Ничего лишнего

Андрей Гунин
I.

Я собирался на учебу, когда в дверь постучали. Это была соседка, она сказала, что нашего кота сильно потрепали собаки, и она нашла его, еле живого, в луже во дворе. И ушла. В подъезде было темно. Я наклонился и прикоснулся чему-то мокрому и холодному, но еще живому, дрожащему, точно затухающий огонек. И услышал утробное рычание. Я поднял своего кота, и почувствовал, как больно ему было от моих прикосновений. Я положил его в ванну. По белой поверхности к водостоку тут же поплыл ручеек крови.

- Вот так, дружище, - сказал я, надеясь, что мой голос успокоит его. - Дай-ка я осмотрю тебя.

Нижняя челюсть не держалась, висела будто бы на лоскутах. Язык пересох и тоже висел, я смочил его водой. С горла и живота капала кровь, кот непрерывно рычал и судорожно делал попытки сглотнуть. Он пытался подняться на ноги, но был не в состоянии сделать это. В глазах его стоял такой ужас, что мне самому стало страшно.

- Знаю, ты не хочешь, чтобы я видел тебя таким.

В ванну зашла мама и заплакала.

- Я не пойду сегодня в институт, - сказал я, не оборачиваясь. - Найди, пожалуйста, в чем его можно отнести к ветеринару.

Мама принесла корзину, наподобие той, с которыми ходят по супермаркетам, и полотенце, а пока она искала, я смыл с кота грязь. Дно ванны было алым. Пахло кровью.

Как можно бережнее я переложил кота в корзину, накрыл его полотенцем. Ветеринарная клиника находилась в пяти минутах ходьбы, я нес туда кота и говорил ему, чтобы он держался, и что люблю его. В клинике была небольшая очередь, но меня пропустили, увидев, в каком состоянии мой кот.

- Плохо дело, - сказал врач. Рядом с ним стояла практикантка и сочувственно вздыхала, помогая держать кота, пока доктор его осматривал.

- Что с ним стряслось?

- Собаки погрызли.

- Уличные?

- Да. У нас недалеко гаражный кооператив, они держат собак. По весне там всегда полно щенков. К осени они уже стаями разбредаются по округе. Иногда забегают в наш двор. Их подкармливают чем могут, но они все равно рано или поздно умирают с голоду или еще от чего. Иногда случается и такое, - я кивнул на своего кота.

- Это природа, - сказал доктор.

И я вспомнил одно лето, проведенное в деревне. Я был еще мал, и мы с отцом копали червей в навозе перед тем, как пойти на рыбалку. Отец разгребал навоз совком и складывал червей в консервную банку с неровно взрезанной крышкой, о края которой не мудрено было и порезаться. Я помню, как он посмотрел на меня и сказал, что в природе нет ничего лишнего.

- Да, знаю, - ответил я доктору. - Я не держу зла, просто очень обидно потерять кота вот так.

Доктор кивнул. Он не стал убеждать меня в том, что я не потеряю своего друга. Но и не стал предлагать мне усыпить его. Видимо, знал, что я не соглашусь.

II.

С улицы послышался крик, и Артем с младшим братом Пашей, вышли из дома, чтобы посмотреть, что стряслось. Едва Артем открыл калитку, мимо них во двор забежало что-то черное и злое. Оно скрылось в кустах малины и потом оттуда доносились только до жути странные вопли, похожие не то на визг, не то на лай.

- Это собака, - сказал Паша. - Она бешеная.

Артем вопросительно посмотрел на него.

- У нее пена из пасти, - объяснил Паша. - И морда в крови.

Артем, выслушав его, закрыл калитку.

- Что ты делаешь? - спросил Паша.

- Пошли в дом, - сказал Артем.

Она заперли дверь. Родителей дома не было, и Артем самостоятельно нашел телефон городской администрации.

- Здравствуйте, - сказал он, когда ему ответил женский голос. - К нам во двор забежала собака. Кажется она бешеная и уже кого-то покусала.

- А зачем вы звоните в администрацию?

- Мы не знаем, куда звонить. Кто в городе занимается отловом бродячих животных?

- Запишите номер.

Артем записал и поблагодарил женщину. Потом позвонил по этому номеру.

- Алло, - ответил мужской голос.

- Здравствуйте, меня зовут Артем, - он сделал паузу, но собеседник не представился. - У нас во дворе бешеная собака. Забежала с улицы.

- Сегодня у меня выходной.

- И что?

- А то, что я сегодня не работаю.

Паша, который неотрывно смотрел в окно на кусты малины, сказал:

- Скажи ему, что у нас тут рядом школа.

- У собаки морда в крови, - сказал Артем в телефонную трубку. - Тут школа через дорогу, она могла укусить ребенка.

- Просто сидите дома, завтра приеду, разберусь с вашим кобелем.

- Это не наш кобель. И нам не нужно завтра, нам нужно сегодня.

- Сегодня выходной.

- А что нам делать с собакой?

- Завтра я с ней разберусь. Оставьте адрес, утром приеду и разберусь с ней.

Артем повесил трубку.

- Мы не можем ждать до утра, - сказал Паша.

Артем вздохнул и сказал:

- Да.

- Она может натворить много бед.

- Да, - повторил Артем.

- Как думаешь, она мучается?

- Животные способны вытерпеть гораздо большую боль, чем человек.

- Это кто тебе сказал?

- Я просто знаю это.

Артем подошел к шкафу, достал отцовский травматический пистолет и зарядил его. Потом взял лопату в прихожей. И сказал Паше:

- Тебе лучше не ходить со мной.

- Я пойду.

- Тогда держи лопату. И по моей команде выгоняй ее на меня. Дам сигнал, и ты начнешь шуметь и бить лопатой по малине, чтобы она выбежала на меня. И я ее пристрелю.

- А ты не промахнешься?

- Я стреляю без промаха.

- А если она бросится на меня?

- Я успею выстрелить.

- А пуля убьет ее?

- Нет. Я должен буду как можно скорее сделать это сам, когда она упадет.

- Я не хочу ее убивать.

- И я. Но ей уже не помочь.

- Мы делаем это, потому что должны?

- Да.

- Ты убивал собак раньше?

- Нет.

- Тебе будет нелегко это делать?

- Очень. И это будет преследовать меня всю жизнь.

- Я бы сделал это сам, но я струшу.

- Я справлюсь.

Артем вышел из дома первый, Паша за ним. В малине кто-то хрипло и шумно дышал. Но едва они приблизились к кустам, хрип оборвался. Собака была мертва.

Андрей Гунин 2019