От сохи про стихи 3

Николай Козакевич
   О, ритмы!

   То, что многие начинающие поэты, как с тарзанки в воду, бросаются в стихи отчаянно верлибря, удивления особо не вызывает – так проще или ленивей. Кому охота изучать ямбы, хореи пр. гадости, когда можно просто изливаться в невообразимой чувственности, даже не снисходя до белого стиха…

   Для себя обозвал верлибр «голыми стихами». Ведь, если приглядеться, они без всяких одежд-украшений: нет ни мелодики, ни ритма-размера. Стихи лишены рифмы…

   Может показаться, что всё довольно просто: подели прозу на строки «по своему хотению», оформи в столбик – и, как в сказке: «Вот тебе верлибр!»

   И невдомёк, что для верлибра необходимо недюжинное мастерство. Где «нормальные стихи» берут  песенностью, рифмикой, звукописью, прочими «прелестями», верлибру, казалось бы, и противопоставить-то нечего… Ан нет!.. случаются верлибры, от которых остаётся незабываемое послевкусие, они трогают, цепляют. Но подобное не часто встретишь... В таких стихах должны быть, понятные многим (не только автору), застишие, объём, широта, отсылки к иному, известному… Я бы сказал, что в них царствует «поэтика» безо всякого «стихосложения».

   Писать такое могут немногие… В основном же встречается неудобоваримая нескладуха. Из этого (лично для меня) следует, что если у автора не написано хотя бы пары сотен «нормальных» стихов, читать его верлибр – только время тратить. О гениях не говорю. У них всё иначе.

   Менее ленивые поэты творят белые стихи. Ну что ж, даже на «игре»  размерами можно получать довольно неплохие стихи.

   Говоря о ритме, метре, размере, не лишним будет обратить внимание на «слова-затычки». Часто это те же «мусорные» слова. Наверняка многие их встречали и даже использовали. Это слова из ряда: вдруг, вмиг, уж, ну, ах, лишь, вот, словно, будто… Я ничего не имею против данных слов, если они несут смысловую нагрузку, но чаще их эксплуатируют для выравнивания ритма.

   Это говорит о недостаточном мастерстве автора. Именно подобными словами автор, не сознавая того, расписывается в своей беспомощности.

   Варлам Шаламов говорил о ритме следующее: «Ритм – важное начало поэзии, как и любого из искусств – музыки, скульптуры, живописи».

часть 2 – http://www.proza.ru/2020/02/24/1094                часть 4 – http://www.proza.ru/2020/02/25/536