Прелюдие 100 летней войны. Алиенора Аквитанская

Игорь Тычинин
Одна из самых знаменитых войн в истории человечества, Столетняя война (1337-1453 гг.), истоками имела и более ранние противоречия между английским и французским королевствами, разрешавшимися частенько вооруженным путем.

Взять хотя бы завоевание королевства англосаксов нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем еще в XI веке. Оно объединило английское королевство и герцогство на севере Франции. При этом английский король во Франции становится вассалом французского короля. Ситуация не из самых миролюбивых.

Дальше больше, в Англии меняется королевская династия, первый Плантагенет на троне Генрих II (1154-1189 гг.). Он француз,  С одной стороны, правнук Вильгельма Завоевателя по женской линии, а с другой, французский граф Анжу. Еще до избрания на английский трон, он очень удачно женится на богатейшей и знатнейшей женщине, правда постарше его по возрасту, Алиеноре Аквитанской. Теперь, владея огромной французской территорией, Генрих становится еще и английским королем. По существу, под его началом оказались вся западная часть Франции, кроме Бретани (Британия – Бретань!?) и Англия.

Думаю, роль Алиеноры Аквитанской в истории двух народов трудно переоценить. В какой-то степени, она стала одной из первопричин  Столетней войны, хоть и за 130 лет до ее начала. Дело в том, что обладая неземной красотой и неимоверным богатством, она еще оказалась и разведенной женой французского короля Людовика VII. Небезызвестный нам Карл Маркс назвал Людовика «ослом» за этот развод. Ведь глупость французского короля лишила (в определенной степени) королевство половины его территорий. Вдобавок, ненависть бывшей королевы к бывшему мужу, любовь зрелой женщины к молодому мужу, ставшему английским королем, подарили Англии сразу четырех принцев (с этим до того у Алиеноры были проблемы), а миру длительнейшее соперничество между двумя державами. Сначала оно выражалось  в виде семейных дрязг.  Кстати, редчайший случай, Алиенора проживет более 80 лет, станет бабушкой многих властителей Европы, при этом противостояние Англии и Франции будет усиливаться.

Чего только не было в истории этих стран. Пасынок Алиеноры Филипп II стал очень успешным французским королем, получил прозвище Август. Несколько сыновей Генриха II восстанут против отца, заключившего мать в тюрьму. Филипп II станет лучшим другом сына Генриха, знаменитого Ричарда Львиное Сердце. Потом «бросит» его в Крестовом походе, чтобы войти в контакт с младшим братом Ричарда, будущим королём Англии Джоном Безземельным. Ричард в результате попал в плен. По возвращении, естественно, короли Англии и Франции начали войну за Нормандию, которую Джон, в отсутствии Ричарда успел подарить другу Филиппу. После ряда побед король Ричард Львиное Сердце  неожиданно погибает. Филипп в войне с Джоном возвращает Франции огромные территории, бывшие ленами английской короны.

Дальнейшие потери Англии в войнах с Францией предотвратила смерть бедного короля Джона и вступление на престол малолетнего Генриха III (1216-1272 гг.). Английские бароны, которые поддерживали французскую армию, в надежде, что она избавит их от Джона, тут же вспомнили про национальные интересы и повернули оружие против французов. Так сын Филиппа II Людовик не стал английским королем, хотя дело шло к этому. Он король Франции Людовик VIII.

Людовик VIII Французский правил недолго. Его смерть возвела на престол подростка Людовика IХ, теперь уже французские бароны начинают гражданскую войну против этого короля в его младенчестве. В 1242 году Генрих III Английский начинает войну за возвращение Гаскони. Но французы одержали победу. На время борьба между странами утихла. Людовик IХ известен в истории как миротворец. Вдобавок в Крестовом походе он попадает в плен. Англия потеряла  большинство своих владений во Франции, но официально этого не признавала.

Дальше наиболее сложная обстановка возникает в Англии. Там уже не хотят видеть королем Генриха III  после неудач во внешней политике. Англичане осуждали короля за то, что он усиливает Францию. Но и Генриху III и Людовику IX удалось умереть в своей постели. Теперь во главе Англии Эдуард I, Франции – Филипп III. Эдуард I стал успешным английским королем, поднявшим существенно экономику страны. Значительное время он уделяет пребыванию в Гаскони, которую по Парижскому договору вернули Англии. Но это вызвало противодействие местной знати и ситуация в который раз обострилась.

Но пора отбросить излишние подробности, иначе они заведут нас слишком далеко. Эдуарда I на троне меняет Эдуард II. О его печальной судьбе Вы, наверное, знаете. Он был, как бы это выразиться, нетрадиционной ориентации, предпочитал любовников, а к жене был холоден.  Главной проблемой для страны стала необходимость рождения наследника. В кровать вместе с женой ложился любовник короля. Так, с огромным трудом,  наследник появился. Да еще какой. Эдуард III. А его отца изощрённейшим способом отправили в мир иной. Пока Эдуарду III еще 15 лет, страной правит его мать Изабелла, дочь французского короля и лорд Мортимер.

Но уже через три года энергичный юноша, король, отстраняет от власти Изабеллу и ее фаворита. Он королевствует 50 лет (1327-1377 гг.). При нем развернется война, которую назовут столетней. Хотя война велась, как Вы видите, с небольшими перерывами и до этого.

А главный вывод, который я сделал для себя, таков. Роль женщин в истории мы явно недооцениваем. В преддверии Столетней войны она, ох как велика. Если бы не Алиенора Аквитанская, никакой Столетней войны не было бы. А если бы была, то совсем не такая. И тогда вряд ли бы истории понадобилась другая женщина, точнее Дева, Жанна д’Арк. При этом в предверии войны инициатива принадлежала Франции. Вскоре, всё переменится. 

При написании статьи приведено ряд данных из работы Натальи Басовской "Генрих II Плантагенет.
Наталья Ивановна Басовская глубокоуважаемый мной автор. Особенно хороши её исторические рассуждения на телевидении.