На крыльях муз - 3

Ира Таирова
          Часть III. Музыка, люблю тебя!

Воспитание музыкой с ясельного возраста — не миф. Многолетний опыт В. П. Давыдовой доказал, что малыши восприимчивы к музыке даже больше, чем взрослые. Некоторые методики способны вылечить больных детей, а из детей-инвалидов вырастить профессиональных музыкантов.

Свой первый педагогический опыт Вера-Павловна Давыдова обрела, работая музыкантом в пионерских лагерях. Она учила детей играть на музыкальных инструментах, играть самим и слушать друг друга в ансамбле или оркестре. Учила их и петь. А после стала любимой учительницей ребят в общеобразовательной школе.

Поступки учеников доказали своё отношение к педагогу: когда Вера Павловна тяжело заболела, они столпились под окнами её квартиры. «Зачем вы здесь стоите? — кричала она им из окна. — Я пока жива. Не надо мне караул устраивать». Но дети не расходились, переживали.

Но стоило выйти на работу, как в тот же день в школу пришла методист, желая посетить уроки музыки. Уговоры директора не смущать молодого специалиста на неё не действовали.

          Угадай нотку

Любовь Анатольевна Микалина в то время курировала всех учителей пения города Москвы, которым методическое объединение города выдавало не только программу на год, но и планы уроков.

«Чем удивить её?» — волнуясь, размышляла Вера Павловна и, ничего не придумав, решила вести урок так, как обычно. Велела построиться ребятам в привычные для них колонны, и каждая колонна заходила в класс только тогда, когда слышала звучание некогда выбранной для этого упражнения музыки...

После этого урока методист рассказывала другим учителям, что молодой педагог поразила её сразу тремя новшествами, которых не встречала в других школах:

•На уроке молодая учительница играла на трех инструментах: то на скрипке, то на фортепиано, то брала в руки аккордеон. Было заметно, как благодаря звучанию скрипки дети лучше стали петь.

•Каждому классу, зная, какой у них примарный тон голоса, Вера Павловна играла в удобных для них тональностях.

•А музыкальные загадки, шарады и кроссворды вызывали такой интерес, что дети не замечали звонка на перемену.

          "А ну-ка, мама, сама попробуй!"

Пятьдесят три года Вера Павловна посвятила преподаванию. Из них семнадцать лет она работает во Дворце творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова». И снова педагогические эксперименты.

Совместное обучение детей с родителями игре на блок-флейте вот уже несколько лет показывает, как это нужно семьям.

Больше, чем дети, родители волнуются, когда выходят на сцену. Выполняя домашнее задание, ребёнок спокоен, уверен, что мама или папа его не укорят, не поторопят. Они теперь сами знают, что стоит выучить хотя бы простую мелодию!

Учиться играть на гитаре, скрипке? Просто. Потому что ты не один. Сколько пришло ребят, столько и будет их сидеть на сцене. Гитарные ансамбли или сводные ансамбли, в которых играют дети на разных инструментах — обычное дело для этого педагога.

А поддерживать интерес к музыкальным занятиям, по мнению Веры Павловны, больше всего помогают конкурсы. Только относиться к ним надо правильно: не огорчаться, если проиграл, и не радоваться, если достиг высоких результатов.

Подготавливая детей к музыкальным соревнованиям, она часто им рассказывает случай, произошедший со знаменитым мировым басом Ф. И. Шаляпиным. Он когда-то вместе с А. М. Горьким ходил прослушиваться в хор. Горького взяли, Шаляпин не прошёл. Или вспоминает выходку Чарли Чаплина, как в конкурсе своих двойников он участвовал под чужой фамилией и не смог занять первого места.

Может быть поэтому, с долей спокойствия и юмора, ученики этого жизнерадостного музыканта часто становятся победителями фестивалей, не боятся сцены и многочисленных зрителей.

         "Малыш, послушай, как звучит!"

Вера Павловна старается, чтобы каждый её ученик хотя бы раз побывал артистом. Для этого она подготавливает музыкальные номера, в которых принимают участие дети, начиная с дошкольного возраста.

Десятки учеников в год, увлекшись игре на музыкальных инструментах, по её совету продолжают обучение в специальных музыкальных заведениях ; поступают в МГДМШ им. Гнесиных, музыкальную школу при МК им. П. И. Чайковского и многие другие. Эдакая кузница детских кадров для музыкальных школ!

Но самое удивительное, что удалось педагогу воплотить в своей практике, это работа с особыми детьми.
Хочешь быть здоров — играй на флейте

«Как-то раз меня попросила сыграть на флейте охранник дворца, — рассказывает Вера Павловна Давыдова. — Мимо проходила моя коллега и предложила посмотреть, что выйдет, если соединить речь и флейту. „Давайте попробуем!“, — сказала я. И результаты не заставили ждать: кто-то из детей, наконец, научился петь, другой стал выговаривать все звуки... Но когда дети с тяжелейшими диагнозами стали проходить отборы в музыкальные школы, стало ясно, что мы выбрали верный путь».

Совместно с логопедом Татьяной Петровной Рагулиной они апробировали новую методику развития речи, мелкой моторики, музыкального и фонематического слуха. С помощью комплексных занятий дети учатся правильному дыханию, размеренной речи. Решаются проблемы с координацией. Игра на флейте успокаивает сверхподвижного ребенка.

Родители отмечают, что посещая эти занятия, их дети перестают болеть.
Занимаясь с детьми, педагоги сочетают психолого-педагогические навыки с музыкальными приёмами, а также применяют знания из области медицины.
Для наших читателей Вера Павловна согласилась приоткрыть одну из тайн своего успеха — какие упражнения надо делать, чтобы выработать хорошее дыхание.

          Дыхательная гимнастика

•Массируем указательным пальцем по часовой стрелке в районе сросшихся бровей сначала левой рукой, потом правой;

•лёгко постукиваем указательным и средним пальцами по переносице сначала одной рукой, затем другой (пальцы перпендикулярны носу);

•указательным и средним пальцем обеих рук массируем от виска над бровями к носу, затем от виска под глазами к носу;

•закрыв правую ноздрю делаем вдох через левую, а выдох — через открытую правую при закрытой левой. Повторяем то же самое, закрыв левую ноздрю;

•массируем носовой хрящ большим и указательным пальцами одной руки, затем другой. Массируем до легкого потепления хряща;

•теперь нужно шмыгнуть носом и высморкаться в салфетку;

•закрываем большим пальцем левое ухо, мизинцем левой руки — левую ноздрю, прочищаем правую ноздрю. Повторяем то же самое, закрыв правое ухо;

•ещё раз массируем носовой хрящик;

•набираем в нос воды и не глотая, выплёвываем;

•в мундштук делаем язычком «ту-ту» и при этом синхронно сжимаем и разжимаем кулак свободной руки. Затем руки меняются;

•упражнения со свечами: на стол ставим две свечи на расстоянии 30 см, надо дуть между ними в трубочку так, чтобы пламя свечи не задувалось. Затем свечи ставим как можно ближе друг к другу;

•восемь точек нажимаем по форме носа до губы указательными пальцами правой и левой руки одновременно.

В заключение очерка приведу слова Веры Павловны, поднимающие настроение всем, кто целиком отдаёт себя детям:

       «Если хотите вырастить из своего ребенка гения –
       включайте ему Моцарта или Вивальди,
       их музыка, помимо лечения,
       еще и способствует развитию умственных способностей».


                Ирина Таирова