Ничего личного, несостоявшийся отпуск

Юрий Фролков
   Ничего личного и ничего лишнего. Только военный билет в нагрудном кармане гимнастерки, как документ, удостоверяющий личность солдата.
   Еще имеется тумбочка в казарме, нехитрое содержимое которой много раз перерывается чужими руками во время отсутствия солдата.
   В голове солдата тоже не должно быть ничего лишнего, только Устав воинской службы, знание которого проверяется ежедневно.
               
   В сложном военном механизме идеальный солдат должен быть послушным винтиком, у которого все личное является лишним.
   Таковы реалии воинской службы без накипи литературной романтики.

   Андрей служил рядовым один год после завершения обучения в институте, где отсутствовала военная кафедра. Таких солдат в воинской  части было несколько человек, и Андрей подружился с одним из них – Владимиром, который был к тому же его земляком.
   Все остальные солдаты служили два года, ежедневно подсчитывая количество дней, оставшихся до демобилизации.
   Перед сном дневальный выключал в казарме свет и громко возвещал: «День прошел…». На это обращение звучал громогласный ответ:               
   «Ну и х…  с ним».

   Андрей, занимавшийся разными видами спорта, без напряжения совершал утренние пробежки и выполнял силовые упражнения на перекладине.
   Солдат, у которых  были проблемы с физической подготовкой, отцы-командиры воспитывали «через коллектив», заставляя все подразделение бежать несколько дополнительных кругов из-за отстающих воинов.
   Недовольные реплики сослуживцев, высказанные в ненормативной форме, заставляли отстающих солдат подтянуться.

   Заместитель командира роты по политической части, которого именовали «замполитом» вызвал к себе Андрея и Владимира в самом начале их службы. Он поручил друзьям периодическое оформление стенной газеты, в которой освещались последние события, и которая призывала к достижению новых рубежей в ратном деле.
   В качестве поощрения замполит обещал воинам краткосрочный отпуск с поездкой на родину.  Оформление стенгазеты требовало умения грамотно излагать свои мысли и рисовать, что у друзей неплохо получалось.
   Работая над очередным выпуском газеты, молодые люди проводили время в «Красном уголке», отдыхая временно от казармы и от несения службы.

   Через два месяца службы замполит вызвал к себе Андрея и предложил докладывать ему о нарушениях режима и неуставных отношениях между сослуживцами.  Андрей ответил отказом, подумав про себя, что «сливать» своих однополчан – последнее дело,  да и без него есть кому «стучать» на товарищей.

   Как морально устойчивому воину Андрею было доверено несение караульной службы на посту № 1  у Боевого Знамени воинской части, которое располагалось в здании штаба.  Преимуществом этого поста было теплое помещение, а недостатком – двухчасовое стояние в парадной форме с автоматом на плече. Постоянное хождение по коридорам штаба офицеров не давало возможности часовому расслабиться.
  Здание штаба размещалось на охраняемой территории воинской части, а длинный коридор, ведущий от входной двери здания к посту № 1, хорошо просматривался часовым.   В ночное время в коридорах штаба было безлюдно, что позволяло часовому несколько расслабиться.

   В 70-е годы прошлого века люди не имели понятия о сотовом телефоне и об Интернете, поэтому книги существовали только в бумажном виде.
   В воинской части была хорошая библиотека и Андрей, который был заядлым читателем, с удовольствием пользовался ее услугами. Интересные книги увлекали молодого человека и позволяли на короткое время уйти от окружающей действительности.

   Прошло полгода службы и Андрей, заступая в караул на сутки, брал с собой книгу.  Читать получалось в часы отдыха между несением караульной службы.  Если книга была небольшого формата, то Андрей прятал ее под ремень парадной формы и брал с собой на два ночных часа караула.
   В вечернее и ночное время в здании штаба находился только офицер, дежурный по части.  Услышав звук открываемой входной двери, Андрей прятал книгу, понимая, что при необходимости успеет сдернуть с плеча автомат.
   Однажды ночью дежурный офицер, неожиданно вышедший в коридор, заметил в руках  часового книгу, подошел к Андрею и протянул  руку. Солдат, молча, отдал ему книгу – это был небольшой сборник стихов Эдуарда Багрицкого.

   На следующий день Андрей был отправлен дежурить на кухню. Дежурство обязывало вставать в пять утра, чистить мешок картошки, мыть и чистить десятки килограмм мороженой рыбы, а также мыть море посуды три раза в день.
   Всю дальнейшую службу Андрей чередовал дежурство на кухне  с караульной службой на трех других постах охраны.

   Все это можно было пережить, но в скором времени другу Владимиру был предоставлен недельный отпуск с поездкой в родной город, а Андрей в наказание за его проступок отпуска лишился.

   «Будем считать отпуск  лишним для меня», –  подумал Андрей и вычеркнул в календаре очередной день службы.

                23.02.2020г.
     Фото из Интернета.