программе: чай, плюшки, телевизор. Ох, уж этот телевизор... Выкинь его, население России! И рождаемость повысится, и урожайность!

19 июня 2019.

 Я всё думал: писать или не писать? Ведь собственно о чем писать - обычная жизнь сельских жителей в мордовской глубинке. И писать надо правду, а её иной раз никто и не знает.

  Но начнём с  простой её формы: события и факты.  Возможно, нет никакой целесообразности в описании самой жизни, потому что она для того создана Богом, чтобы жить и радоваться. Но когда наступает духовный штиль, тебе все же охота разобраться в том, что же это с тобой было. И к тому же, написав о течении жизни, облачив жизнь в слово, я тем самым даю ей другую форму - форму воспоминания.

Итак, полагаю, я себя уговорил, что мне это не трудно. Ведь я даже не пишу, а нажимаю пальцами на букву, - и уже угодливый андроид предлагает слово на выбор( вот ещё искушение).

 Теперь нужно убедить вас, высокочтимый друг, что  будет интересно читать. А читая, осознавать. Понимаю, что процесс чтения нелёгкий. Как же убедить читать...  Скажу просто, что будут звёзды на чёрном безмерном небе...
 Но все события совершенно обычные.

  Я жил в деревне десять дней один( семья предпочла городской уют, ведь в деревню даже автобус отменили), молился Богу, читал деяния апостолов, а из художественной литературы прочитал произведение Джека Лондона «Мартен Иден» - о каторжном труде писателя и начал читать исторический роман " Патриарх Никон", который требует большого духовного труда...

 Итак, как вы и догадались, у меня прошёл очередной отпуск. Как он пришёл? Как жизнь проходит - незаметно...

  Три дня я раздавал долги по Саранску, и на четвёртый утром рано поехал в эрзянскую деревню Бузаево.

  Из всех долгов самые важные, после квитанций ЖКХ, это штрафы. У меня был неоплаченный штраф ППС, который я успел оплатить до того, как двое молодцев, сверкая красными книжками, постучали в дверь.( Представьте, если бы инспекторы ДПС собирали штрафы по квартирам: приходит такой дяденька и ритмично отбивает волшебной палочкой по левой ладошке...).

- Почему штраф не оплачиваем? - сказал полицейский, угрожающе двинув плечом вверх, как - будто у него за спиной была винтовка. Стажёр рядом с ним, худощавый парень в джинсах, с красной повязкой на руке, сделал серьёзную рожицу, шмыгнув носом  в мозг.

  - Сегодня оплатил, - ответил я, поправляя семейные трусы. - Час назад. Вот квитанция и протокол.

- Да!? Когда- когда? - посмотрел в свою красную книжку старшой, как бы не веря своим глазам.

- Час назад. Вот квитанция и протокол, - и я в самом деле  протянул эти два документа полицейским, вытащив их из сумки, как факир из шляпы кролика. - Да если бы мне штрафную квитанцию сразу выдали, то давно бы оплатил...

- Вчера должны были оплатить... Почты на вас не хватает, - тоскующим взглядом пронзил мою недельную щетину госслужащий. - Бухаем?

- А, нет, я не хочу... Ой, простите... Я в отпуске... Читаю " Закон Божий" репринтное издание. Могу дать почитать.

- Закон?

- Божий...

Полицейские, как и все порядочные полицейские, потоптались ещё немного сравнивая квитанцию и протокол, и видимо поняв, что им здесь делать нечего,  попрощались со мной по-отечески, как с родным - со слезами на глазах.

- Мы вас больше не побеспокоем. Всего доброго!

Как только они ушли, щелкнул замок двери одного из соседей, и показались сначала хитрые опухшие глазки, а затем и весь тревожный образ человека в розовых тапочках.

- Это не коллекторы приходили?

- Коллекторы? - удивился я такому эпитету. - Да, нет с МЧС приходили, награду дали за спасение утопающего, - зачем-то соврал я, и захлопнул дверь. Совсем во лжи погряз.

" Хорошо хоть жены с дочерью не было, ушли за покупками, и не видили этот цирк", - подумал я. И начал готовится к отъезду. Собирать сумку мне помогала кошка с японским именем Хината, взятая из приюта жирным пугливым бегемотом, и ставшая за несколько месяцев пребывания у нас стройной ланью. Она обнюхивала вещи в сумке, и била хвостом довольная выбором. Кошка попалась  на редкость самостоятельная, и ограничивающая себя от посягательств. Гладьте, пожалуйста, гладьте. Но не более того. Только с Надей, моей  дочкой, она вела себя как младенец, хоть в пеленки закатывай...

К вечеру я еще был в раздумьях, побросал шмотки в спортивную сумку, средства гигиены. За продуктами решил зайти на рынок. Впрочем... " не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы( Мы.6,34).

20 июня 2019.

Первым делом, перед поездкой, я зашёл на химмашевский рынок купить обувь и затариться продуктами. Обувь я решил купить по ходу дела, - меня привлекли дермантиновые сандали с ремешками, которые я подсмотрел на ноге одного прохожего пенсионера. Отцы Рима позавидовали бы! Притом я надеялся на скидку как один из первых покупателей. В крайнем ряду была выставлена на витрине прилавка всякая обувь: от сандаликов до галош. Бойкая средних лет татарочка сразу же окружила меня своим вниманием. Её цветастый платок так и мелькал, так и мелькал перед глазами.

- Вот эти примерьте. Замечательно!

- Да нет, че то жмут, узки…

- Ой, да разносятся!  Вон молодой какой! Пару раз на свидание сходишь и расшлепаешь! (Как будто я резиновое изделие покупаю!) Восемьсот всего! Ну, хочешь, вот – на липучках, каучуковые, свободные, - платок метнулся к другому краю витрины. Было заметно, что продавщица раздражена капризным покупателем. Не сумев ничего выбрать, я пошёл дальше. Пройдя пару торговых палаток, я остановился перед витриной с обувью. Какие красивые сандали! Возле меня появилась пожилая женщина-продавец.
 
- Бери! По-дешевле отдам. Я закрываю ( палатку то есть). В деревне дороже не продажь, а везти не охота. Я из Аксенова, - предупреждая мой вопрос мелькнула золотом в зубах женщина. Её понурый безрадостный вид  внушал сочувствие. Казалось, она совершенно равнодушна к предмету торговли и озабочена только моим благосостоянием. – Вот возьми за шестьсот. В зеркало посмотри!

- Да я и так вижу…

- Да ты посмотри в зеркало, хорошо тебе! Носи на здоровье! Кроссовки подберу за восемьсот! Главное не болей. Дай Бог здоровья!

- И вам не хворать! – стал я раскланиваться, купив и сандалики, и кроссовки. И все думал: нет ли здесь подвоха?   Успокаивая себя на том, что в пожелании здоровья ближнему обмана нет, если нет обмана в торговли.

 Затем и зашёл в ничем ни примечательный маленький магазинчик в стене рынка, ожидая увидеть там  цены  ниже средних. И не прогадал! Купил  консервы: каша гречневая, перловая, рисовая – каждую по три штуки и все с говядиной, пару пакетов лапши, чай, кофе, сахар. Продавщица без всякого удивления смотрела, как я набиваю спортивную сумку, и порекомендовала купить банку тушенки: « Там прям целый кусок мяса».  Что я и сделал. Хлеб  решил купить в Больших Березниках.

 Следующим моим шагом был поход на "пятачок", где ребята за небольшую плату предоставляют тебе место в своём автомобиле.

- Не подорожало?

- Нет, также двести, только евро, - пошутил бойкий водитель.

В тесной компании у стены магазина мужики вели беседу. Первый вольяжно расселся на пластиковом кресле, второй на корточках рядом курил и жмурился от солнца, а третий ( мой водитель ),  увивался коршуном между этими двумя в пух и прах разбивая всякое их умозаключение.

- Дождя нет. Надо картошку поливать, а то не вырастет, - сказал первый, нервно подрыгивая ногой.

- Чё!? Кто картошку поливает? Я в том году поливал... Смотрел-радовался, как лопухи растут. А выкопал -  одна по другой тянется  с куриное яйцо. Картошку не прольёшь. И вообще - поливать надо воздушно-капельным путём. Купил насадку - и пущай разбрызгивает. Во! - сжал кулак и  поднял большой палец " мой водитель ", типа, как сейчас модно в соцсетях, «лайкнул» или «класс показал».
 
Первый и второй сплюнули. Лицо первого выражало досаду и усталость от жары. Второй много курил, и следовательно плевал.

- Колодец копали-копали, пятнадцать метров, а воды нет. Старый пересох, ушла вода, - начал новую песнь второй.

- Чё!? Куда ушла? Камушек на леску привяжи и опусти... У тебя ушла - ко мне пришла.  Грунт играет! И вширь тоже надо копать!

Первый усмехнулся. Видимо решив блеснуть остроумием, сказал:

 - А  зачем они( те, кто роют колодцы) гравий вокруг сыплют?

- Для укрепления грунта. Фланец есть?

- Какой ещё лянец?

- Эх, екорный бабай, флянец не знаешь, что такое?

 - Да, знаю. Как юбка он, сверху одевается. Да?

- Чё!?

 От полного разгрома в словесной битве первого спасла подоспевшая чета пенсионеров, следующих в Дягелевку и постоянный клиент, курсирующий по своим делам между Б. Березниками и Саранском.

-  Адя. Садись вперед, - сказал ему по-своиски водитель. И потом всю дорогу они разговаривали на мордовском, пока клиент не уснул.

   Подъехали к Дягелевке, пенсионеры вышли. У дороги стоял новомодный каркасный дом, похожий на игрушку. То ли жилой уже, то ли поставленный для рекламы.

   Мы приехали в Б. Березники. У дороги школьники собирали мусор в мешки, - видимо "отрабатывали"   Рассчитавшись с водителем, я зашёл в автовокзал. Касса была закрыта, на окошке висело объявление о том, что с 10 июня транспорт в районы ходить не будет. Ну и правильно! Че ему ходить! Остались в деревни одни бабушки, им и домой внуки привезут чего надо! Почитай у каждого «Х- рей» и « УАЗ – патриот»! А для чего же теперь вокзал нужен?! Как для чего: вот книжки расставлены на столе, как на выставке. Изба-читальня. « У нас порядок такой – почитал, понравилось, забери с собой!» Вот это мне нравится, будет чем досуг скрасить на закате тяжёлого деревенского дня. Книга – друг! Как и мобильная связь. Вот дверь с рекламой  сотовых операторов, которую закрывает молодая девушка в сопровождении парней. Страшная иллюзия родилась у меня в голове: а вдруг транспорт оцифровали!? Зашёл в кабинку, разложился на пиксели, а затем сложился в полном цифровом объёме, если ничего не по теряется на просторах галактики…

- Они не работают, - игриво стрельнула на меня продавщица гаджетов. И пошла. И пошла. И пошла… от бедра раз-два. И я за ней! Испугался, что сейчас она закроет автовокзал, и я окажусь запертым в библиотеке научной фантастики. Девушка, мне билет в светлое будущее!

Со своим баулом, набитым консервами, я вышел на улицу. Накупил пирожков и три буханки хлеба и мороженое. И уже привычно, по-деловому обгрызая пломбир, потянулся к недостроенной церкви ( Господи, вразуми!) возле которой сидели добрые дяди с личным транспортом.

- До Бузаево.

- Поехали.

- Сколько?- спросил я, с облегчением скидывая сумку в багажник.

- 350.

  Мы поехали по дороге, которая практически сразу за Березниками представляла ямку на ямке. Велосипедисты от юных до увитых сединой сторожил плевали на эти препятствия. Машина же петляла,как заяц, порой выезжая на встречку, ища проход в «мином поле». Очевидно, дорогу разбили тяжелогрузы. Дорогу и раньше латали местами и участками. Сейчас, когда отменили пригородные маршруты из райцентра по деревням, это означало, что государство забыло дорогу в деревню. Покрытая мраком забвения, я представляю во что она превратиться через десятилетие. Деревня станет приютом отшельников и спящих красавиц.
 
  Оторвавшись от оцепенения будущего миража, я обратился к водителю:

- Велосипед надо покупать…

- С моторчиком!

- Да!

Или кроссовки с крыльями...

20 июня, вечер, приезд в деревню Бузаево.

Вот и знакомый поворот. Мост через речку-ручеек Штырму.

  Дёрнул же меня нечистый купить дом за сто вёрст от города. Там, где город - там и работа, а значит жизнь. Только для чего же мы работаем? Чтобы на старости лет припасть к родной земле...

Проезжаем деревни. Немноголюдно. Проедет одинокая баба на велосипеде, или пройдет хмельной мужик - все равно, что последняя осенняя муха в грязно-мутном стекле. Но и пьяницы перебираются в город, где можно попрошайничать и завсегда найти собутыльника.

  Умирает деревня, да все никак не умрёт... Что же её держит? Последние "могикане" - коренные жители... которых пора уже заносить в красную книгу и оберегать. Растёт и множится Симкинский заповедник... Шигурово - там ещё есть школа, Паракино - среди поросли крапивы нет-нет и мелькнет жилой дом. Осыпаются кирпичем старые советские здания, а новых здесь не предвидится. Жизнь такая штука, человек он как муха, ему кушать надо. А в еде он неразборчив, было бы всего побольше - сластей всяких, да американских бутербродов. И я такой.

Но первое, что меня поразило - это не запустение, ставшее привычным, а мусорные баки "Ремондис". С каждого человека по 60 рублей в месяц! И приезжают огромные контейнеровозы, в который легко уместились бы и сами жители села. А может таким образом ведётся учёт населения?! Или может мусорные свалки пахнут лучше, чем скромная ямка пенсионера, где он сжигает свой мусор. Оправдана ли эта мера? Или бизнесу лишь бы денег брать - и без разницы с кого - с малой души или старой... К примеру, детские пособия в несколько раз меньше, чем плата за мусор, который берут с ребёнка. Но это в городе, где рожают. А в деревне счёт идёт на стариков, которых относят на тихое сельское кладбище. И будет так, что не будет никого в живых, и новых семей не будет, а будут приезжать на Троицу сыновья, и будут радостно каркать вороны в предвкушении пира.

Отчего так безрадостно у меня на сердце, отчего сжимается душа в тоске при виде купленного, но чужого дома? Что я потерял здесь? Чего хочу найти? Понять?

...такси давно уже скрылось в белесой дымке дороги, а я все смотрел на древнии глухии ворота столетнего дома на сгнивших дубовых пеньках.

Жена с дочкой здесь уже с неделю хозяйничали без меня ( но уехали), поэтому не было зарослей крапивы в человеческий рост, и я свободно дошёл до крыльца. Открыл двери. Запах тёплой пряной травы, как с покоса, ударил в нос. Пошёл гулять по дому терпкой полынью, жаркой крапивой, нежной мятой...

Я стал разбирать сумки. Раскладывать припасы. У меня получился целый арсенал из тушенки с кашей.

Засыпал я легко. Впервые, в полной тишине, помолился. Уснул сразу. Как камень ухнул в воду.

21 июня.

  Священное Писание нас учит, что кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами.

  Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал:" Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне". Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. " Делай так и спасешься", - сказал ему Ангел Господень.

( Избранные жития святых. Преподобный Антоний Великий).

   Я открыл глаз.Тихий луч через маленькое старое оконце проложил себе дорогу в старый дом, где я спал. Полоска света на стене ширилась, пока яркое солнце незаполнило теплом и светом всё вокруг. Сразу вдруг назоиливо зажжужала муха в стекле, просясь на свободу. А коварный паук спускался с потолка на окно по ловко скрученной нитке.

 Я открыл второй глаз. Потянулся. Как будто не со мной это всё... По дороге у окна   проехал трактор, тарахтя мотором, нехотя, но по должности, закукарекал петух. Вставай, мол, раззиня, коси бурьян.

  Старая панцирная кровать, в которой я спал, напоминала гомак на каком-нибудь острове среди пальм, она послушно проминалась под телом, скрипела пружиной, и была как-будто из детства, где спит в люльке младенец, хранимый Ангелом. Мы взрослеем, совершаем иногда некрасивые поступки, убегаем из-под крыла Ангела, и побитые жизнью, вновь просим, чтобы осенил Он своим крылом нашу душу, в молитве и посте слезно просим Господа,чтобы не отвратил Лица Своего от нас, грешных.

На подоконник, у изголовья, я поместил образ Пресвятой Троицы с благословением митрополита Зиновия. Это была небольшая иконка, с которой я ходил в больницу к сыну, и хотел ему отдать её, но воспрепятствовала санитарка: " Не давайте, потеряет, он же не знает, что с ней делать..."  Почему то сразу после ОГЭ, олимпиад и проч., с ним случился нервный срыв. Нет ли в самой системе образования построенной на американских тестах для неадекватных отстающих в развитии детей граждан США, страдающих от переизбытка насилия в компьютерных играх, программы подрывающей здоровье и жизнь молодых людей РФ, которые включаются в эту бессмысленную гонку? Зачем брать с Запада отбросы? У нас же есть своя культура, Православная, и из этого надо исходить.

  Помоги, Господь, нашему разумению и просвящению! Да, что говорить! Мы, родители, сами-то давно креститься и молиться научились? Тяжело нам было, а каково детям?! Много светлых храмов в городах, но много ли пожелают встать на молитву, забыв о суете и погоне за временем? Нет... А князь времени сатана не дремлет, и вся суетность наша вяжется у него в один клубок желаний, страстей, грехов. И бывает, мы сами, не замечая, опутываемся ими, как попавшая в паутину мошка на заре жизни, и каждое следующее хаотичное движение только ещё более запутывает. Лишь направленным и усиленным движением можно вырваться на свободу...

Я потянулся, напрягся, и выпрыгнул из своего такого удобного и расслабляющего гамака. Какое это блаженство ходить босиком по полу! Ты чувствуешь, что живой! И как не велико было желание встать на утреннюю молитву, но требования плоти всё же воспрепятствовали ему. Грешные мы люди, живые...

После того как я себя привёл в порядок, стал читать утренние молитвы. От старых владельцев дома мне достался иконостас с большими иконами за стеклом, украшенными фольгой и декоративными цветами. Глядя на них в прежнии времена, когда злоупотреблял алкоголем, а о церкви только слышал, я не обращал внимания на порядок в иконостасе. А сейчас не мог понять, почему иконы расположены в таком порядке. Пресвятая Богородица слева, Николай Угодник по середине, Христос Спаситель справа и под него был подоткнут второй образ Святого Николая на ламинированой картонке, благословляющем двуперстно старообрядцев. По видимому из-за своей бороды и пожилого возраста Николай Угодник казался прежним хозяевам главенствующим, напоминающим Бога Отца. Также это говорит о том, как сильно почитали Святого коренные жители мордва-эрьзя. Я восстановил порядок, разместив икону Спасителя по центру иконостаса, Святого Николая с пышной белой бородой рядом, а старообрядческий образ убрал в сени, за окно, где зеленела акация.

Исполнив молитвенное правило, я подогрел на электроплитке банку с кашей, позавтракал. Посидел, посмотрел в окно. Время было часов восемь, а солнце уже припекало. Пора было браться за покос. Расправив свою современную металлическую косу, я вышел во двор.

 От крыльца шло тепло старого нагретого дерева с облупившейся краской. Высокий глухой забор как щит закрывал меня от глаз соседей и всякого зверя, домашнего и дикого, блестя двускатным козырьком.  Дверь в дикий заросший мир открылась, волна пряных ароматов мяты и крапивы накрыла меня блаженным духом.

Раз! Раз! Раз! - взмахивал я косой. Травы склонялись, образуя ковёр. Вдруг - хрясть! Бутылка, брошенная кем-то с дороги в кусты. Да, сначала надо было убраться. Взяв мешок, я стал собирать мусор, и нечаянно наступил на гвоздь в старой деревяшке. Боль пронзила меня от пятки до мокушки. Слава Богу рана неглубокая!

Я присел на крыльце, шевеля своими пальцами наподобие подранка. По дороге шёл от "потяя"(сестры) малорослый Вася с сумкой, отмахивая своей культяпой, почесывая лохматую голову. " Саня!" - послышалось его приветствие. В котором было всё: и желание выпить, и скука деревенского одиночества. Да не Саня я, - а Лёша! Но Васе это было всё равно.