Встреча с косяком рыб. Рассказ для детей

Максим Антошин
Однажды мне довелось побывать в Таиланде, на расположенном в Андаманском море острове Кох Чанг. Мне очень хотелось познакомиться с подводным миром острова, однако, несмотря на необыкновенной красоты морские пейзажи, вода у его берегов мутная, и что-либо разглядеть под водой толком не получалось.
После нескольких неудачных заплывов я решил воспользоваться услугами экскурсионного бюро, которое организовывало поездки на острова, где вода прозрачнее.
И вот весело раскрашенный в тайском стиле кораблик повёз меня вместе с группой шумных китайских туристов в открытое море.
Виды, открывавшиеся нам по пути, были без преувеличения великолепными! Разбросанные по бирюзовой, подернутой мелкой рябью поверхности моря живописные острова и островки создавали неповторимый колорит этого места.
Через некоторое время мы прибыли к живописному островку Ко Вэй для сноркелинга. Корабль бросил якорь, и желающие поплавать попрыгали в воду.
Вдоволь насмотревшись на изобилующих здесь у берега морских ежей с длинными иглами, кряжистых губок, раковин тридакн с синими мантиями и сцену кормления китайскими туристами забавных полосатых рыбок-сержантов, я решил отплыть немного в сторону.
После нескольких нырков, на глубине шести-семи метров мне встретился огромный косяк небольших, примерно 15-20 сантиметров в длину, рыб с ярко-желтой полосой вдоль овальной формы тела и жёлтыми острыми на концах плавниками. Позже я выяснил, что эти забавные рыбки называются желтополосыми селарами. Косяк был настолько огромным, что от первого взгляда на него у меня буквально перехватило дыхание.
Он был овальной формы и в поперечнике составлял как минимум метров 15, а по высоте — не менее восьми. Сколько в нём было рыб, сказать трудно, но, думаю счет должен быть десятками или даже сотнями тысяч. Никогда прежде я ничего подобного не видел!
Все рыбы в косяке двигались удивительно синхронно и слаженно, как будто кто-то невидимый давал им команды с помощью неведомого мне устройства.
Известно, что примерно четверть всех живущих  в Мировом океане рыб проводят свою жизнь в стае. Для них стая очень важна. Стая помогает рыбам защищаться от хищников, находить пищу и партнёров. И вот такая стая предстала предо мной.
Я поднялся на поверхность, отдышался и снова нырнул. Косяк был всё ещё там. Ударив ластами, я устремился прямо к нему. Мне было интересно узнать, как поведут себя рыбы. При моём приближении стая неожиданно расступилась, образуя широкую "трубу" и пропустила меня. Восторгу моему не было пределов! Она вела себя как живой организм! Проплыв через весь косяк, уже почти на поверхности, я оглянулся и увидел что "труба" затянулась, и косяк пришёл в своё первоначальное состояние.
Я повторил свой проход ещё раз с тем же результатом. Нырнув в очередной раз, я увидел, как, вытянувшись длинным языком, косяк уходил в открытое море.
Позже я прочитал, что стайное поведение рыб учёные ещё недостаточно хорошо изучили. Известно только, что такое поведение у рыб врождённое, что в стаях всегда рыбы одного вида и одного возраста.
Также если одну рыбу отделить от стаи, то она становится вялой и болезненной. А например, сельди, оказавшись вне стаи, сильно волнуются.
Мысленно попрощавшись со стаей желтополосых селаров, я поплыл к кораблю. По дороге назад, я ещё долго находился под впечатлением от встречи с огромным живым косяком рыбы.