Почему русские так падки на иностранщину?

Алексей Рочняк
В русской традиции, и это нельзя не отметить, ко всему иностранному ( и в частности – западному) относятся куда с большим пиететом, нежели к своему собственному. Взгляд на чужие достижения часто некритичен, а своё всячески принижается и – когда по-доброму, а когда и по-злому – высмеивается.
В данный момент времени это играет скорее негативную роль, усложняя собственное цивилизационное развитие. Но данная ментальная особенность возникла отнюдь не на пустом месте, и поэтому преодолеть её негативный эффект (а в ней есть и кое-что позитивное – о чем скажем позже) можно лишь в том случае, если мы осознаем и купируем причины развития данного явления.
Длительный период русской истории проходил в условиях фактической естественной изоляции многих отдельных деревенских общин, когда проникновение иностранного культурного продукта осложнялось географической удаленностью. В таких условиях любое новшество принципиально более важно для выживания, нежели то, что культивируется на месте (просто потому, что своё никуда не денется, а гость издалека – гость редкий). Еще реже в подобных условиях появляется возможность самому куда-то путешествовать, поэтому и восприятие иностранной реальности некритично, наивно и идеализировано. Именно исходя из этого мы традиционно настроены, что чужое для нас важнее и интереснее своего.
Определенную роль на нашу падкость ко всему «иностранному» играет и православие, которое, прежде всего, культивирует смирение гордыни. Смирение собственной гордыни – задача сложная, и перевести её в хаяние всего своего – куда как проще.  Что и происходит в реальности.
Хаяние своего и преклонение перед всем иностранным в современных условиях, когда мы уже не живем в виде деревенских общин, географически частично изолированных и наносит явный ущерб нашему собственному культурному производству. Такой настрой уничтожает мотивацию и уменьшает общенациональный творческий потенциал.
С другой стороны – в этом настрое, если он не доведен до абсурда, есть и рациональное и позитивное зерно, увеличивая восприимчивость к мировым тенденциям и критичность к самим себе. Слепая национальная гордыня опасна именно тем, что она ослепляет; а слепой боец всегда находится в очень невыгодном положении.
Чтобы преодолеть негативные эффекты, нужно создать экологическую нишу для собственного культурного производства. В том числе достичь этого можно через резервирование ресурсов для собственного культурного продукта, создание защиты от ничем не компенсированной внешней культурной экспансии.
Путь этот непрост, и, в начале, он не будет популярен. Более того, он может встречать мощное сопротивление со стороны масс, привыкших именно к импортному культурному продукту.
Можно ли вместо «макдональдсов» за счет налоговых льгот и государственных инвестиций  способствовать созданию сети питания, в которой бы продвигались традиции русской кухни ? Неплохую роль могут сыграть и местные квоты на ввоз иностранной продукции, и льготы собственным технологиям. Но более всего необходимо воспитательно-информационное усилие.