О чём бы я заявил во весь голос... публицистика шк

Котенко Татьяна
О  ЧЁМ БЫ Я ЗАЯВИЛ  ВО ВЕСЬ ГОЛОС?  публицистика школа

     Владимир Владимирович  Маяковский  (ВВМ) -  ярчайший поэт 20-го века и незаурядная личность. Его творчество вызывает неподдельный интерес у молодёжи двадцать первого  века. Одиннадцатиклассники с интересом прочли  и изучили  пролог-стихотворение  «Во весь голос», поэму «Облако в штанах», «Стихи о советском паспорте» (даже нашёлся желающий рассказать наизусть), бурю эмоций вызвала любовная лирика.  «Во весь голос» -  обращение  к будущим поколениям, которым  «суждено жить при коммунизме».
    Как известно,  ВВМ  испытывал  глубокое  разочарование  в прежних идеалах. Поэт продолжал  находить изъяны в советском обществе. Он начал понимать, что коммунистические лозунги о свободе – всего лишь ширма. Сам  ВВМ  характеризовал  свою поэму как «четыре крика «долой»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Проблематика - позиция отрицания  всего, что связано с господствующим строем. Однако он не стоял в стороне и не злорадствовал,  а работал, засучив рукава:
-Я, ассенизатор и водовоз,
Революцией мобилизованный и призванный…

    Подводя  итог изучению творчества ВВМ, я предложила ученикам 11-го класса вместо стандартного сочинения поучаствовать в  разговоре – споре  с великим пролетарским поэтом, «рассказать о времени и о себе», попробовать «во весь голос» заявить о своих проблемах. Что из этого получилось?!  Будет ли потрясением для ВВМ, что заря коммунизма так и не взошла?  А.С.Пушкин писал о Санкт-Петербурге:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

   История развивается по спирали. Прошло сто лет со времени написания Маяковским  поэтического завещания потомкам. Социалистическая революция 1917 года сменилась перестройкой: мы вновь строим капитализм. Практически каждый начинал свою работу фразой: «О чём бы я заявил(а) во весь голос?». Несколько человек заявили, что надо кричать «во весь голос»  об экономических проблемах нашей страны.  (Лексика учеников сохранена. Мои взгляды и взгляды детей могут не всегда совпадать).

-Как бы ни пыталась власть утверждать, что экономику России будут повышать поддержкой малого бизнеса, всё остаётся только на словах. А на самом деле его только «топят», повышая налогообложение, вводя онлайн-кассы. Пытаясь повысить уровень жизни, государство увеличивает цены на многие ресурсы, но совершенно не повышает размер заработной платы, а из-за дефицита финансов уменьшается количество рабочих мест. Нашим родителям предлагают работать вахтовым методом или искать работу в другом районе. Количество градообразующих предприятий  за последние 20 лет сократилось в районе на 80%. Людям работать негде!

-Наше правительство вкладывает деньги в развитие других стран. Считаю, что это неправильно. Люди, живущие в России, поникшие и усталые,  надрываются на двух-трёх работах, теряют своё здоровье. Есть семьи, которые еле выживают. Народ не был бы настолько злым на жизнь, если бы был более обеспеченным. Если бы правительство вкладывалось в экономику нашей страны, то жить стало бы легче и интереснее.

-Власти, в стране жить стало хуже!- так говорит моя мама. Каждый десятый живёт за чертой бедности! Госаппарат в России в четыре раза больше, чем был в СССР! Из госбюджета кормится целая армия спецслужб и другая обслуга власти! Россией правит олигархия! Её главная цель – собственная выгода, а не интересы государства и народа. Большинство антинародных законов  и реформ исходит из Государственной Думы. Несмотря на все жизненные трудности, люди терпят. Но так жить нельзя!
-Владимир Владимирович, спасибо за приглашение к разговору. О чём бы я заявил во весь голос  в современном мире?! Думаю, о коррупции в нашей стране. Как бы кто ни говорил, что её нет и что с ней борются. Это совсем не так. Чиновники наживаются на всём! Вы знаете, что когда строились олимпийские объекты,  чиновники воровали выделенные деньги?! И это не единичный случай… Я хочу кричать во весь голос: «Долой коррупцию! Она разрушает нашу экономику!».

-Я хотел бы задать вопрос: куда движется наша страна?  Думаю, она стоит на месте. Россия – страна с богатыми ресурсами, однако жизнь людей от этого не становится лучше. Наша экономика растёт крайне медленно и не дотягивает до среднемировых показателей. Думаю, по этой причине правительство совсем недавно ушло в отставку. Но был ли наказан хоть один виновный? Нет. Никто не несёт личной ответственности на самом высоком уровне. На животноводческой ферме нашли бы крайнего в случае падежа скота. В школе найдут крайнего, если класс плохо сдаст экзамен. У нас в стране не выполнены нацпроекты, анонсированные президентом, и – никто не виновен! Все улыбаются, все рукопожатные. Я повторю вслед за ВВМ: «Долой ваш строй! Строй  капиталистов, демократов и либералов!».
 
     Несколько криков «Долой…!» очень индивидуальные  и немного шокирующие, объединить которые общей темой невозможно, на мой взгляд. 
-Это и «раздражающие соцсети, которые штампуют отретушированных моделей  с коровьими губами и тупыми мозгами»,
-и «загнивающие медицинские бесплатные услуги, которых не дождёшься, пока хорошо не заплатишь»;
-это и боль за бездомных животных и жестокое обращение с ними, когда животное безжалостно убивают ради получения пищи или когда это способ  развлечения нелюдей»;
-это и страх за обострение политической ситуации между сверхдержавами, когда у каждой страны «есть шанс» быть ввязанной в новую мировую войну, когда современное оружие достигло неслыханной мощи,  после применения которого не останется даже нашей планеты. Именно поэтому я хочу кричать во весь голос: «Долой войну!»
-это и единственное сочинение с криком «Долой  ЕГЭ!», написанное на трёх страничках, хотя стопроцентно им недовольны  и дети, и родители.

      Несколько учеников в классе (30%) обеспокоены загрязнением мирового океана. Конечно, мои ученики оказались не настолько эрудированны как шведская школьница, аутистка Грета Тунберг, «которая в  каждом своем выступлении  призывает все страны мира следовать Парижскому соглашению 2015 года, которое одобрили свыше 180 государств». Наши требования (одиннадцатиклассников) скромнее.

-Экологическая ситуация в России является более неблагоприятной, чем во многих ведущих странах мира. Происходит огромное загрязнение воздуха, океанов, суши, незаконная вырубка лесов…  Эти  проблемы являются глобальными. А как  мы, простые люди, заботимся об экологии нашего Дома? Многие считают, что лично от них чистота за земле не зависит, и они не способны повлиять на выброс ядохимикатов фабрик и заводов, не могут остановить бесчисленное  уничтожение лесов. Тогда сам по себе встаёт вопрос: «От кого зависит?! Кто же всё-таки тот самый вредитель нашего Дома?» Человек! Человек должен с утра встать и навести в Доме порядок!

-Мировой океан – вот наша проблема! Если бы по какой-то причине человечество утратило  возможность использовать ресурсы океана, то мир погрузился бы в хаос. Из-за безответственности использования океан находится в опасности. Мировой океан заполнен миллиардами кусочков пластика, который опасен для людей, птиц, морских обитателей. Выброшенный в океан мусор формирует самые настоящие плавучие континенты, самый известный из которых – Тихоокеанское мусорное пятно, которое можно даже рассмотреть с борта МКС. На этом пятне можно разместить две Германии. Надо срочно организовывать экологические экспедиции по  спасению  флоры  и фауны: «Долой пластиковый мусор!»
 
    Меня как литератора заинтересовали работы   группы ребят, которые подняли на щит духовно-нравственные проблемы и захотели поговорить с ВВМ о  доброте  и чёрствости,  честности и лицемерии,  равнодушии  и сопереживании. Почему кардинально поменялась система ценностей?  Почему люди сражаются только за себя? Да потому, что вместо социализма пришёл капитализм, который  впереди себя толкает и насаждает свою главную  ценность: деньги.

-Часто происходит такое, что человеку (или стране) требуется помощь, поддержка. Однако мало кто стремится помочь, полагая:  пусть это  сделает  кто-то другой. А ведь когда сердце становится равнодушным, человек теряет способность чувствовать, сопереживать, нарушается контакт не только с душой, но и с  совестью. Равнодушие губит человека изнутри, в то время как он сам даже не подозревает этого. Хочется воскликнуть: «Люди, не проходите мимо! Помогите, чем сможете!  Ведь порой даже единственное слово может стать спасением не только для другого человека, но и для вас!».

-Во весь голос я бы хотела заявить, что надо покончить с таким подлым явлением, как лицемерие в обществе. Есть один человек, назовём его мистер Х. Этот человек никогда не бывает злым или грустным. Он улыбчив, приветлив, и всегда говорит то, что думает. Да, возможно, именно это его качество задевает чувство других, поэтому его осуждают. Я уверена, что он знает об этом, но не подаёт вида. Такая невозмутимость поражает меня. Как можно молчать, зная, что кто-то за спиной говорит о тебе плохо, а в глаза улыбается! Скажу честно, когда я не была знакома с ним, думала, что это тиран, и всё что будет происходить, будет только подтверждать слова других. Но, познакомившись, я поняла, что это просто глупые истории людей, которым этот человек не нравится. Общаясь с ним изо дня в день, видя, как он радуется и улыбается, появляется ужасное чувство, что по отношению ко мне те глупые люди поступают так же! А потом эти люди так будут поступать со своей страной! Будут клеветать ,лицемерить, улыбаться, а за спиной гадить! Будут думать о своём благе, а не о нашей Земле! Куда катится наш мир?! Хочу призвать всех людей жить в мире и согласии, перестать врать друг другу. Спасибо, что есть такие люди, как мистер Х. Бабушка сказала, что надо брать пример именно с таких людей. Они как путеводные звёзды в небе:  загораются и указывают путь другим. Не буду никому говорить «Долой лицемерие!». Скажу так: «Жизнь, даёшь честность и порядочность!»

     Для подведения   итога  разговора-спора с ВВМ мне захотелось пригласить современного классика педагогики Шалва Амонашвили:
-У школы сегодня нет цели. В советской школе она была: воспитывать верных строителей коммунизма. Может быть, дурная была цель, и не получалось это, но она была. А сейчас? Как-то смешно — воспитывать верных путинцев, зюгановцев, жириновцев? Мы не должны обрекать наших детей на служение какой-то партии: партия сменится. Но тогда для чего мы воспитываем наших детей? Классика предлагает человечность, благородство, великодушие, а не набор знаний. А пока мы просто обманываем детей, что их готовим к жизни. Мы их готовим к ЕГЭ. И это очень далеко от жизни.