О слове и словесниках - 2

Андрей Мудров
О СЛОВЕ И СЛОВЕСНИКАХ - 2


               
               
               
     ФИЛОЛОГ, ИЛИ НЕТ

Он знал, что сказать «нет» - труднее всего. Он и сам по-настоящему начал чувствовать смысл и энергию слов лет в сорок. Но его, все же, смущало, что многие люди не умеют этого делать, что они, когда надо, не могут произнести этот - один - слог  и меняют  краткость на вежливые хитросплетения.  Хотя насколько проще жить, когда умеешь это делать: на «нет», ведь, суда нет! Филология - из всех наук ближе всего стоящей к Богу - должна не только   развивать способность видеть тайну целого в разрозненных словах... И теперь, когда он слышал, как единящая лаконичность уступает место дробящим взаимопонимание любезным мудрствованиям, он говорил: « Если вам трудно, давайте я произнесу за вас. Я филолог, я со словами на «ты»... Послушайте, как просто и ясно: «Нет»».

2008 г



СИЛА КЛАССИКИ

Профессора придавили на этот раз сильно. Бизнес, в который он сунулся, оставив из-за безденежья университетскую кафедру, жил  явно не по близким ему литературным законам: в них не было никакого канона, никакой - столь дорогой любому ученому - нормы. Пока профессору было под силу их принимать, - он принимал и платил за свою новую жизненную игру. Но теперь у него попросили слишком много. Ни за что. Поймав на слове. Он понимал, что даже, если продаст квартиру, -  денег  откупиться от бандюков  не хватит. Нужно было что-то придумать. Несколько дней он ходил, как в воду опущенный, ни с кем не разговаривал. Потом исчез из города. В день расплаты он вошел в офис бандитов с большой сумкой в руке. На лице его блуждала  странная улыбка. Открыв дверь, он вдруг начал громко читать: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...» «А,  лавэ приехали»,- прервал его сидевший за столом бандюган. – «Это хорошо. И дядя, похоже, на радостях налупился... Ну,  давай.» «На!» - сказал профессор и, открыв сумку, продолжил, - «... он уважать себя заставил...». Бандит не услышал этих слов: и его, и охранников скосила автоматная очередь.  А профессор стоял на месте и, не отпуская спусковой  крючок, пускал металл в дубовую крышку стола и все повторял: « ... и лучше выдумать не мог...»

2008 г


ЛИТЕРАТОР

- Слушай, а чего ты детективы не пишешь? – спросил он своего друга- писателя.  – Деньжат бы хоть нарубил…
По обыкновению пьяный,  друг хлопнул стаканом об стол и, выкинув вверх руку, прогремел:
-  Мне милее побеждать владельцев золота, нежели самому им владеть!
- Так говорил Маний Курий…
- Римлянин знал что к чему! А вообще-то нужно быть таким литератором, как Ленин. Он ведь всегда называл себя литератором. И видел, какой сюжетец захерачил!

14 апреля 2016 г





ПАПА
( из сценарной записки )

Профессор-филолог  жил один и бухал уже полгода. А к одиноким пьяницам, как известно, липнет люд своеобразный.  Так и вокруг поддавохи-гуманитария со временем сформировалась компания из дошлых парней. Все они были моложе его, но с замахом на глубокое понимание жизни.
От пьянки к пьянке парни все откровеннее стали склонять профессора к тому, чтобы он переписал на одного из них свою квартиру. Ты, мол, сделай, а мы о тебе позаботимся. Ты же нас знаешь! Веришь нам? Да и пить мы тебе не дадим так. Понемногу – да. А то вон чего! Как бы нам хотелось, чтобы у нас был такой отец!
Дядька слушал их речуги и подливал масла в огонь: « А чего, ребята, дело говорите!»  А самому ему так и хотелось бросить им известное: « Ну что, щусята, кваску попьем?»
Неожиданно профессор «завязал». Говорить трезвому человеку о квартире было как-то неловко, и знакомцы начали жаловаться на отсутствие  денег. Где бы нарыть? Карманы пустые!
- Ну что, соколы, бабла хотите? – сказал профессор и за пару недель организовал им налет на инкассаторов.


26 апреля 2016 г



К ФИЛОЛОГУ ПРИШЕЛ СОСЕД

К филологу пришел сосед:
- Слушай, дело есть.
- Ну.
- Дай тридцать тысяч на недельку. Да отдам! Что, не веришь?
- Нет.
- Почему?
- Я верю только словарям.

28 сентября 2015 г




ВРАНЬЁ


Если перед ним кто-то – знакомый, незнакомый – коверкал слова, он всегда
поправлял.
- Зачем тебе это надо? – однажды спросил его друг.
- Так делать нас настоятельно просили в университете.
- Почему?
- Потому что человек, уродуя слова, врёт. Он искажает реальность.

20 марта 2016 г



ПИСАТЕЛЬСКАЯ ДОЛЯ


Он гулял с другом, писателем, по весенней Москве. Был обычный день: не такой, когда солнце кажется неповторимым, воздух – каким-то особенным , а девки хороши как никогда. Простой погожий денек.
Друг часто останавливался, прислушивался к чему-то или вглядывался куда-то… А потом писал что-то в блокноте.
- Ты что делаешь? – поинтересовался он.
- Человек пишущий все превращает в литературу.

1 октября 2015 г



Я ТЕБЕ ЩА…

Долгие годы библиотекарь сидел за своим столом,  встречая посетителей профессиональной улыбкой архивариусов . В  такой улыбке  всегда  сквозит сочувственное: « Ну какой же вы невежда, мил человек!». А в прочем он был существом обходительным, мягким.
Но однажды произошло нежданное: он запил.
По дороге  за вином  библиотекарь  пихнул плечом прохожего и как ни в чем не бывало проследовал дальше. Около магазина  он цыкнул на шумевших мальчишек. На входе – порекомендовал уборщице мыть полы тщательнее. А когда кассирша спросила, есть ли у него социальная карта, он гаркнул:
- Хорош умничать! Я тебе ща целую библиотеку наумничаю!

 2 августа 2016 г



СИНХРОНИСТ


Он подошел к барной стойке и оторопел. Перед ним был затрапезного вида мужик, который делал бармену заказ на русском, одновременно общаясь с окружавшей его компанией  на английском,  французском и  арабском. Вспомнив те адовы упражнения, которые  ему приходилось  делать на занятиях по синхронному переводу, он окинул мужика восхищенным взглядом и  воскликнул: «Браво!»

3 марта 2016 г


ЖИЗНЬ ОДНОГО ПИСАТЕЛЯ


Какой-нибудь запах, песня… И он принимался за работу.
На столе всегда стопка бумаги, заточенные карандаши, чайник.
Три недели – и роман готов.
Как премия – сексуальные похождения: он ехал в сторону Женевы и находил на дороге фургон, набитый обнаженными девицами.
Эти «неожиданные» встречи ему организовывал его шофер.
Однажды он, как обычно, сел за стол. Все то же самое: бумага, карандаши, чайник.
Рука вывела «Глава 1» - и он начал блевать. Еще несколько попыток – ничего не получалось. Его словно заклинило.
Больше он не писал. Все остальное было надиктовано на магнитофон.
Жорж Сименон: пятьсот произведений,  десять тысяч шлюх.

17 сентября 2015 г