В транспортной авиаэскадрилье

Виктор Бровков
1 ПЕРЕХВАЛИЛИ!
Шёл февраль 1974 года. В нашей транспортной эскадрилье перешли к практике закреплённых экипажей. Приказом по АЭ я был закреплён за КВС Скворцовым Геннадием (Если мне память не изменяет).
И вот однажды после обеда мы вылетели по санитарному заданию в город Джизак. Аэродрома в Джизаке в то время ещё не было, и мы выполняя полёты по МВЛ (Местные Воздушные Линии) приземлялись и взлетали самостоятельно с площадки на восточной окраине города (посёлка).
Всё оборудование этой площадки заключалось в Конусе ветроуказателя ( Колбасе) на краю площадки и постоянных знаков ограничения ВПП (Взлётно-посадочной полосы) и одной стоянки с якорями для самолёта Ан-2.
Мы повезли профессора-хирурга для консультации в местную районную больницу. Планировалась ночёвка в Джизаке. Погода была по минимуму командира. Шли на 500 метрах под нижней кромкой облаков. И вот при подлёте к городу мы угодили в «Пыльную бурю».
Из ущелья Тамерлана со страшной скоростью вырывался ветер, подняв пыль почти до километра, сесть при такой плохой видимости и ветре (а ветер был метров 20-25) мы не могли. Для возвращения в родной аэропорт Сергели или ухода на запасной аэродром Самарканд, у нас не хватало светлого времени.
И Гена Скворцов принял решение ночевать на ближайшей химической площадке совхоза № 5 (моей заслуги там не было, так как я вообще не знал расположения химических точек)
Пройдя над площадкой и совхозом, по «Колдуну» определили, что ветер сильный, но дует почти по полосе (а мотало нас всё время изрядно) Садились с приличной боковой составляющей На посадке я ему помогал. Сели, я вышел и помог командиру зарулить на стоянку.
Все вместе (Доктор нам помогал) привязали самолёт и одели струбцины.
Подъехали «Химики» из посёлка наблюдавшие за нашими манёврами.
Ребята были из Самаркандского Объединённого Авиационного Отряда. Встреча была хорошей.
Доктора на газике директора совхоза отправили в Джизак. Ребята нас накормили пловом и напоили чаем.
Принесли пару «Курпачи» и мы все хорошо отдохнули.
Утром вместе с Самаркандским экипажем мы прошли у совхозного фельдшера медицинский осмотр и приехали на химическую точку.
Ребята приступили к «Хим- дыму», а мы дождавшись восхода солнышка вылетели в Джизак.
Забрали доктора и к обеду вернулись в Сергепи.
Нас встречали как героев (Хотя какие мы герои, просто командир действовал как положено по Наставлению По Производству Полётов(НПП ГА-71), а я так вообще был не причём)
Заместитель Командира Объединённого Авиационного Отряда прочитал приказ и  вручил нам ценные подарки. Гене магнитофон «Парус», а мне переносной радиоприёмник «Спидола».
И я возгордился (Один из смертных грехов). Через несколько месяцев, выруливая на перрон для посадки пассажиров на Наманган, я отвлёкся от наблюдения за правой полусферой и не заметил стоящего на аллее у перрона подъёмного крана с выступающей стрелой, не предупредил командира самолёта и в итоге мы столкнулись концом верхнего крыла с этой стрелой
 Вина полностью была моя, но наказали нас обоих .
Экипаж был расформирован. Объявлены строгие выговоры, а у меня ещё и изъяли талон нарушений №1.
И меня ( подальше от глаз начальства, после месяца работы на перроне в должности дежурного по перрону) отправили с Командиром самолёта- инструктором Селезнёвым Александром Михайловичем (старейшем пилотом авиаотряда, летать он начал в 30-х годах 20 века) в пески Кызыл-Кум, на работу по обслуживанию геолого-разведывательной экспедиции. ( Через несколько лет именно он вводил меня в строй командиром самолёта Ан-2).
Основной базой у нас был аэродром Тамды-Булак. Отсюда веером по всем направлениям мы летали с геологами, подбирая «такыры» и ровные площадки между барханами для посадок и взлётов (барханы уже были почти все закреплены пустынными растениями и «сыпучих» не было)
Потом через 5 лет, мне довелось самостоятельно работать в тех-же местах и эти навыки, да и ранее подобранные площадки мне здорово пригодились. И карта 1958 года выпуска, на которой я делал отметки и сохранил, тоже пригодилась.
 Геологи отмечали «Перспективные» с их точки мнения места для бурения скважин «Под воду».
Затем туда выезжала буровая установка на базе вездехода «Урал» с рабочими, ставились палатки. И собственно производилось «бурение». Результаты правда не всегда были те что ожидалось. Но их геологическая карта потихоньку заполнялась данными.       . 
 
Мы обеспечивали всех продуктами, водой и связью с «Большой землёй»-Ташкентом(Сергели), Бухарой и Самаркандом.
 Жили в пустующей половине аэропортовской метеостанции (В первой половине жили выпускницы гидро-метеорологического техникума, вечно голодные девчонки).
Наш авиатехник был мастером на все руки. Он обслуживал наш Ан-2, машины геологов и аэродромный заправщик. А ещё он классно готовил завтраки, обеды и ужины из всего, что попадалось под руки, пока мы летали.
Потчевал он и нас и девчонок и «Экзотическими блюдами», типа-«А сегодня у нас Черепаший бульон с клёцками из переваренных макарон с приправой из дикого чеснока, или-Шашлык из Большой гюрзы (а змей, песчанок, и другой живности вокруг хватало, мы даже несколько раз видели варанов длиной метров до двух).
Девчонкам конечно мы не рассказывали из чего был сварен суп или рагу. И они с удовольствием уплетали(тем более что сами они кроме яичницы из порошка и макарон в различных видах, ничего готовить не умели и всегда хотели кушать)
Но однажды одна из них всё же выловила из кастрюльки, в которую мы наливали их порции, черепашью лапку с ноготками, видно авиатехник не уследил и не выкинул после варки. Обычно всё выливалось и выбрасывалось на съедение многочисленным бездомным собакам. Что тут было!!!
Все три метеорологички, сначала стояли согнувшись за порогом своей комнаты, и демонстрировали сбежавшимся собакам всё что они скушали, а потом..
А потом они с криками ворвались к нам. В общем всё оставшееся время, что мы там жили, они с нами не разговаривали, и снизошли до прощания, только при нашем отлёте на базу в Сергели (Мы оставили им несколько ящиков консервов и целый мешок сухарей)
Вот так мы и жили в Тамды-Булаке.
Геологи начали бурить от кишлака Заравшан в сторону метеостанции Учкудук. 
И набурили!!!
И золото с другими редкоземельными элементами и тяжёлую воду в естественном состоянии и много чего ещё. На целую Государственную Премию!!!
Часть которой досталось и нам с Михайловичем, как членам экспедиции непосредственно принимавшим участие в работе партии.
После открытий. В течении нескольких лет были построены современные города-Зерашан и Учкудук с аэродромами и аэропортами, проложены к ним асфальтированные шоссе.
А работали мы с ними в песках почти пол года.
Раз в месяц прилетая в Сергели для сдачи документов и отдыха на день- два.
 А приключений ещё было много. Если всё вспоминать, можно целую книгу написать