Волшебные весы

Антон Геня
               


    В одном большом городе жил-был мальчик по имени Вова. Обыкновенный мальчик, каких много встречается вокруг. Вове было 10 лет, он учился в школе и любил играть в футбол. Больше всего на свете наш герой мечтал о том, чтобы родители подарили ему настоящий, взрослый велосипед, на котором можно было бы рвануть вместе с ними в кругосветное путешествие. 

   Однажды  в субботу Вова с мамой отправились на рынок за продуктами. После двух часов хождения вдоль прилавков мальчик изрядно устал. Тяжелые сумки сильно сдавливали руки. Когда мама  объявила, что на обратном пути им потребуется зайти в булочную, расположенную прямо около рынка, Вова робко предложил:

-  Давай я подожду тебя на улице, а то в магазине очень душно.

   Мама согласилась. Оставшись в одиночестве, Вова полной грудью вдохнул свежий майский воздух и принялся рассматривать витрину булочной. Не найдя ничего  интересного, он прошел до угла здания и заглянул  во двор.

   К удивлению Вовы двор был совершенно пуст. Ничего тут не напоминало о близости шумного базара. В углу одиноко сидел на стульчике пожилой мужчина в белой кепке и коричневых сандалиях с книгой в руках. Перед ним стояли обыкновенные с виду весы.
Осмотревшись, Вова несколько секунд простоял в нерешительности. Его очень смутило отсутствие вокруг каких-либо товаров.

- Что же Вы продаете? –  громко спросил мальчик.
-  Ничего, -  с улыбкой ответил незнакомец. – Я просто дарю. Вернее, исполняю желания.
-Любые?
-Любые.
- Значит, вы - волшебник?
- Ну, в некотором роде.
- Ха! Вы думаете, я поверю в то, что волшебники сидят на задних дворах  магазинов и исполняют желания каждого встречного?
- Верить или нет – твое дело, - незнакомец стал серьезным. – А мне все равно где сидеть. У нас, волшебников, видишь ли, вообще нет постоянного места работы. Мы появляемся там, где нужны, и исполняем желания тех, кто достоин.
-А почему вы решили, что нужны именно здесь? И чье желание собираетесь исполнять?
- Милый Вова, - незнакомец выдержал паузу и снова улыбнулся. – Я очень долго наблюдал за тобой. Однажды мне стало известно, что у тебя есть мечта, которую я в силах исполнить.
- И вы готовы прямо сейчас…
- Ну-у нет. Ты же помнишь – даже в сказках для исполнения своих желаний героям приходилось потрудиться! Условия у меня простые. Вот, держи, - незнакомец вырвал из обычной школьной тетрадки, лежавшей поблизости, два листочка и вручил их Вове. – На одном ты будешь записывать все свои добрые дела, на другом – плохие. Ровно через неделю, когда вы с мамой снова пойдете на рынок, ты отдашь мне эти бумажки. Я взвешу их, - незнакомец кивнул в сторону весов. – Если перетянет чаша, в которой будет листок с добрыми делами – тотчас получишь велосипед, если нет – уйдешь ни с чем.
- Обманываете, дяденька, - укоризненно сказал Вова. – Листочки одного веса. Значит, чаши не двинутся.
- А ты не торопись, - незнакомец поманил мальчика и стал шептать ему на ухо.- У меня не простой прибор, а волшебный. И взвешивает он не бумагу, а то, что на ней написано…

  Из-за угла раздался стук каблуков. Спустя мгновение Вова услышал зовущий его голос мамы.
- Мне пора, - на бегу бросил он. – Прощайте.

  Всю обратную дорогу мальчик размышлял по поводу произошедшего. С одной стороны, слова незнакомца внушали ему огромные сомнения. С другой – выполнение поставленных условий не требовало большого труда. «Я ничего не теряю», - подумал Вова и решил попробовать.

   Начиная с воскресенья, он стал записывать все свои поступки на два полученных от волшебника листочка.  Вернее, на один – «хороший», поскольку дела шли просто идеально и отрицательных поступков наш герой за собой не замечал.

   Утром в субботу, перед тем как идти с мамой за покупками, Вова окинул взором список:   две пятерки в школе, три утренние пробежки, прибранная комната, самостоятельно поглаженный костюм. Все говорило о том, что велосипед - если волшебник не обманщик - у него в кармане. Конечно, чуть-чуть нескромно было оставлять незаполненным «плохой» листок, но тут все соответствовало истине.

-Так-так, - протяжно произнес весовщик в тот момент, когда радостный Вова, на минуту отлучившийся из булочной, прибежал к нему во двор. – Вижу, ты не с пустыми руками.

   Получив заветные листки, волшебник покрутил их с минуту  и положил на весы. Вову тотчас охватило неведомое дотоле волнение. Казалось, сейчас должно произойти что-то особенное. Он замер, раскрыв рот.

   В тишине прошла минута, другая. Весы остались неподвижными.

-Увы, - развел руками волшебник, - с велосипедом сегодня никак не получится.
- Это почему же? - очнулся Вова. Он подошел к весам и ткнул пальцем в «хороший» листок. -   Смотрите, сколько я сделал. И все по-честному!

- Так-то оно так…- незнакомец замялся и стал теребить рукою подбородок. – Только, видишь ли, добрыми делами это можно назвать с большой натяжкой. Угодить себе, любимому  – невелик труд. А настоящее-то добро – это когда для других делаешь. И не за деньги, не за пятерки, даже не за спасибо…

   В тишине прошла целая вечность.

- Ну, ты не отчаивайся,- волшебник был настроен миролюбиво.- Попробуй еще раз и приходи через неделю.

   Всю дорогу домой в Вове боролись смешанные чувства. С одной стороны, мальчик был возмущен вероломством весовщика, вздумавшего ставить ему дополнительные условия. С другой, в глубине души наш герой понимал – незнакомец прав. 

   Тем же вечером был продуман план дальнейших действий. И уже в воскресенье ни родители, ни друзья не могли узнать Вову. Наш герой стал настолько вежливым, заботливым и отзывчивым, что впору было усомниться – он ли это? Надо ли говорить, что уже к середине недели «хороший» листочек был полностью исписан.

    Общую радостную картину портил один маленький штрих. В пятницу утром  Вова, спешивший в школу, увидел на лестничной клетке незнакомого котенка. Зверек был совсем маленьким,  едва передвигался и пронзительно пищал. «Наверное, потерял своих и проголодался»,- подумал мальчик. Ему стало  жаль котенка, захотелось вернуться домой и налить малышу блюдце молока. Но в этом случае пришлось бы опоздать на урок… Постояв несколько секунд в замешательстве, Вова вздохнул и нажал кнопку лифта.

    Вечером котенка уже не было. Наш герой немного успокоился («скорее всего, кто-нибудь взял его к себе!»), но, тем не менее, продолжал переживать. Конечно же, он поместил свой поступок на второй, «отрицательный» листочек. Было обидно за то, что не удалось прожить эту неделю идеально, но одна помарка, по мысли Вовы, не могла  существенно изменить положение дел. «С кем не бывает!» – думал мальчик, протягивая весовщику написанное.

    Как и в прошлый раз, волшебник покрутил бумажки в руках и положил их на весы. Наш герой уже не волновался, он просто с интересом наблюдал за происходящим.
В тишине прошла минута, другая. Весы не шелохнулись.

- Увы, - развел руками волшебник, - и сегодня с велосипедом что-то не получается.
Вова был вне себя от негодования.
- Я так и думал - Вы обманщик! – в сердцах крикнул он. – И весы у Вас самые обыкновенные. Или просто сломанные.
-  А ты не торопись, - тихо произнес весовщик. – Давай разберемся. 
Для начала открою тебе один маленький секрет: каждый поступок  имеет свой вес. Порою бывает так, что один плохой перетягивает десять хороших. В твоем случае примерно так и произошло.
-  Почему? – не успокаивался мальчик. – Неужели все мои добрые дела ничего не стоят?
- Видишь ли, - весовщик наклонил голову и стал теребить рукой подбородок. – Совершать добрые дела по зову сердца, без всяких причин – очень здорово и очень важно. Но еще важнее совершать их тогда, когда тебя об этом просят, когда в твоей помощи нуждаются. Один такой поступок важнее десяти иных.
- Но если бы я стал помогать котенку,  точно опоздал бы в школу, - перебил весовщика Вова. – Разве это хорошо?
-  Иногда надо жертвовать чем-то ради других,  - с улыбкой ответил волшебник.- К сожалению, у тебя не получилось. Эксперимент провалился.
- Какой такой эксперимент? – удивился мальчик.
- Ну-у…- весовщик  стал серьезным. - Дело в том, что твою встречу с котенком подстроил я. Мне захотелось проверить, как ты поступишь в сложной ситуации, когда надо делать выбор.
- Так вот оно что!- воскликнул Вова и  на секунду задумался. - Я все понял. Вы просто не хотите выполнять условия нашего договора. Прощайте.

     Путь домой был пройден в одно мгновение. Всю дорогу наш герой корил себя за то, что связался с первым встречным  и  так легко поверил его словам.  «Как я  вообще мог согласиться совершать добрые дела за какой-то велосипед? - недоумевал мальчик. – Неужели я не в состоянии делать их просто так?»

     Этим же вечером Вова решил продолжать избранную раньше линию поведения,  но ничего не записывать и ни к каким весовщикам не ходить. «Отныне я сам себе весовщик», – подытожил свои размышления он.

     Уже во вторник стало ясно, что  неделя не задалась: какое бы доброе дело  наш герой ни пытался начать – все валилось из рук. Хотел перевести старушку через дорогу – она приняла его за попрошайку и громко обругала; пытался на радость маме убраться в квартире – уронил большую и красивую вазу; помог другу  решить задачу – получил двойку за подсказку. Словом, все было против него. Вове стоило больших усилий сохранять спокойствие и доброжелательность.  «Что ж, тем лучше, - утешал себя мальчик, - встреча с весовщиком теряет всякий смысл».

     В субботу они с мамой по обыкновению отправились за покупками. Здесь тоже не обошлось без приключений: внезапно полил дождь, да такой, что пришлось с полчаса пережидать его под зонтом лотка с мороженым. Наш герой очень торопился – ему хотелось побыстрее закончить дела и взяться за освоение новой компьютерной игры. Собравшись  войти в булочную, мальчик случайно посмотрел в витрину и увидел там …отражение весовщика.  Волшебник на этот раз был совсем близко -  он стоял возле цветочной клумбы и еле заметным жестом подзывал к себе. Сначала Вова подумал, что жест обращен к кому-то другому, но, обернувшись, понял: к нему. Во избежание неловкой ситуации, пришлось снова отпрашиваться у мамы.

-  Что же ты не идешь ко мне? – прищуриваясь, спросил  незнакомец. – Забыл?
- Да я… листочки дома оставил, - не зная, что сказать, промямлил мальчик.
- А-а!   Ну, не беда, - во весь рот улыбнулся волшебник. - Я пока тебя ждал, сам их заполнил. Взвесим?
- Подождите, - взволнованно произнес Вова, - не надо. Я…лучше пойду.
- Эге-ге! – продолжал улыбаться волшебник. - Да ты, похоже, опасаешься за результат?
- Вовсе нет! -  отрубил мальчик. – Просто… не хочу.
- Ладно, пускай, - согласился незнакомец.- Но чтобы ты не смущался,  открою еще один секрет весов: они взвешивают не поступки, а намерения и мысли, с которыми эти поступки совершаются.  В разных ситуациях за одно и то же дело они могут и наградить, и наказать. И им порой совершенно не важно, к чему привели твои усилия. Ты, кстати, не спросил у меня, на хороший или плохой листок я записал сделанное тобой за неделю…

      Вова неловко кивнул головой. Думая, что делать дальше, он посмотрел в сторону и увидел выходящую из булочной маму. Уже на бегу наш герой крикнул:
- Извините, мне пора.

      Покинув общество незнакомца, мальчик не почувствовал облегчения. С каждой минутой его все больше и больше наполняли мысли о произошедшем с ним за последний месяц. Картины встреч с волшебником и собственных поступков сливались в какой-то немыслимый калейдоскоп. Он совсем не слышал мамы, которая увлеченно говорила, разводя руками и гладя его по голове. Что-то происходило с ним такое, чего не случалось раньше.

      Придя домой, Вова молча снял ботинки и прошел в свою комнату. Вид стоящего в прихожей новенького велосипеда не вызвал у него бурных эмоций.