Пра руша и Пу крити

Сергей Антюшин
       Вы, скорее, правы...
       Это не столько ошибка, сколько ирония.
       Мы все и каждый в отдельности кое-что знаем. Заглядываем в «святцы», прежде, чем «звонить».
       Мы стремимся к убедительности и отмеряем, прежде, чем резать.
       Ну... как правило...

       Попробуйте найти что-то однозначное в мире! То есть, в действительности человека, в природе, навсегда украшенной культурой…
       … «навсегда» и «украшенной» лишь для него, себе любимого, для человека.
       А для природы?

       В природе «вне человека» всё естественно (потому она и natura), отношения, скорее, однозначны, чем поливариантны, в ситуациях больше строгости, чем неоднозначности. 

       Человек – дитя культуры и, одновременно, вместе со всем человечеством её сотворец – никогда не сможет добиться в своих отношениях, оценках, результатах деятельности природной точности и изящества (хотя с этим не все согласятся, но, как правило, противореча, «оригинал» будет иметь в виду нечто своё, понимание, формирующееся «при условии»). Человеку недоступен приближающийся к природному уровень гармонии в своей собственной, претендующей на автономность и даже статус высшей формы проявления действительности, человеческой среде. Единство, свойственное пчелиному улью, муравейнику, волчьей стае или семейке бобров, для великоразумного человеческого сообщества остаётся пока недостижимым. Не в любой отдельной небольшой семье можно встретить единодушие; да и что оно, единодушие, на самом деле значит?
       Тоже некая условность, всяким понимаемая по-своему? И всяким, как правило, объясняемая, оцениваемая, измеряемая собственными интересами?
       И да, и нет.
       Результат зависит от многих обстоятельств; и чем больше человеку дано – родителями (и, в целом, родными), ближайшим окружением, властью, законом, его собственной активностью, «судьбой» и даже «случаем» (пушкинским Богом изобретателем) ... – тем больше зависит от него самого. Правда, при условии , если он сумеет всё предоставленное ему «получить» и научиться этим разумно правильно распоряжаться.
       А как это – правильно? И что, действительно разумно? И способны ли мы видеть всё, или хотя бы, значительную часть, что нам доступно, различать больше всего нужное? ... ?
       Вопросам нет конца, мы ещё толком не разобрались с первыми из возникших на утренней заре, а уж надвигается багровый закат ... Дня ли сегодняшнего? Жизни? Шпенглеровой Европы или видения на Патмосе? ...

       И всё же люди упорно стараются постичь действительность. Самые разумные и совестливые не оставляют надежд улучшить свой мир, добиться гармонии с природой и между собой... Впрочем, и собственная внутренняя индивидуальная гармония – не такое уж привычное явление среди людей, и, одновременно, важная цель для многих.
       Тем не менее, человек норовит «измерить» действительность «собой», во всём отыскать своё отражение (а может неосознанно наделяет всё внешнее вторичностью по отношению к себе?). И общество-то у нас – организм, и солнце-то улыбается, и сверхъестественные силы в наших, принимаемых за реальность, фантазиях обретают черты и свойства потенциального (или актуального?) собеседника, разумного партнёра или коварного мстительного врага.
       И уже неясно, где мастерски выписанный образ, где вынужденная условность, где так необходимая науке модель, а где (и для кого) игрушка или атрибут повседневности, вроде лифта или зубной щетки...
       Различия, разумеется, есть; в одних случаях – существенные, в других – условные. Особенно хорошо в них разбираются специалисты. Однако бывает и так, что различия зависят от точки зрения, характера деятельности, цели субъекта.

       Вот и Пуруша с Пракрити, и Инь с Ян, и ночь с днём обрели не просто компонентные и онтологические признаки, но гендерные черты.

       Вот так скажем что-то несуразное, может и импульсивное, а потом стыдимся признать ошибку – результат расстройства или нетерпения, недостатка знаний или природной ограниченности. И отстаиваем: кто неудачно выраженный смысл, кто безнравственный поступок, кто наукообразную глупость, кто раздутый до человеконенавистничества психоз...
       И вместо первочеловека, источника нашего настоящего, может выйти убогая «проруша»; вместо исходной МАТЕРИи – неприличное неразборчивое «пу» (или более звонкий, но ещё более вульгарный «пук», который не облагородит никакая «рити»)...

       Но человек обречён на поиск и муки. Его главная миссия и дар не потребление (опасаются того или иного  «потребления» многие – от углеводов до углеводородов, не зная наверное что, когда и в какой мере в действительности опаснее), а поиск средств выживания, «серединного пути», социальной гармонии, научной истины, художественной формы, счастья и любви.
       Человек любит праздник не за мгновение получения подарка или бой полуночных курантов, а за подготовку к тому, какую радость он доставит близким, как это будет приятно им, а от этого и ему самому. Человек живёт предвкушениями счастья, свершения, справедливости, а достигнутое счастье и благополучие может просто перестать замечать...

       Всё же различия и неудовлетворённость неизбежны. Найти границы противоречий и дать правильное определение, разглядеть сущность не всегда  возможно (демаркация  «гностицизм–агностицизм» не помогает).
       Пракрити, Пуруша –  при чём здесь женственность и мужественность?
       В женской ли натуре потребность постоянно дразнить представителей противоположного пола, а потом искренне негодовать, когда проявляется эта противоположность, если субъект – весьма мотивированный определённым образом и спровоцированный соблазном – переходит некий условный рубикон, порой, известный лишь самой «раздражительнице»? Сегодня она оскорблена и напугана излишне «откровенным взглядом»; завтра презирает за «телячью нерешительность»... В мужском ли характере ясность и постоянство в отношениях к спутнице жизни, которая должна без излишней навязчивости, но неустанно и самоотверженно беречь его честь и домашний очаг, а он (вследствие ежедневного рабочего напряжения ли, творческого ли богатства неуёмной художественной души или «огромного сердца, способного вместить не одну любовь») иногда может заглянуть или даже завернуть налево ...
       Кому требуется простой ответ, особенно, в конкретной ситуации, когда, ну вот ХОЧЕТСЯ (!) «припечатать», повергнуть в прах оппонента (или примитивно отомстить, напакостить), расплющить объект раздражения, прибегают и к более грубым решениям. А причина иногда в собственной элементарной невоспитанности, в перманентном капризном самооправдании...
       Вероятно, все же нет исключительно женских и мужских недостатков, а, тем более, пороков. А есть грех и человеческая слабость.
       Однако есть и человеческая самоотверженность, искренность, творческая энергия, созидание, способности превзойти себя самого, любовь...
       То, что способно объединить и обеспечить надёжность, подарить радость и счастье.
       Правда и способность отделять одно от другого так же необходима. В ней рождается мудрость и опыт...

       Что это было?
       И как это классифицировать? К какому жанру отнести? Как назвать?
       Не стоит волноваться.
       Читатель разберётся. И он – по крайней мере, для себя – всегда будет прав.

       Как правило ...


      
       Между 23 февраля и 8 марта 2020 г.

      
       В древнеиндийской мифологии и философии …
       Пуруша – светлое, духовное, активное, («мужское») первоначало бытия, «чистое сознание»; первочеловек, из которого образована Вселенная.
       Пракрити – материальное («женское») первоначало Вселенной, изначальная природа.