Мои детские поездки на электричке во время каникул

Сергей Ефимов 77
Мои детские поездки на электричке во время каникул из Мариуполя в Дружковку.

Я запомнил как в раннем детстве жарким летом мы пришли с папой к электричке на вокзале в Мариуполе. Зашли в нее и сели на деревянные лавки. Я пил соленый куриный бульон из маленького черно-зеленого термоса в клеточку. Который сделала мама и дала нам в дорогу. Это было еще, когда я не ходил в школу.

Мы ездили в Дружковку часто. Почти на каждых каникулах. Там жила моя бабушка Вера.

Воспоминания моей бабушки Веры.
Бабка Параска, бабушка моей бабушки по воскресеньям перед обедом наливала диду Сирко, дедушке моей бабушки, стопку водки. Они жили в красивом селе Маяки на Северском Донце. Моя бабушка в своем детстве к ним ездила.

Эту дорогу Мариуполь-Дружковка я проехал в разном возрасте множество раз. В детстве к бабушке, студентом до Донецка на учебу, я и сейчас проезжаю ее от Волновахи к Мариуполю когда еду из Киева.

Вдоль этой дороги несколько десятков станций. Они все разные и оставляли они у меня разное впечатление. Ну, начнем рассказ о них.

Как только я стал постарше, мы начали ездит не от вокзала в Мариуполе, а от остановочного пункта Азовсталь. Он находится под Пост-мостом. Мы приезжали к центральным проходным завода и шли вдоль моста. Или ехали на трамвае, тогда можно было проехать мост, выйти возле остановки со старым деревянным маяком и вернуться к железной дороге.

Когда мы ждали электричку можно было немного отойти от платформы и походить по пустырю. Что мы и делали с отцом. 

Электричка на которой мы ездили отправлялась чуть раньше двух часов. Она была прямая. Ехала аж до Лимана. Некоторые остановки проезжала не останавливаясь. В Дружковку приезжала около 8 часов.

Продолжение следует.

Продолжение.

Итак мы отправляемся. Всегда в электричке были пустые места. Она ведь уезжала до окончания смены на заводах. Следующая остановка была Заводская площадка. Иногда для разнообразия мы ездили и от нее. Тогда нужно было на трамвае с Левого берега через площадь Мухина приехать к этой остановке. Однажды, когда я повзрослел я от этой остановки через долину Кальмиуса, через пешеходный мост и заброшенный новый цех пришел на Левый берег. Очень интересно было так пройти. В заброшенном, недавно построенном цеху были только стены, и потолок. И тарзанка привязанная на высоте нескольких десятков метров к потолку. Возле пешеходного моста через Кальмиус были пляжи и там купались те кто жил недалеко от Заводской площадки. А во всей долине реки не было никого. Как и сейчас.

Кстати между этими остановками есть остановочный пункт 1261 км, а напротив него мост через Кальмиус которому не менее 4 тысяч лет. Он находится на древнем пути вдоль морского побережья. Еще возле этого мостика была раньше лодочная пристань. Ее еще моя мама помнит. Пристани тоже несколько тысяч лет. Место постоянной торговли. Пересечение водного и конного пути.

Дальше была станция Сартана, в нескольких километрах греческое поселение Сартана. Название переселенцы из Крыма привезли с собой. Так называлась их деревня из которой они более 200-от лет назад переселились. На советских картах было написано не Сартана, а Жданов Грузовой. Отец любил карты топографические и я их люблю. У нас были и есть замечательные карты. Например карта глубин Азовского моря. Или карта всех прудов вокруг Мариуполя. Раньше такая карта не издавалась и отец от руки ее перерисовал на ватман используя лампу для подсветки снизу. Прямо как когда-то в старину.

Сразу за станцией Сартана появлялись заводские цеха и трубы, которые если едешь в Мариуполь, первыми тебе говорят, что ты почти приехал домой.

Следующая станция Асланово на картах была на границе города, и я ее так всегда и воспринимал, вот все, мы выехали из города, а дальше степь. Там есть несколько многоквартирных домов, и уходит ветка на аглофабрику и поселок Старый Крым.

На станции Приовражной электричка довольно сильно наклоняется. И видны большие овраги.

На станции Кальчик (от древнего названия реки) понимаешь, что проехали уже довольно прилично, почти час. Хотя вроде бы только что сели. В Кальчике стоит высокий элеватор, который виден из окон моего дома в Мариуполе, хотя между ними 30 км. А чуть восточнее Кальчика наша дача. Хотя вроде бы только что сели. На станции Кичиксу всегда удивляешься ее названию. Сейчас она вообще заброшенная и разрушенная. Хотя несколько домов жителей стоят прямо возле платформы. Станция Карань отличалась от всех станций зданием вокзала. Он был с большими окнами, именно вокзал, с плоской наклонной крышей, такой советский. Сейчас его перестроили, и ничего не смогли сделать лучше, как некрасиво изменить его вид. Он стал зачем-то похожим на станции начала 20 века, но из современных материалов. Станция Тавла с очень красивым палисадником, с высокими елями. Станция Волноваха. Вокзал под тенью деревьев.

Продолжение следует.