Ода крыше

Татьяна Омичка
                Посвящается жене моего брата Мамакиной Светлане

                Ода крыше

У нас солнце и уже с самого утра с крыши капает… Или это снег тает или, может, это крыша наша старая плачет, что скоро мы с ней расстанемся. Всё может быть! Но остались считанные дни, когда крыша, прослужившая больше полувека, за ненадобностью и своей ветхостью, будет повержена молодыми строителями- ремонтниками, которые не видели за свою относительно короткую жизнь и половины того, что пришлось увидеть и пережить нашей многострадальной крыше. Вот я и решила написать о ней, тем самым увековечив  воспоминания, пусть даже необычные для восприятия человеком.

Крыша наша уникальная! Думаю, за 60 с лишним лет, что она служит нам, пока еще служит, ей много чего пришлось натерпеться. Полвека назад, мы, я, девчонка лет 10, и пацаны  как я, чуть  младше и постарше тоже, всё лето пропадали на крыше, ничего не боясь, загорали днем, а когда небо темнело, мы наблюдали звездопад… Не забываемое зрелище! Думаю, крыша в этот момент гордилась, что именно она открыла нам небо с её красотами… Правда, никто из нас не пошел в профессию, связанную с небом, но воспоминания  остались на всю жизнь.
Конечно, крыша скучала, когда мы подолгу не навещали её, предпочитая игры и забавы внизу, на земле. Весна, осень и зима – в это время мы знали, что на крыше опасно, как бы она не звала нас и не скучала о нас. Зато летом мы, наверно, злоупотребляли своим присутствием на крыше.  Главное, что никто нас никогда не ругал, не запрещал нам, делать что-то недозволенное… Мы свой секрет всегда держали при себе! Иначе бы это было предательством по отношению к ней, к крыше.
Чем знаменита еще наша крыша? Она помнит всё, что, может быть, не знаем мы, или забыли. Или не могли даже знать об этом. Конечно, она помнит того человека, благодаря которому появился этот дом, как и другие дома вокруг, образовав уникальный Городок Нефтяников. Этот человек  был первым директором Омского нефтеперабатывающего завода-гиганта к востоку за Уралом, а Городок наш был неотъемлемой частью проекта, где сам завод, дома, магазины, садики, школы, больницы – это было одно целое, где строители, рабочие завода, воспитатели, врачи, продавцы, жены и дети тех, кто всё это создал, чувствовали себя здесь действительно как дома. Хотя многие, большинство, приехали в Омск по комсомольской путевке строить завод-гигант. И не думали они оставаться, ведь молодость всегда зовет куда-то дальше, строить, вершить, создавать… Но остались… Кто-то нашел тут свою любовь, кому-то понравилось место, а кто-то просто остался работать и потом, спустя годы, не пожалел об этом. И все это благодаря душевному и прекрасному человеку, в которого поверили, который всегда помогал всем и шел навстречу любому. Ведь не секрет, что завод и всю инфраструктуру вокруг завода с жилым фондом строили еще и  заключенные. Дома стоят до сих пор. О чем это говорит? Строили как для себя, а так и вышло частично. Многие освободившиеся, оставались в городе. Многие позже приезжали в Омск и им тут находилась работа и жилье. Вот и наш дом тоже строили заключенные. Наш строящийся дом, как и все дома в округе, были окружены высокими заборами. Увы, в силу моего раннего детства, я не помню эти заборы, но… эта память осталась на фотографиях.  А крыша помнит эти заборы… И помнит лица людей, которые строили дом, а потом укладывали белый шифер, тем самым завершая внешнее строительство. Строили быстро и качественно! Людям нужно было где-то жить, создавать семьи и рожать детей.               

Думаю, крыша помнит, как 20 ноября 1956 года, получив ордера, первые жильцы нашего дома со стулом или самодельной люстрой заезжали в свои, возможно, первые квартиры или комнаты. Въехал и первый директор  в этот дом, на третий этаж. Этот участок крыши, наверно, помнит, как директор проводил свои дни и вечера, когда не был на работе. Хотя тут крыше похвастаться нечем, так как большая часть жизни все таки была прожита директором на работе, на заводе, где он всегда был нужен людям и самому заводу. Может, поэтому недолго прожил в нашем доме директор завода, отдавая всего себя своему детищу, оставляя там свое здоровье… Но он знал и верил, что все, сделанное им,  это не зря потраченное время и здоровье. Он всегда всё делал для людей, посвящая свою жизнь им. Александр Моисеевич Малунцев, так звали этого человека! И наша крыша первая узнала этого человека и, наверно, подсознательно захотела, чтобы именно он жил в этом доме, о чем гласит Мемориальная Доска, а сам дом в последствие получил статус  Памятника культурного наследия Омской области.

Вот такая судьба у нашей крыши. Прошло очень много лет, стареют люди, многие ушли раньше, многие дожили до старости. Годы не пощадили и нашу крышу. Но  дошла очередь и до нее.  Старость не красит никого. И мы хотим сделать для крыши подарок – продлить её жизнь еще на многие года… И не будет уже нас, когда-то бегающих по крыше, но останутся те, кто будет жить здесь после нас и крыша все также  будет заботиться о них, не давая людям огорчаться и унывать. Ведь крыша – это что-то знаковое, она не только укрывает от снега и дождя, она закрывает людей от всего плохого, что может угрожать с неба! И если крыша с людьми как одно целое, тогда им не грозит беда и горе! А наша крыша именно такая! Я рада очень, что родилась именно в этом доме, именно под этой крышей. Я даже где-то горжусь этим!

Через 2-3 месяца, выглянув в окно, я увижу нашу крышу, уже другую, новую, но она всегда останется той, из моего детства, из той прошлой жизни, которая останется только во мне, как память…  А жизнь крыши продолжится дальше. Она не умрет от  старости, как это принято у людей. У крыши появятся новые обожатели и, возможно. кто-то тоже августовскими вечерами будет смотреть звездопад, удобно расположившись на  теплом шифере… Всё может быть! Главное, чтобы это оставалось в тайне, ведь крыша наша хранит очень много тайн, которые навсегда с ней и останутся. А нам только и остается догадываться, какие тайны она в себе хранит!

Солнце по прежнему светит, весна где-то совсем рядом, капель с крыши говорит об этом. Пусть лучше это будет капель, чем думать о том, что крыша плачет. Это уже грустно, можно тогда оставить все, как есть! Можно, но не нужно! Новое, оно всегда вдохновляет на прекрасное и возвышенное! Крыша наша заслужила  стать новой, обновленной, чтобы еще не один десяток лет послужить людям, которые живут и будут жить в нашем доме…
Капель с крыши не прекращается!