Полёт свободы нашей индивидуальности

Олег Калинка
Спектакль «Бабочки Свободны» DT В полёте индивидуальности нашей души.
Спектакль «Бабочки Свободны» DTM Театр.
Режиссура и сценография: Михаил Воронцов, Художник-декоратор: Радужный Рыжик
Актеры: Михаил Морозов, Наталья Зиновьева, Наталья Рогова, Владимир Скробан.
Театральная Долина, творческий кластер АРТМУЗА, Санкт-Петербург. 20.02.20
 В спектакле «Бабочки Свободны» Михаил Воронцов обращается к одному из произведений золотого фонда бродвейской классики двадцатого века к пьесе «Butterflies Are Free» известного американского драматурга, сценариста, композитора и Номинанта на премию Оскар 1958года Леонарда Герша. Это пьеса была написана Гершем в 1972, её перевели на многие языки мира и она была поставлена на мировой и российской сцене несчетное количество раз, и по этим показателям она может легко занять почетное место в книге рекордов. Секрет успеха этого произведения в очень тонком и трепетном отношении к человеческой душе, её сложному и очень противоречивому миру чувств и эмоций. Михаил Воронцов в спектакле «Бабочки Свободны» предлагает нам современное видение этого произведения Леонарда Герша.
 Вопреки разрыву во времени в пол столетия, герои и сюжет истории под названием «Бабочки Свободны» прекрасно вписываются в наши дни, так как она могла произойти здесь и сейчас и вполне возможно, что она уже где-то происходит рядом. Персонажи этой истории вполне реальны и возможно живут нас самих или они где-то рядом в кругу наших друзей и близких. Через историю этих людей показывается наша тенденция к разобщению, уходу в себя и эта тенденция сильно ощущается в наш стремительный век информационных технологий. Сегодня многие из нас подобно героям спектакля, легко создают свою собственную систему координат и своё закрытое жизненной пространство, где мы создаём маленькие мирки и незаметно для всех окружающих уходим в добровольное затворничество.
 Герои спектакля «Бабочки Свободны» создают эту зону душевного комфорт для себя отгородившись от всего мира всем этих людей и миры, в которых они живут вне жестко-установленных рамках и в этом есть некая доверительная общность между зрителем и образами на сцене, они нам понятны и близки. Благодаря этой особенности наше восприятие этой истории формируется через взгляд призму собственной жизни и здесь спектакль предоставляет нам всем безграничные возможности для рефлексии. В нём они -люди, стремящиеся жить своей жизнью, по своим правилам, а не тем, которые прописанным благодетельным, патронирующим обществом.  Этот диссонанс в видении провоцирует возникновение внутреннего психологического дискомфорта и конфликта по формуле человек-индивидуальность vs общество, который доходит до верхней точки и их побег -это попытка обрести свободу. В спектакле они создают себе это убежище за стенами карточного домика, но за этими иллюзорными стенами невозможно жить бесконечно долго забыв о реалиях жизни вокруг и это одна. Это утверждение выступает в качестве стержневой смысловых линий сюжета спектакля «Бабочки Свободны» оно находит своё воплощения в судьбах персонажей.  В раскрытии этого видения истории Воронцов создаёт несколько точек эмоционального раскрытия героев спектакля, в них они постепенно раздвигают границы этих миров их отшельничества и впускают в них таких же, как они одиночек. Эти эпизоды взаимопроникновения интересны своим развитием, они приводят к возникновению и развитию конфликтов между ними. Эмоциональное проникновение приводит к переосмыслению их собственного видения и понимания жизни и это придаёт некую контрастность в их видении, в этих точках они вступают в конфликт с собой.
 Тонкое переплетение конфликтных линий в сценическом воплощении легко стирает границы трагичности к комичности ситуации, легкая самоирония главный инструмент в комедии Герша. Здесь, она выполняет функцию защитного щита, за которым они могут сокрыть свою индивидуальность или использовать в качестве легкой вуали скрывающей разочарования, ошибки и неудачи прошлого. Этим юмористическим подтекстом реплик они в иронической форме высказывают отношение к миру вокруг и нежелание этого мира принимать их индивидуальность, так как она не вписывается в общепринятое понимание нормальности человека. Бродвейская комедия Герша в её прочтении и сценическом воплощении Михаила Воронцова - это признание в любви к человеческой индивидуальности, которая подобна бабочкам и в аллегории проводится незримая параллель сравнения. В ней каждый из нас подобен яркой, хрупкой бабочкой, чья жизнь невозможно без свободного полёта.