Камерная антиутопия. Особенности жанра

Мора Тори
В процессе чтения и написания книг я часто сталкиваюсь с тем, что жанр будущего произведения определить не так-то просто. Сейчас возникло и возникает до сих пор множество новых литературных жанров: котери, или культовый роман, эко-хоррор, мистический детектив, и другие. Многие из этих литературных направлений формируются посредством "смешения" основных жанров, например, детектива и фэнтези, некоторые - добавлением новых деталей, видоизменяющих привычный литературный жанр.

Сегодня речь пойдёт о жанре, название которому я придумала сама (хотя кто знает, может, его уже придумали до меня? Напишите, если кто-нибудь в курсе).

Итак, "камерная" антиутопия. Прилагательное пока в кавычках, так как я не знаю, насколько точно оно описывает мой жанр. Слово "камерный" относится скорее к музыкальным произведениям или коллективам ("камерное произведение","камерный оркестр") и образуют в сочетании с подходящими существительными значение "небольшой, состоящий из малого числа человек" или "требующий для своего исполнения малое число человек". Теперь вспомним, что такое антиутопия: особое литературное направление, в рамках которого предполагается изображение мира/миров, где возобладали негативные тенденции развития общества и государства. Большинство читателей знают классические антиутопии: "1984" Дж.Оруэлла, "О дивный новый мир" О.Хаксли, "451 градус по Фаренгейту" Р.Брэдбери, "Мы" Е.Замятина и остальных, не менее известных представителей этого жанра.

Антиутопию, как правило, отличает глобальность: говоря простым языком - если плохо, то везде и всюду, во всех сферах жизни изображаемого общества. Как в политике, так и в личных отношениях людей, в их морали, в речи, в поступках. Негативные черты развития доведены автором антиутопии до крайности, гиперболизированы для создания сильного эмоционального воздействия на читателей. В "камерной" же антиутопии всё не так трагично, регресс затронул только некоторые сферы общественных отношений: например, личные отношения между мужчиной и женщиной. Само собой, из этого могут вытекать различные последствия (обычно тоже не слишком позитивные), однако внимание автора сосредоточено исключительно на избранной проблеме. То есть, "камерная" антиутопия сужает границы авторских рассуждений и ставит его перед необходимостью размышлять над одной или, в редких случаях, ограниченным кругом проблем, обычно схожих по тематике.

Из-за менее гиперболизированной "негативности" данный жанр неизбежно приближается к реализму. Ведь в окружающей действительности проще представить какую-то конкретную проблему, доведенную до абсурда, чем раздираемый ужасными противоречиями целый мир. "Камерная" антиутопия показывает нам общество, в общем благополучное, но пораженное каким-либо социальным или моральным заболеванием: излишней жадностью, стремлением к богатству любой ценой и так далее. Похоже на нашу реальность? Очень похоже, по-моему.

Еще одна особенность "камерной" антиутопии - насыщенность произведений в этом жанре иронией, юмором и сарказмом. Не спорю, в чистых антиутопиях также полно подобных приемов, но в "камерных" антиутопиях юмор должен быть более мягким и безобидным, подчеркивающим отдельно взятые "перегибы" в вымышленном обществе, но не обличающим, ведь герои "камерной" антиутопии настроены более оптимистично и в глубине души верят, что всё еще можно исправить. Главное - постараться.

"Камерная" антиутопия похожа скорее на дружеский шарж, в то время как обычная - на едкую сатиру, изобличающую нежизнеспособность какого-либо устройства общества. Исходя из этого, можно предположить, что "камерная" антиутопия относится больше к развлекательным жанрам, совмещая в себе черты абсурдизма, фантастики и чёрной комедии. Странный, но вполне имеющий право на существование литературный жанр. А вы как думаете? Пишите о своем мнении в комментариях.