Рассказ Ваш муж, рядовой Захаров Егор..

Татьяна Белогорцева
Татьяна Белогорцева
Рассказ «Ваш муж, рядовой Захаров Егор…»
Основано на реальных событиях.

-Ну, дети, давайте прощаться, ваш батька уходит на войну  с фашистами  сражаться…
С этими словами Егор Захаров, 30-летний статный, красивый мужчина, прощался со своей семьёй возле районного военкомата. Жена, Ольга, прижималась к нему и плакала: она была беременна пятым ребёнком и понимала, что ей придётся несладко без мужа. Одна была надежда, что война продлится недолго, её муж и братья вернутся домой живыми и здоровыми. У Егора Захарова было шесть братьев, большая часть из них были мобилизованы  в Красную Армию. Четверо детей- младшей девочке было 2 года- обнимали отца и не очень понимали, куда это батька, их весёлый, сильный батька собрался от них уехать. Старшая девочка, Мария, угрюмо смотрела на происходящее: ей уже было 11 лет, и гомон толпы, аккорды гармошки, плач и  женские возгласы подавляли все её чувства. Мария понимала одно: теперь ей придётся полностью помогать матери вести крестьянское хозяйство и водиться с детьми. Помощи ждать было неоткуда: из села Кривулино мобилизовали на фронт всё мужское население, кроме стариков и детей. Тётка Марии по матери, Нина, тоже осталась с четырьмя детьми на руках- мужа забрали на фронт. Мобилизованных посадили в грузовики и повезли к железнодорожной станции.
Взрывы, грохот бомбёжки, истерзанные тела солдат- всё это повидал Захаров Егор, когда их, новобранцев, привезли в действующую 33-ю  армию Московского военного округа. Егор писал своей жене письмо а перерывах между боями: «Здравствуй, дорогая жена! Я жив, здоров, чего и тебе желаю Как там наши детишки? Наверное, скучают без  батьки. Скажи им, что я скоро вернусь с победой, и мы будем жить , как прежде. Береги себя- тебе скоро рожать. Как воюют твои братья? Они тебе пишут? На фронте всё спокойно, иногда бывают перестрелки. Недавно нам привезли с тыла подарки от школьников: кисеты, вязаные перчатки, конверты треугольником.. Дети в письмах желали нам скорейшей победы. Скоро будет наступление, потом я тебе ещё напишу. Целую вас всех. Ваш Егор».
Выдержанная и суровая Ольга читала это письмо детям и своим умом понимала, что не мог Егор многого написать, а так, только намёки давал. Нелегко ему там приходится в Армии, да и война, похоже, надолго затягивается.
  Ольга написала Егору,  что новорожденная девочка умерла сразу после родов, а на двух его братьев- Ивана и Михаила- прошли «похоронки» .Написала, что у её родной сестры, Нины, муж тоже погиб на фронте, и ей теперь одной поднимать 4-х детей. Старший брат Егора, Пётр, служил  в РККА лётчиком. Ещё с 1939 года  он участвовал в военных операциях на Халкин-Голе. Судьба милостиво относилась к Петру:  за два дня боёв на Халкин-Голе в июне 1939 года советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то время как японская сторона — всего одну машину. Но Пётр жил и воевал, был кадровым военным, вся его большая семья: родители, братья, сестра, племянники –гордились дядей Петром и ждали его с фронта победителем.
Глава 2
  Настал июль 1942 года.. В Воронежскую область вошли немецкие оккупанты. С ними были их союзники- венгры, румыны, .итальянцы.
 Ранним утром в село Кривулино вошёл немецкий отряд. Немцы сразу стали ходить по дворам, требовали у селян мясо, яйца, ловили визжащих поросят.
Двое молодых немцев – Герберт и Отто- зашли во двор к Захаровой Ольге. Она как раз доила корову Ясну, дети спали в доме, только старшая дочь, Мария, готовила еду в русской печке.
Немцы заулыбались, увидев полное ведро молока, сразу забрали его и одобрительно сказали:
- О, матка, млеко, гут млеко..
Решительная Ольга кинулась к ним со словами:
-Отдайте ведро, нехристи, мне четверых детей кормить надо!
При этом от резкого движения у неё с головы упал белый платок, и густые русые длинные волосы разметались по её плечам.
Немцы застыли в восхищении от такой красоты.
-Wie schone Haare! (Какие красивые волосы!)- вскрикнул Герберт.
Отто не удержался и погладил льющийся шёлк волос.
Ольга искоса посмотрела на немцев и быстро повязав платок, ушла в дом.
 В селе Кривулино немцы  вели себя спокойно, только забрали почти все продукты у селян и развлекались, пробуя самогон, стреляя собак и птиц во дворах.
   В других районах оккупанты жестоко расправлялись с населением: вешали, стреляли, убивали, сжигали живыми женщин, стариков, детей.
  Беда пришла и  в село Кривулино.. За селом, в овраге нашли трупы трёх немцев- все они были задушены. В селе шептались, что это проявили себя партизаны  из Ладомировского района.
 У Ольге Захаровой зашёл староста, Яша Зарубин, и жёстко сказал ей:
- Забирай детей и уходи, иначе сгинете. Немцы сейчас лютовать будут, а у тебя муж в РККА служит.
Яша когда-то ухаживал за красивой Ольгой, но она предпочла ему Захарова Егора. Яша остался холостым, но в сторону Ольги дышал неровно.
  Ольга быстро собрала детей, взяла необходимые пожитки, муки, молока, соли. Корову Ясну она отвела к сестре Нине, которая вдовствовала с четырьмя детьми.
   Ольга с детьми ушла в небольшой лесок и там вместе с сестрой рыла землянку, дети помогали ей. Ольга осталась жить в землянке. Вскоре в лесок пришли и другие селяне, также копали землянки и располагались в них на жительство.
Оказывается, в этот же день, когда Ольга Захарова покинула село, немцы собрали селян на небольшой площади и расстреляли несколько стариков и женщин в отместку за гибель своих солдат. Фельдфебель Вернер, неплохо знающий русский язык, надменно вещал селянам:
- Так будет со всеми, кто помогает партизанам…Русские свиньи…
 Ольге с её селянам тяжело пришлось: не хватало еды, дети ходили пухлые от голода, ели траву, корни, очистки картофеля .Выручала коза Машка, которую сестра Ольги, Нина, привела с собой в лес. Детям доставалось по полкружечки  забелённого молока, но дети и этому были рады.
 От мужа, Захарова Егора, известий не было, да  и носить письма было некому. Ольга терпеливо ждала и надеялась, что проклятая война  когда-нибудь да кончится, и её муж Егор вернётся к ней, обнимет её, детей, и жизнь потихоньку наладится.
А ночью ей приснился сон: в её дом, где  она, молодая, незамужняя девушка ещё живёт с родителями, приходят сваты: пожилой, бойкий мужчина по прозвищу Мизгирь, сам жених- Захаров Егор и его отец Яков. Сваты входят в дом и начинается торг:
-У вас -товар, у нас-купец, добрый молодец,-
притоптывая на месте, говорит Мизгирь.
Вперёд выходит Захаров Яков и говорит родителям Ольги:
-Вы отдадите вашу дочь Ольгу за нашего жениха Егора?
Отец Ольги задумчиво говорит сватам:
- Девка-то больно молода, рано ей ещё замуж.. Надо её саму спросить.. Ольга , иди сюда!
Ольга входит в комнату и дрожащим голосом говорит родителям:
- Батя, мама, я согласна выйти за Егора!
Сваты ударили по рукам, садятся за накрытый стол отмечать помолвку.
 Ольга проснулась вся в слезах, оглядела спящих детей, поправила  тряпьё, которым они были укрыты, села и задумалась…

 Глава 3
 
     Захаров Пётр, родной  брат Егора, отважный лётчик, служил в эскадрилье под Ярославлем, летал на ИЛ-2, который ласково называл «Илюшей».
     Задумавшись, он шёл по лётному полю. Ему не давали покоя мысли о  судьбе старшего брата, Захарове Сергее, обосновавшемся до войны со своей семьёй под Калугой. Утром Пётр услышал по радио, что  войска вермахта оккупировали город Калугу и частично Калужскую область.
     У брата Сергея было четверо детей: два мальчика и две девочки. Младшей, Иришке, было 3 года. Из детей выделялся своим сноровистым характером Семён, или Сёмка, как его звали родители. В свои 11 лет он был невысоким, жилистым и очень сильным, часто дрался со сверстниками, ходил в синяках. Сёмка при этом выполнял дома всю тяжёлую домашнюю работу: ухаживал за скотом, кидал сено, носил воду на коромысле, полол огород. Он любил младшую сестрёнку Иришку и всегда старался её побаловать: то вырежет ей свистульку из орешника, то наберёт молодого гороха в огороде, то нарвёт ей спелой малины в лесу. Светленькая, чистенькая Иришка беззаветно любила брата и проводила с ним много времени.
  Немецкие оккупанты вошли в небольшой посёлок, где жила семья Захаровых в  середине октября 1941 года. Отец, Захаров Сергей , служил в Красной Армии, мать занималась дома с детьми и вела приусадебное хозяйство. Намцы согнали жителей  вместе с детьми к железнодорожной станции и увезли в Польшу, в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау.
  На воротах лагеря была крупная надпись: «Arbeit macht frei» «(Труд делает свободным»)
В лагере всю семью определили в деревянный барак, где они жили с другими заключёнными- женщинами и детьми. Мать Семёна, Катерину, немцы отправляли для работы в казармы для сортировки личного имущества заключённых. Каждый день  с утра до вечера Катерина с другими женщинами сортировала одежду заключённых, которые прибывали каждый день: платья, костюмы, юбки, пальто, шарфы, платки и личные принадлежности:  расчёски, зубные щётки, бритвы.
 Дети в отсутствие матери играли друг с другом в спокойные игры, а сами поглядывали на входную дверь :за ними часто приходили из больничного блока и делали забор крови для раненых. Кормили заключённых плохо, от этого многие болели, а потом и умирали. Больных и измождённых заключённых и детей уводили в газовые камеры.
Катерина, целый день сортировавшая вещи живых и умерших заключённых, последние дни чувствовала себя плохо: у неё была высокая температура, всё тело было горячим. У Катерины кружилась голова, перед глазами всё расплывалось. Слабая, она еле дошла до казармы. Немного поработав, она без сил упала возле стола. Женщины подняли её под руки и увели в больничный блок. Там поставили диагноз- брюшной тиф. Катерина умерла в газовой камере…
  Потом заболели дети: от недоедания и плохих условий содержания слегли Яша и Вера;  немцы увели их- Семён их больше не видел. Затем ослабела и заболела любимая сестра Иришка. Она тихо лежала на руках  у Сёмки и умерла от голода. Сёмка весь закаменел сердцем от горя. Он видел, как  в лагере смерть косит взрослых и детей и понимал, что та же участь ждёт и его.
Утром Сёмка наблюдал из окна  барака картину: немцы привезли на телеге труп павшей лошади, скинули её на землю и ушли. Заключённые с палками, камнями, острыми ложками подходили к павшей лошади и пытались отковырять подручными средствами кусок конины. Сёмка, подобрав с земли острый кусок железа, побрёл в сторону   такого подарка судьбы и отковырял себе несколько кусков конины. Его крепкие молодые зубы разгрызли твёрдое мясо, но потом он долго бегал по нужде.
Сёмка для себя давно решил: надо бежать! Однажды он разглядел, что колючая проволока над землёй в одном месте висела выше, чем следовало. Это был шанс! И Сёмка  им  воспользовался… Ночью он осторожно прополз под колючей проволокой (она не была под током), разодрал себе рубаху на спине, но выполз наружу. Он шёл всю ночь и под утро пришёл на  хутор к польскому фермеру Станиславу-невысокому плотному мужичку с обвисшими усами. Сёмка соврал фермеру, что он  потерял родителей  на станции при эвакуации. Фермер сразу смекнул, что парнишка-беглый, но не торопился сдавать его немецким властям. Ему нужен был бесплатный помощник. Смешивая в разговоре польские, украинские , русские слова, Станислав сказал Сёмке:
-Хлопчик ,будешь работать у меня в хозяйстве. Я тебя буду кормить и одевать. Спать будешь в сенках. Если придут немцы- ты мой племянник, и делай дурковатое лицо- немцы к тебе не подойдут.
Сёмка трудился у фермера долгих полтора года. Он окреп, раздался в плечах, справлялся с любой работой.  Станислав уже подумывал предложить ему работу батрака с умеренной зарплатой. Но Семён бежал, бежал в Россию, в родную Калугу, которая  уже была освобождена от немцев. Две недели Сёмка добирался до родных мест- где на попутном транспорте, где пешком- здоровый, молодой организм вынес всё! Сёмка вернулся в свой посёлок Потынино, в свой дом, устроился работать разнорабочим на склад и ждал  из Армии своего отца, единственного близкого человека из  некогда большой семьи, уцелевшего в мясорубке войны.
.. Семён вырос, женился, имел своих детей, но прошлое не отпускало его. Он стал выпивать. Напившись, он вспоминал польский Освенцим , где безвинно погибли его мать, брат и сёстры. Пьяный он плакал и говорил сквозь слёзы:
-Она умерла у меня на руках, моя сестрёнка Иришка! Ей только три годика исполнилось…Нам там нечего было есть- мы ели дохлых лошадей…
   Семён не мог слышать спокойно немецкую речь по радио, телевизору и запретил своей дочери, которая учила немецкий  язык в школе, читать вслух на немецком .Психика Семёна сдвинулась в том далёком, 1941 году, после пребывания в Освенциме. Испытания прошлого дают длинные тени…
Глава 4
  Захаров Егор воевал в  действующей армии. С 3 октября 1941 г. войска армии участвовали в Вяземской оборонительной операции .
13 октября 1941  года шли тяжёлые бои в районе Вязьмы. Немецкое командование, рассчитывало прорвать оборону советских войск, окружить и уничтожить их , затем развить наступление на Москву.
Егор стрелял из пулемёта по набегающим  немецким солдатам, когда вдруг в воздухе что-то взорвалось и оглушило Егора- свет померк в его глазах. Это противник кинул гранату, и она разорвалась рядом с Егором. От взрыва его полностью засыпало землёй.
        …В село Кривулино Захаровой Ольге пришла «похоронка». В официальном бланке было написано: «Ваш муж, рядовой  Захаров Егор, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит  в октябре 1941 года. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии».
    Получив «похоронку», Ольга закрылась в сарае и проплакала там несколько часов. Она  как-то вдруг постарела, сникла, казалось, тяжёлое известие прибило её к земле. Но ей надо было заботиться о четырёх детях, работать в колхозе и поднимать своё хозяйство. До окончания войны оставались долгих ,тяжёлых три года…