Летяга и Гриф. Глава 1

Сергей Орешко
1.
ВСТРЕЧА С ЛЕТЯГОЙ
Я не люблю ходить в школу, а иногда даже прогуливаю уроки, потому что терпеть не могу математику. Мне часто ставят за неё двойки или тройки с минусом. Зато биологию и географию я знаю лучше всех в классе. Учителя, увидев, что я их не слушаю, часто мне говорят: «Сергей, где ты витаешь? О чём ты думаешь?», а один мой одноклассник, невзлюбивший меня, на такой вопрос крикнул: «Он чокнутый!» И все ребята в классе засмеялись.
В школе у меня не было друзей, потому что я не играл с ними ни в какие игры и никуда с ними не ходил. Они были слишком шумные, и я не понимал их шуток и игр. А учительница математики и директор школы часто говорили мне: «Скажи своим родителям, чтобы пришли в школу! Нам нужно поговорить с ними!»
Папа охотно приходил в школу, разговаривал с учителями и директором и объяснял, что и он в детстве не любил математику, но это не помешало ему стать хорошим человеком. «Зато как он рисует! – говорил папа и показывал мои рисунки животных, которые им понравились. – Может быть, он станет художником, а зачем художнику математика или физика?»
И учителя махнули на меня рукой.

Папа ходит на работу редко, потому что работает в издательстве и все свои статьи и рассказы пишет дома. А потом относит их, чтобы их публиковали в журналах и сборниках. Чаще всего он пишет о животных. Если я зову его погулять в лесу, он оставляет свою работу и идёт со мной.
 – Засиделся я, пора и кости размять. Остальное допишу вечером или ночью, – говорит он.

Мы живём на окраине города, а рядом с нашим домом раскинулся большой лес. Я почти каждый день подолгу гуляю в нём вместе с папой и нашей собакой Мэри и очень хорошо знаю все его тропинки и даже на каком дереве каждой весной поёт соловей. Слушаю я и пение зябликов, славок, пеночек, крапивников, дроздов и других птиц. Однако зверей в нашем лесу мало, только белки и ежи. Однажды мы видели зайца, который тут же от нас убежал в страхе. Но когда мы забирались в чащу леса, подальше от жилья, то лишь однажды увидели лося, пробегавшего вдали. Потому мы теперь всё чаще уходили в дальний лес, надеясь увидеть диких животных ближе. И наконец, в один тёплый июньский день забрели в лесничество через дыру в заборе.
Лес здесь был совсем другой – гораздо гуще и загадочней нашего. 
– Должно быть, это лесничество, – сказал мне папа. – Говорят, что здесь есть даже медведи. Возьми Мэри на руки.
Я понёс собаку. Мы шли осторожно, боясь встретить хищника – медведя или волка. Вдруг Мэри тихо зарычала.
– Смотри, – сказал я папе, – я вижу лису!
Мы замерли. Лиса пробежала мимо нас и скрылась в кустах. Она несла в зубах дикую утку.
Мы пошли дальше, осторожно ступая по густой траве, ведь тропы здесь не было. И вдруг у ручья увидели высокого худощавого молодого мужчину в сапогах, зелёной куртке и таких же штанах. Он оглянулся на нас и строго сказал:
– Что вы тут делаете? Здесь лесничество! Сюда ходить нельзя!
Мы заметили, что недалеко от него, в траве, лежало ружьё, а в руке он держал удочку.
– Мы случайно забрели сюда, – начал оправдываться папа. – Шли за лосем, и не заметили, как сюда зашли.
А я рассказал лесничему, что мне десять лет, и что я люблю птиц и животных, хорошо различаю голоса всех птиц в лесу и не спутаю пение чёрного дрозда с пением певчего дрозда, пение овсянки с пением малиновки.
– А ведь я вас раньше встречал в вашем лесу, – сказал лесничий. – И слышал, как ты, мальчик, рассказывал отцу о птицах, узнавая их по голосам или оперению. И я удивился твоим познаниям. А слыхал ли ты о птице жулане?
– Конечно! – обрадовался я. – Жулан-сорокопут – птица небольшая, величиной со снегиря, но хищная: она ловит жуков, стрекоз, шмелей, даже мышей, лягушек и ящериц, и насаживает их на шипы колючих кустов, про запас.
– А птицу ремез знаешь?
– Да. У нас её не увидишь, а у вас, в лесничестве, она должна быть. Она вьёт свои гнёзда из пуха на ивах, у реки. Её гнёзда похожи на большие рукавицы.
– Похвально! – сказал лесничий. – Я рад встрече с вами. Странно, но мне кажется, что она не случайная. Обычно мы с напарником не пускаем сюда людей. Но для вас, так уж и быть, я сделаю исключение. Идёмте ко мне в избушку. Я сейчас работаю один, моего напарника помял медведь, он сейчас в больнице. Поэтому я теперь живу здесь постоянно. Если ещё раз придёте в лесничество, зайдите сначала ко мне. Я покажу вам животных, но только издалека. Тревожить их нельзя. Вы хотите ходить сюда с собакой? Она может побеспокоить животных своим лаем.
– Мэри послушная и выполняет все наши команды, – сказал папа. – И поэтому шуметь здесь не будет. Это очень умный мопс.
Лесничий погладил Мэри. Она завиляла хвостом и лизнула его руку.
Мы пошли за лесничим, несущим пойманную рыбу. Перешли два ручья и небольшую речку, на берегу которой увидели трёх бобров с ветками в зубах. Прошли через сосновый бор, и пошли берёзовым лесом. По пути я увидел вдали оленуху с оленёнком, и замер, чтобы получше разглядеть их. Но олени тут же скрылись в чаще. Наконец, мы пришли к бревенчатой избушке. Рядом с ней стоял гнедой конь, привязанный к дереву, и ел траву из кормушки.
– Это Вайко, – сказал лесничий. – Мой верный друг. На нём мы объезжаем лесничество. А меня зовут Аршан.
Мы же назвали ему свои имена.
Избушка Аршана состояла из двух небольших комнат. В одной комнате стояла печь, скамейка и шкаф. В другой была деревянная кровать, небольшой стол с керосиновой лампой, два стула, десяток книг, радиоприёмник, магнитофон, подзорная труба, гитара и балалайка. К избушке примыкал сарай для лошади.
– Приходится одному работать, – сказал нам Аршан. – Недели две назад поймал в лесничестве двух охотников с убитыми утками, связал их и вызвал милицию. Боюсь, что бывший мой напарник Богдан нескоро вернётся сюда: он был неосторожен с медведем. Поэтому начальство как-то прислало двух людей мне на помощь, чтобы были егерями, но уже на третий день они напились, настреляли рябчиков и хотели зажарить их на костре. Пришлось выгнать этих «помощничков».
– Хочешь, мы тебе в следующий раз картошки и капусты принесём? – спросил папа.
– Буду рад, – ответил Аршан. – Порой сестра мне еду приносит, но нечасто – с детьми возится. Зато в реке рыбы много водится.
Мы пробыли у лесничего недолго – пришла пора возвращаться домой.
– Я покажу вам дорогу, – сказал Аршан, – по ней ходить безопаснее. Запоминайте её. Сейчас я вас немного провожу и покажу, как идти дальше.
В дороге я спросил Аршана:
– А волки у вас есть?
– Есть две стаи. Одна побольше, другая поменьше. Порой они уходят из лесничества в соседние леса, а когда захотят, возвращаются. Есть у нас и немного медведей, барсуки, дикие кабаны, косули, лоси и олени. Но приближаться к ним опасно. И как на вас ни один зверь не напал? Будто кто берёг вас! Если хотите разглядеть животных и птиц получше, то я как-нибудь повезу вас по лесу в моей закрытой зелёной повозке, в которую я впрягаю своего коня. Мы в ней вместе приедем в чащу леса, затем я выпрягу Вайко и уеду на нём, а вы спрячетесь внутри повозки и будете зверей наблюдать.
– Хороший лесничий этот Аршан, – сказал я папе, когда мы шли к дому.
– Да, – согласился папа. – Другой бы нас давно прогнал, а Аршан, наоборот, приглашает нас в лесничество. Я вот всё думаю, как такой молодой, статный и красивый мужчина все дни проводит в лесу? Ему бы в кино сниматься. В главных ролях.

И с тех пор мы стали часто ходить в лесничество, хотя идти туда было далеко. Аршан отвозил нас в разные места лесничества, выпрягал коня и уезжал на нём. А мы по несколько часов могли наблюдать за животными из повозки. Она была очень удобной для наблюдений, покрашена в зелёный цвет, поэтому её легко было спрятать в любом глухом месте, и, затаившись в ней, оставаться незамеченным. В ней с правой стороны было два небольших окошка, через которые можно было наблюдать за зверями. Мэри сидела в повозке тихо, порой и она чувствовала проходящих поблизости животных, и иногда тихо рычала.
Мы видели волков, лосей, глухарей, трёх пасущихся косуль с детёнышем. Они щипали траву и вздрагивали от каждого шороха, готовые в любой миг убежать от опасности. А однажды нам удалось увидеть даже медведицу с двумя медвежатами. Медведи прошли недалеко от нашей повозки, и, по-видимому, медведица почуяла нас. На миг остановилась, принюхалась, зарычала и бросилась бежать. Медвежата едва поспевали за ней.
Я был очень счастлив, когда видел диких зверей в большом, настоящем лесу! Дома я старался нарисовать всё, что видел, а потом показывал свои рисунки Аршану. «Ну, парень, ну, даёшь! – восхищался он. – Из тебя выйдет толк! Не пропадёшь!»
Он же охотно делился с нами своими знаниями, показывал следы медведя, кабана, лисицы, зайца и даже редкой в этом лесу рыси, рассказывал об их повадках, показывал разные растения и деревья.

Однажды, не застав нашего друга в избушке, мы отправились его искать. Лес был так велик, что скоро мы заблудились. Папа и я, огорчённые неудачей, долго спорили в какую сторону идти, и не сразу заметили, что  рядом с нами нет нашей любимой собаки Мэри. Этот чудесный мопс отличался добротой, ласковостью и бесстрашием, удивительным для такого маленького существа. Мы растерянно озирались по сторонам и тихо звали Мэри. Вдруг услышали её приглушённый лай из глубины леса, и бросились к ней, с трудом пробираясь сквозь густую хвою.
 –  Как-то необычно она лает, –  сказал папа.
 –  Неужели встретила медведя, волка или кабана?  –  испугался я.
Задыхаясь от быстрой ходьбы, мы выбрались на поляну и увидели Мэри. Опершись передними лапами о подножие высокого дуба, и задрав голову, она весело лаяла, дружелюбно махая хвостом. В ответ слышалось тихое верещание и тявканье.
Мы вгляделись и увидели, что на нижней ветке сидит маленький серо-голубой зверёк, похожий на белку.
– Неужели они разговаривают, или нам показалось? – удивился папа.
– Да это же белка-летяга! – обрадовался я. – Точно такую же белку я видел в книжках о животных! Я читал, что она может перелетать с дерева на дерево при помощи летательных перепонок между передними и задними лапками. Не спугни её, дай хорошенько рассмотреть.
Мы замерли. И вдруг услышали тихий, очень тихий голосок летяги:
– Здравствуйте! Я давно наблюдаю за вами. А сегодня много хорошего рассказала мне о вас ваша прекрасная Мэри. Вы любите животных, вас тревожит то, что с каждым днём их становится всё меньше в лесах, и вы готовы помочь нам. Я предупрежу всех хищников в лесу, чтобы они не нападали на вас. Приходите ко мне почаще, я обучу вас языку птиц и зверей. Вы лучше узнаете их, поймёте и ещё больше полюбите. И приводите с собой лесничего  –  вашего друга Аршана.
Потрясённые услышанным, мы поклонились белке Летяге как королеве леса, и сказали, что придём завтра в полдень.
Домой мы возвращались, словно ослеплённые ярким светом, поражённые этой встречей.

С тех пор мы с папой стали часто приходить к Летяге и старательно запоминали всё, что она нам рассказывала. Мы могли слушать её долго, не замечая времени.
Во время занятий у Летяги, мы с папой слушая её, представляли перед собой животных, о которых она говорила. Мы видели их настолько ярко, будто смотрели фильм или сон, забывая обо всём на свете! В отличие от папы, я в детстве читал много книг о животных, видел их по телевизору и в городском зоопарке.

Родители водили меня в зоопарк, когда я был совсем мал. Но потом я отказался туда ходить и смотреть на животных, сидящих в клетках. Мне было жалко их, ведь я видел, как почти все они просили у посетителей еды. Люди кидали им хлеб, и животные – зубры, верблюды, ослы, косуля – с жадностью поедали его и просили ещё. Даже медведи и волки ели булки! Даже леопард, сидящий в узкой, тесной клетке, в которой едва поворачивался, радовался каждой подачке!
– Да они голодные! – сказал мне папа. – Смотри, какие они все худые!
Он остановил какого-то работника зоопарка и спросил, почему животных так плохо кормят. Тот лишь отмахнулся от него и ушёл. С тех пор я перестал ходить в зоопарк и хотел видеть животных только на воле.

Учась у Летяги, я старался узнать как можно больше обо всех зверях и птицах, какие только есть в мире. Я был счастлив, что её рассказы оживили для меня не только то, что я читал или видел по телевизору, но и множество тайн и сведений, о которых люди ещё не знали.
Папе учение у Летяги давалось намного трудней. Он не знал о животных так много, как я. И он слушал Летягу, иногда вытаращив глаза, приоткрыв рот, а поперёк лба у него появлялась глубокая складка. Ему было необыкновенно интересно учиться у Летяги, но это учение давалось ему с трудом. Поэтому дома он не давал мне покоя, переспрашивая обо всём, чего не смог понять. И я помогал ему разобраться с Летягиной наукой, как он мне – с математикой.
И даже ночью мы теперь видели яркие сны о животных. И мне стало казаться, что я живу рядом с ними, слышу их, чувствую и хорошо понимаю. В отличие от учения в школе, учение у Летяги было для меня радостным, как праздник.

Однажды утром мы с папой спешили к Летяге на урок. Папа нёс Мэри. И вдруг я услышал шорох в густых кустах. И хотя я никого не увидел, я догадался, что это волки наблюдают за нами.
– Остановись, – прошептал я папе. – Здесь волки!
Мы встали и увидели перед собой стаю волков, вышедших из кустов. Они обнажили зубы и готовы были напасть на нас. И вдруг матёрый вожак стаи что-то прорычал своим сородичам. И я понял, что он говорит: «Пропустите их, они идут к Летяге». «А зачем они взяли с собой собаку? – сердито зарычал молодой волк. – Мы не любим их!» Но Мэри не испугалась волков, а даже приветливо замахала им хвостом. «Пусть идут», – подтвердила старая волчица.
Когда мы пришли к Летяге, я рассказал ей, что стал понимать, о чём говорят волки.
– Это хорошо, – сказала Летяга. – Скоро ты будешь понимать и других животных.
И в самом деле, через десять дней я уже понимал и других зверей и даже птиц. А вскоре и папа научился понимать их.

Настал день, когда мы привели к Летяге и Аршана. Он не поверил своим ушам, когда с ним заговорила белка. Недоумённо оглядывался на нас. Протирал глаза – не сон ли это?
Мы оставили их вдвоём, а сами ушли к ручью. Через час наш друг пришёл к нам счастливый и, провожая нас домой, говорил о Летяге как о чуде природы, о том, как он горд, что выбран ею для важного дела спасения животных!
В этот же день Аршан чёрной краской написал на своей зелёной повозке «Прекрасная Мэри». Так он благодарил собаку за то, что это она нашла Летягу.
Аршан стал приходить к Летяге чаще, чем мы, и вскоре тоже стал понимать язык животных. Однако разговаривать с ними никто из нас пока не умел.

Когда мы приходили после занятий с Летягой домой, мама смотрела на нас и не понимала, почему мы такие взволнованные и радостные. «Что с вами?» – спрашивала она. Но мы не рассказывали ей о Летяге, чтобы она не запретила нам встречаться с ней. Ведь она – человек серьёзный и не верит ни в какие чудеса. Она нередко приходит домой поздно вечером, потому что у неё очень много работы. Мама работает в большом проектном институте и руководит отделом, в котором работают ещё девятнадцать человек. Папа иногда шутил: «Мама за нас всех пашет, а мы с тобой – лоботрясы».
Я однажды всё же попытался рассказать ей о Летяге, но она лишь отмахнулась от меня и сердито сказала:
– Ты уже слишком большой, чтобы придумывать себе друзей-животных! Неужели ты и папу втащил в свои глупости?
А папе сказала:
– Зачем ты потакаешь ему в его детских чудачествах? Лучше б научил его что-нибудь мастерить! И это бы пригодилось ему в жизни! Совсем его испортил!
Папа промолчал.
– Смотрите, какое хорошее лето! – сказала нам мама. – А вы тут по лесу болтаетесь! Давайте поедем куда-нибудь на юг и будем купаться в море.
– А Мэри куда денем? – спросил папа.
– Отдадим на время соседям, – сказала мама.
– Я никуда не поеду! – возразил я. – Не хочу лежать на пляже, купаться с толпой людей в море, бродить вечером по набережной. Это очень скучно.
– А ты что скажешь? – спросила мама папу.
– У меня работы много, – ответил он. – Сейчас мои рассказы везде печатают. Они всем нужны. Давно у меня не было такого успеха. Поезжай лучше с подругами.

Через неделю мама уехала в отпуск, а мы продолжали ходить к Летяге.
 
2012 г.
Продолжение следует...