Училка

Жанна Дарк
                Молодая учительница окончила Казанский Университет по специальности : Преподаватель , филолог,   и горела естественным желанием поскорее начать сеять доброе, разумное и вечное. Но судьба немного посмеялась над ней и забросила её на Крайний Север, в военный гарнизон -Ну и что? –рассуждала Мария. А чем Север хуже Юга?  А почему  дети  на Севере  могут быть не такими, как в столице, например?
-А ещё, -думала она, - говорят, что на Севере люди сохраняются лучше.  Вот поработаю на холодном Севере и буду выглядеть лучше.                И вот она уже,  преисполненная энергии и любви к детям,  начинает свою учительскую карьеру.  Но,  как и везде в нашей стране,  действуют другие механизмы, не совсем подвластные любви и добру.

       А действуют  связи,  деньги и положение. Захотел  военный офицер поехать отдохнуть зимой в санаторий, то и учительницу отпустят, разумеется. И пусть другие, у кого нет таких привилегий, мучаются и заменяют учительницу, которая поехала отдыхать во время учебного года. 
Так как у молодого специалиста не было ни того,  и ни другого, ей  давали плохие (простите, ведь не бывает плохих учеников) классы.  Завучи помогали, конечно, когда могли. В северной школе, как и в других, были ученики из многодетных семей. Была одна такая семья, в которой было восемь сыновей! Восемь!

       Ты, конечно, восхитишься, дорогой читатель! Ведь женщина воспитывает восемь будущих защитников Родины!  Но не спешите, не спешите! Для радости нет повода. Все эти дети были, как же так помягче выразиться?  Все эти дети были с дивиантным поведением. Но это сейчас употребляется такое красивое и модное слово. А раньше таких детей называли просто дебилами.
               
         И вот: в каждом классе сидит по дебилу с фамилией Вострилов.  Старший уже окончил школу, отмучились учителя. А сама мать-героиня выглядит просто не как женщина. Ни одежды порядочной – синие треники с гармошкой на коленях, ни косметики хотя бы чуть-чуть – ничего.  Простите, простите. Я не осуждаю эту женщину, её только можно пожалеть. Ведь она не высыпается, а стоит, наверное, перед огромным чаном, как в столовых, и огромным черпаком размешивает  какую-нибудь кашу  своим восьмерым сыновьям. И не до косметики ей! Ей бы только живой остаться.  Да ещё муж, девятый, у неё есть! У таких есть всегда муж – производитель. 

      Ну ладно! Он тоже отец-герой! Но вот только вопрос остался один. Если женщина родит одного ребёнка, потом второго, потом третьего,   и понимает, что все они дебилы, то тогда зачем же это число доводить до восьмого?  Марии дали 5-ый класс. И вот сидит там один из Востриловых. Ведёт учительница 5-ый урок- урок  русского языка, старается дать детям знания. Сама полна оптимизма, радости и добра. Но Вострилову ничего не надо.  Он подбрасывает монету и кидает её, и кидает. Монета со звоном катится, ученики отвлекаются, урок разваливается. -Юра, не бросай, пожалуйста, монету. Убери её. -Ты мешаешь проведению урока, ты не даёшь всем детям слушать учителя.   

     Но, конечно, никакой реакции со стороны ученика.  Тогда Марии Ивановне удалось забрать монету. Казалось бы, вот сейчас всё будет нормально. Но не тут-то было.   Вострилов  не успокоился:   
               
      - Отдайте монету, тогда не буду кидать. И так он продолжал кричать, пока  урок не  закончился.               
        -Ну ладно, - сказала Мария Ивановна. -  Я тебя   не пущу на урок литературы.  Начался 6-ой урок, урок  литературы. Учительница не успела вздохнуть, как в дверях появилась физиономия Вострилова:
 
         -Отдайте монету, тогда не буду мешать.               
       Мария Ивановна вышла за помощью.  -Вот ведь,  мерзавец! Сам не учится и другим не даёт!     Она постучалась в кабинет завуча, но там уже никого не было. Учительница осталась один на один с малолетним хулиганом.

        -Ну ладно!  - сказала она. – Сейчас я с тобой поговорю.  Вострилов побежал.  Мария Ивановна шла за ним. Он бежал по коридору школы и забежал в спортивный зал. Если бы он выбежал из школы, то на этом история и закончилась бы. Но так как он был дурачком, то в спортивном зале забежал в туалет и хотел закрыться. Но на его несчастье замок был сломан. Учительница зашла вслед за ним, схватила его за шиворот и тряхнула. Нервы у неё были на  пределе:

      -  Ну что ты теперь будешь делать?  Ты два часа издевался надо мной, не давал вести уроки.  Из-за тебя нормальные дети не получили знания! – Вот сейчас  засуну тебя в унитаз и утоплю. Одним негодяем будет меньше! Неизвестно,  как подействовало всё это на маленького негодяя, но на другой день он вёл себя нормально и больше это не повторялось. 

         Молодая учительница понимала, что она поступила непедагогично.  Ведь его мамаша могла ещё и пожаловаться на неё,  и тогда  педагога  могли уволить.  Вот так постепенно  и  расстраиваются нервы у учителей. Они всегда бесправны, а ученику можно всё: и нагрубить, и мешать вести уроки, и вообще их срывать. И даже куда-нибудь послать.  Не случайно же учителям дают пенсию раньше и отпуск больше. Отпуск большой,  чтобы они хотя бы за лето успели прийти в себя после долгого и  трудного учебного года.

       И вот прошло 15 лет. Мария Ивановна,   уже не  молодой специалист, а учитель с опытом  – ведёт урок, в руках учебник. Делает замечание и вдруг слышит нецензурное выражение в свой  адрес.  Всё потемнело в глазах учительницы литературы.  Она вытащила ученика из класса и стучала   по его  голове учебником.   Разве такое возможно?  Возможно! Нервишки-то тоже стали хуже. Вот и не выдержала Мария Ивановна. Она рассказала это коллегам. Они её спросили:
     -Видел ли кто-нибудь? 
    -Не знаю, - ответила она.

Да, конечно, её бы уволили, если бы мать этого хулигана пожаловалась.  Но она не пожаловалась – или она понимала, что её сын не прав, или ей было всё равно.  На другой день ученик извинился и всё. Ему–то всё это, как с гуся вода. Всё как будто забылось. Только нервы у учительницы стали ещё слабее.

          Много воды утекло за это время.  Было и трудно, и легко, и весело,  и не очень.  Ей нравилось работать с детьми: можно поспорить, поговорить с ними, посмеяться.  Она вспомнила один смешной случай.  Когда Мария Ивановна проверяла тетради, то обычно её красной пасты было всегда больше, чем ученической синей.    И вот красная паста закончилась.

- Ребята, у кого есть ручка с красной пастой? Дайте мне, пожалуйста! - Возьмите, Мария Ивановна! - подбежал  Денис. Это был очень добрый мальчишка с широко распахнутыми голубыми глазами. Но учился он очень слабо, на двойки и тройки.               
      - Спасибо, Денис! - С паршивой овцы хоть шерсти клок, -вылетело у учительницы, которая очень любила пословицы и поговорки.
 
      И тут она увидела глаза Дениса, которые доверчиво смотрели на неё.  Мария Ивановна поняла, что сказала что-то не то.   Денис мог обидеться.   
       -Ты не обиделся,   Денис? - спросила она.
       -Нет, - ответил ученик.
      –Не обижайся, пожалуйста! Я не хотела тебя обидеть!  Извини! Это просто пословица. - Я знаю, что ты очень добрый мальчик.               
       -И всегда вам всем повторю.  Учиться, конечно, надо хорошо, это вам пригодится в будущем. Но самое главное, самое главное в жизни – надо оставаться человеком. - Спасибо тебе,  Денис, за красную пасту.

      Вспомнила Мария Ивановна и ещё один случай – не смешной. Сколько их было за её долгий учительский труд? Не счесть!  Она вернулась из отпуска. На один день опоздала. Но всё-таки с радостными надеждами вернулась к своим любимым детям. Но администрация, «противная» администрация, решила подложить ей свинью и поставила в самый первый день учёбы – 12 уроков.  Шесть уроков в 11 –ых  классах  и  6 – в 5-ых  и 6-ых классах. 

         С ума сойти! Но ничего! Учительница из отпуска, только что отдохнула – пусть работает! Ишь ты, прилетела  с Кипра, загоревшая,   отдохнувшая, полная сил! Красавица!  Давай, давай, работай! Нечего  расслабляться! Мария Ивановна  и в правду была красивой и обаятельной женщиной и любила красиво одеваться со вкусом.  И в школу тоже. У неё были классические костюмы, галстуки и соответственно туфли на высоких каблуках. И, конечно, красивые блузки, юбки  и т.д. Она была настоящей женщиной, а не только учительницей.  А как же иначе? Ведь тебя сканируют тысячи глаз!

     Бог наградил её  красивыми   волосами  пшеничного цвета. Директор не раз ей делала  замечание – убрать куда-нибудь их, спрятать. Но увы…Красоту не спрячешь! Началась вторая смена.  В старших классах она отработала с лёгкостью шесть уроков. Но вот эти живчики – пятиклассники и шестиклассники!  Куда от них деться? На 3-ем уроке она провела внеклассное чтение на тему:"Кто что прочитал за лето". Незаметно начали говорить про инопланетян.  И дети, и Мария Ивановна любили эту тему. Спорили до одури друг с другом и с учителем. Две девчонки напали на одного пацана.

       Он, сопротивляясь, стал смеяться и не мог успокоиться. Марии Ивановне пришлось попросить его выйти из класса и прийти в себя. Прозвенел звонок. Ох, этот спасительный звонок! Он спас всех! Да не всех! Две девчонки не отстали от пацана. Он не выдержал и шарахнул одну из них сменкой по голове.

       Пришлось Марии  Ивановне провести профилактическую работу:
      -Ребята, спор не должен заканчиваться рукопашной.    Дети, кажется, поняли.  А сама учительница вспомнила   смешной случай из своей школьной  жизни,  когда её тоже выгнали с урока за смех.  Она, будучи ученицей 10-го класса,  развалила урок смехом, отвечая на вопрос учителя биологии:

-  Ребята, а как вы думаете, почему люди разговаривают на разных языках? Один из учеников предположил, что именно обезьяны разговаривали на разных языках. А уж Марии с её буйной фантазией этого  хватило. Она живо представила   этих мартышек и бабуинов, которые жевали бананы в Африке, не забывая болтать  на своём обезьяньем языке.               
          И вот Мария Ивановна идёт на 11-ый урок в 6-ой класс.  У неё дико разболелась голова.  Она уже не помнила, как провела 11-ый урок. А потом и 12-ый!   Какой отпуск! Какой Кипр! Главное добраться по сопкам домой! Домой! Она дома! Бросила дипломат, сняла туфли на высоких  каблуках, кое-как разделась и рухнула на кровать, накрывшись с головой! Всё!

Она учила их высказывать своё мнение, отстаивать его и ничего не бояться.  Только тогда, считала она,  может развиться яркая личность. Личность, которая  не убежит в кусты, а будет бороться за правду.  Сформируется человек, который будет называться Человеком с большой буквы. Не будет жить по принципу – моя хата с краю, ничего не знаю.  Она могла уже дать анкету детям и  сказать:
       -Ребята, напишите всё,  что Вы думаете обо мне  - какой я учитель и какой человек.  Можно  не подписывать листок, писать левой рукой, печатными буквами, даже хоть правой ногой.  И ничего не бойтесь – это только для меня. Я ведь не только учу вас, я и сама учусь у вас. 
 
      Это Марья Ивановна смогла сделать не сразу, к этому надо было прийти. Обычно учителя это не делают, так как ученики могут написать такое, что и в страшном сне не приснится. 
И это было давно. Как говорится, в старые добрые времена. А сейчас мир и вообще перевернулся. Ученики бьют учителей кулаком в лицо, прямо в очки. Бросают и толкают  пожилую учительницу физкультуры   на маты, как футбольный мяч, снимают это на видео и выкладывают в интернет. Но и учителя не отстают.

      Учительница с огромным стажем бьёт пятиклассницу по лицу только за то, что она нарисовала какой-то рисунок. У этого учителя выгорание профессии – надо вовремя уходить.  А другая молодая учительница треплет за волосы старшеклассницу. Когда же за неё вступается  одноклассница, то её  разбушевавшийся педагог головой ударяет о парту.  И та получает сотрясение мозга! Мир не только перевернулся,   мир сошёл с ума!

       Мария Ивановна с сожалением вспоминает случай, когда стучала учебником по голове. И когда трясла ученика в туалете физкультурного зала.
     Ей стыдно. Она считает, что виновата всё равно она. Ведь это учитель не справился со своей миссией.   А ребёнок не виноват, это его родители не воспитали. 

    Ну что ж.  теперь вам, дорогие читатели,  дать оценку этому повествованию…