Литературная экскурсия

Алексей Решетняк
    Перевожу на этот берег чужую душу,
Она мне верит и не верит, и я с ней трушу.
Боюсь в пути порастрясти, боюсь истерик.
Боюсь живой не довезти на новый берег.
Гребу,  спеша и не дыша,
Везу сердито –
Ведь на корме своя душа давно забыта.
                Сергей Давыдов.
      На столе лежат чистые листы бумаги, на первом листе стихотворение Сергея Давыдова. А чтобы написать целый рассказ, иду в библиотеку. Выбираю нужные книги. Дома, их долго читаю. Вижу прошлое нашей страны. За столетия, много иностранцев побывало на Руси. Все что видели, описывали в своих рассказах. Этот художественный жанр, посвящённый Московии, получил название «Россика». От времени Ивана – 111 до эпохи Петра -1.
      Закрываю книгу. Встаю,  подхожу к окну. На улице ночь, я люблю стоять у окна, с выключенным светом. С пятого этажа, смотрю на небо. Вижу в свете уличных фонарей, как от сильного ветра,  раскачиваются оголенные деревья, словно корабельные мачты. Под впечатлением от прочитанных историй, включаю свое воображение. Мысленно устремляюсь сквозь века. Погружаюсь в тайну чужого творчества. Соединяю себя с исторической средой. И вот, как мне кажется, я стою на палубе. Слышу, как бушует море. Корабль бросает по волнам в разные стороны. Капитан стоит на шканцах, глядит в зрительную трубу. Слышу: - вижу берег! Ура! Кричат матросы. Паруса, наполненные ветром, гонят корабль  к берегу. Швартуемся. Сходим на берег. - Где мы? Спрашиваю капитана. – Мы прибыли в Ревель.  Справка: Ревель - древний русский город – Колывань. Сейчас его название – Таллинн. На берегу стоит строящийся корабль. Плотники стучат топорами, такелажники ходят измазанные смолой и дегтем. Конопатчики как мухи, облепили весь корабль. В Ревеле мы были приняты, со стороны благородного магистрата, с салютами и подарками.
          И вот я вместе иностранцами пробираюсь в Москву. 1634 год. Стараюсь держаться рядом,  мне уже знакомыми (по книгам) Флеминг Пуль – талантливым поэтом, лириком Олеаром. В 1634 они воспели в сонетах Россию и ее столицу Москву.
Путем точного указания времени, места действия, создаю конкретную картину жизни наших героев. И это все ложится на бумагу. Читаем!
     15 мая, мы прибыли в Нарву. Так как в России есть такой обычай, что чужие посольства, прибывшие к границе, должны заявить о себе и ждать, пока их прибытие будет эстафетою сообщено властелину страны и им будут отправлены приказы начальникам провинций, как их принимать и угостить. Послам дается проводник «пристав», чтобы вести через страну. А это так долго!
     25 июня с. г. пришло известие, что новгородский воевода прислал пристава на границу. Около полудня пристав отправил на лодке, своего толмача, на наш берег с четырьмя стрельцами, и велел сказать, что ему теперь было бы приятно принять господ послов. Дальше наш путь шел в Великий Новгород. По реке Волхов на лодках.
      13 августа мы достигли последнего села перед Москвой, Николы Нахимского, в двух верстах от города. Отсюда пристав послал эстафету в Москву для сообщения о нашем прибытии. Когда эстафета вернулась из города, мы приготовились к въезду в город в следующем порядке:
К а к  н а с  в с т р е т и л и  в Мо с к в е. – В голове колонны стрельцы, которые нас сопровождали, Трое из наших людей, все в ряд. Трубач. Маршал. Затем следовали: … в конце 46 повозок с нашим скарбом.  Когда мы подошли к городу, у ворот нас встречали около 4 тысяч русских в дорогих одеждах. Въехав в город, мы увидели на улицах и на домах бесчисленное множество народа, стоящих, чтобы посмотреть на наш въезд. Еще проследовав, мы увидели улицы опустошенные пожаром, бывшим перед нашим приездом и испепелившим более пяти тысяч домов. На улице стояли палатки, там временно жили люди. Посольский двор, также сгорел. Увидев на наших лицах большое удивление, страх, толмач сказал: - Вас разместят в двух деревянных домах.               
     Я закрыл книгу. Решил сделать паузу. Попил чая. А в голове крутится: - пожар. В наше время, в СМИ мы слышим – горят леса Сибири, США, Австралии, Европы.  В произведениях «Россики» - август 1634 год. Сгорело около пяти тысяч домов! Жуть! И вот я беру в руки другую книгу, на страницах ее, Карамзин Н. М. «ПРЕДАНИЕ ВЕКОВ». Стр. 558пишет: - … Летописи Москвы часто говорят о пожарах; называя иные великими; но никогда огонь не свирепствовал в ней так ужасно, как  в 1547 году. … 21 июня, около полудня, в страшную бурю, начался пожар за Неглинною, на Арбатской улице, с церкви Воздвижения; огонь лился рекою, и скоро вспыхнул Кремль, Китай, Большой посад. Вся Москва представляла зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезали, каменные распадались, железо рдело, как в горниле, медь текла. Рев бури, треск огня и вопль людей от времени был заглушён взрывами пороха, хранившегося в Кремле. … Сгорело около 1700 человек, кроме младенцев (их учет не велся). Нельзя, по сказанию современников, ни описать, не вообразить себе бедствия. Люди с опалёнными волосами, бродили, как тени, среди ужасов обширного пепелища; искали детей; … не находили и выли, как дикие звери. Утешения не было.  Помолчим в знак скорби. Я выключил компьютер. Встал, оделся, вышел на улицу.               
      На другой день, успокоившись, я, опять погрузился в прошлое.
   К а к о й  М о с к в у   у в и д е л и  г о с т и. 
      Пока мы ехали по городу, прежде всего, рассматривали их строения, людей на улицах, их наружность, а также их одежду. А  когда пообщались, то увидели и  внутренний их быт.
      Побывав в городе несколько недель, мы для себя поняли: - Москва (в то время) вдвое больше Флоренции в Тоскане, вдвое больше Праги в Чехии.
    Домашнее хозяйство русских устроено во вкусе людей, с разным материальным  доходом.  Вельможи и богатые купцы, живут в своих дорогих каменных дворцах. Большинство, в особенностях простонародье живут в деревянных домах. Крыши покрыты тесом, поверх кладут бересту или дерн. Поэтому и часто происходят пожары. При подобных случаях стрельцы ломают ближайшие постройки. Те, чьи дома сгорели, за Белой стеной на особом рынке стоят новые дома, их  можно купить дешево и доставить на место и сложить.  Там же  для них достаточно – запасов и утвари. В доме не увидишь украшения в виде расставленной посуды, везде лишь голые стены  заставленные иконами. Летом, они спят на лавках. На мягкой подстилке, на матрасах набитых соломой. Зимой на печи, верх ее плоский как у пекарей. Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, мяса, рыбы свежей или соленой. Особое угощение - так называемые «пироги». Они начиняют их рубленой рыбой или мясом, луком и пекут на коровьем масле, в пост растительном масле. Для питья служит квас. А также пиво, мед и водка.

О б ы ч а и. - Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать после еды в полдень. Поэтому большинство лавок в полдень закрыты, а сами лавочники и мальчики спят под лавками. В то же время отдыха нельзя говорить ни с кем из вельмож и купцов.
    На этом основании русские и заметили, что Лжедмитрий не русский по рождению и не сын великого князя, так как он не спал в полдень, как все русские. Он не ходил по русскому обычаю; часто в баню. Но это другая история.   
Т р а д и ц и я . - Встречали мы, в Москве хорошие бани, устроенные в домах. В банях сложены  сводчатые каменные печи. Одно отверстие идет в баню, которое они закрывают крышкой, второе для выхода дыма, его также закрывают. На полу лежит мелкий ельник, он дает приятный запах. Через знакомых чиновников, мы отправились в общую баню, чтобы видеть лично, как они моются. Баня разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины мылись отдельно. В бане жарко. При словах «поддай парку» кто то ковшом на каменку выливал воду. Сухой пар заполнял баню. Они в состоянии переносить сильный жар. Лежа на полке вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими. Когда они покраснеют и ослабнут от жары, то мужчины и женщины голые выбегают на улицу, держа спереди березовый веник. Окачиваются холодной водой. Зимою валяются в стегу и трут им, словно мылом, свое тело. Потом снова бегут в баню. После бани гостям, они приносят угощение.  В России вообще народ здоровый и долговечный. 
       Эту традицию мы постепенно утрачиваем.
       Н а б л ю д е н и я. - Улицы широки, но осенью и в дождливую погоду очень грязны и вязки. Поэтому большинство обочин улиц, застланы бревнами. Я задумался? И решил для тебя читатель надо показать иллюстрацию картины Рябушкина А. П. 1895 год. «Московская улица» - 17 век в праздничный день. Это как стоп кадр того времени.
    Хватит! А то все дома, улицы, грязь! ... А о главном ни слова еще не сказал - это люди: - Женщины!  В общем, они красиво сложены, среднего роста, нежны лицом и телом. Но в городах они белятся и румянятся. Такое ощущение, что на лицо им кто- то насыпал пригоршню муки. И кистью выкрасил щеки в красную краску. Чернят ресницы, подкрашивают брови коричневой краской. И, получается, так у нас говорят: - при ясном солнечном дне зажигают свечу. Чудеса, да и только. (С нашей золотой молодежью, мажорами – не сравнить.)
     Одежды мужчин схожи с греческой. Да! Вельможи сбривают волосы на голове, видимо полагали, что так красиво. Если он впал в немилость, отпускали волосы. Пока длится немилость. Возможно, и этот обычай принят ими от греков.
         Н р а в ы?  -  Наступила зима. Сильные холода и обилие снега. В это время хорошо путешествовать на широких русских санях по рекам, ровнее дороги не найти. Мы нанимаем извозчиков. К крыльцу подъезжают сани. В сани запряжены маленькие русские лошади. При одноразовом кормлении они пробегают до 12 верст без остановки. Это хорошо! Мы выходим, подходим к саням и видим: - на них внизу лежит толстая войлочная подстилка, на ней лежат длинные овчинные шубы. В них нас укутывают, а наверх еще набрасывают суконное одеяло.  В таком состоянии мы лежим в тепле. И ... И единогласно решаем - нам лучше всего сейчас поехать на Москву руку в базарный день! Там на очищенном от снега льду, ставили лавки вдоль берегов. Так и сделали! Едем. Видим, нас обгоняют длинные сани. На запятках стоят два боярина, с шапками в руках. По сторонам быстро идут стрельцы с пищалями и все без шапок. Это царь! Они ехали между торговыми рядами. Мы поехали за ними, интересно, куда они проследуют? 
    Спустившись на лед реки, мы увидели большое скопление людей.  Недалеко от Кремля, на расчищенной площадке, до прозрачного льда, кольями с острыми концами вверху оградили небольшой участок. Мы остановились.  Пробираемся ближе к ограде. Туда, освободив от поводка, запустили медведя. Потом впустили собак. Собаки лают, окружают медведя. Пытаются подскочить поближе, ухватить медведя за задние лапы. Но на льду они скользили и им, было тяжело изворачиваться от медвежьих лап. Медведь становится на дыбы, ревет, машет  лапами и сам скользит на льду, лапы расползаются. Он падает. Народ смеется! Кто- то от смеха сел на снег. Уже и на медведя не смотрят, а друг на друга. И держатся за животы. Царь стоял у ограды, смеялся! Потом собак убрали. Медведь отошел к забору. В это время, за забором у царского места, сняв рукавицы, сбросив с себя шубу, собирался на бой с медведем Иван. Его  так назвал толмач, и добавил, он на бой выходит около 15 лет. Оставшись в кафтане, в кумачовой шапке на бритой голове. Иван, повернувшись лицом к царю, поклонился, крестным знаменем осенил грудь, подошел к забору, за поясом у него блестел широкий нож. Взял у входа в клеть рогатину, попробовал ее на излом. Осмотрелся и вошел за ограждение к медведю. Медведь остановился, вытягивая шею, ноздрями попробовал воздух и заревел. Медленно покачивая огромным телом, пошел к человеку. Иван спокойно стоял на снегу, ожидал нападения. Перед человеком медведь остановился, стал медленно подниматься на задние лапы, чтобы сверху, всем телом рухнуть на врага. Так как он всегда делал, встретив в лесу своего соперника. А когда он начал падать, Иван сделал выпад вперед. Рогатина впилась в грудь медведя. Собрав все силы, Иван держал рогатину. Медведь не смог остановиться, медленно опускался на каленую рогатину. Пока острые концы не прошли сквозь сердце. Медведь стал заваливаться на бок. Кося черными глазами на Ивана. Толпа людей возрадовалась. Когда медведь упал на снег, Иван вытащил рогатину, вышел за ограду. Царь сошел с золоченого кресла.  Наградил Ивана деньгами и велел поить его допьяна. Иван от радости упал перед царем на колени. Потом пил безмерно в кабаке. На четвереньках дополз до дома. Дополз! Потому что он охотник, привык в одиночку ходить на  медведя. А потом без меры пить.  Мы вернулись домой. Зрелище! Оно захватило нас.               
      О б ы ч а и: - В последнее воскресение на масленице – прощеное воскресение. На улице мы видели много народа, они кланялись друг другу, обнимались, трижды целовались, прося прощение, друг у друга. Царь  ездил на прощение к патриарху с боярами, окольничими и думными людьми. По возвращении он увидел, как по торжищу вели человека. Он был обвешен дохлыми собакой, кошкой и петухом. Палачи рвали его тело клещами. Человек катался по снегу, кровавя его. Громко выкрикивая стон.
   – Что он сделал? – спросил царь. – Убил мать – ответил ближний боярин.      - Топить ведете? – опять спросил царь. – Топить – сказал боярин. Царь перекрестился. 
- Я милую его, - сказал он тихо, радуясь своей власти. – Велите повесить, бедного. Холодно в воде – то. Грустно, когда люди режут друг друга, душат. 
         Вернувшись во дворец, государь принял начальников приказов с докладами, о колодниках, которые сидят уже много лет. Иные не за большой  проступок, таких людей государь приказал освободить.
         Н а б л ю д е н и я. – Улицы Москвы как реки, площади как озера. История Москвы уходит вглубь, до которой не докопаться лопатами археологам. Город окутан мифами, смысл которых не понять ученым.
        Когда удается глубоко погрузиться в прошлое время и увидеть что – то  интересное, то мне хочется вернуться в настоящее и сравнить далеко ли мы от них ушли? Или радости жизни остались прежние?