Соловьиный вечер на Днепре

Леонид Екель Сычугов
  В старый русский городишко Ярцево Смоленской области я попал в 1987 году. А случилось это так. Я со своей семьёй жил в Оренбургской области
Ясненского района посёлке Кумак. Ранее этот рабочий посёлок был очень многолюден. Жизнь его поддерживали одиннадцать золото добывающих шахт, фабрика по переработке и обогащению золота, и ряд вспомогательных предприятий, необходимых для нормальной работы шахт и фабрики. Своя больница, не большой дом отдыха для рабочих посёлка находившийся в живописном месте, на берегу реки Кумачка, возвышаясь над скалой смотрящей почти отвесно в речку. Река в те далёкие времена была глубока и достаточна широка. По её берегам рос густой тальник и ивы, прибрежные луга были в высоком разнотравье, а со степи доносился запах полыни смешивающийся с запахом разноцветья на  речном лугу.
     В рабочем посёлке Кумак  того времени было всё для нормальной жизни жителей этого посёлка, свои магазины, продовольственные склады, детский сад, детские ясли, две школы десятилетки, в одной велось преподавание на русском языке в другой на казахском. Школы стояли рядом друг с другом, в одном общем дворе и их разделяла лишь дорога, служащая для нужд обеих школ. 
   Но пришёл 1964 год и шахты были закрыты, по какой причине, (об этом можно теперь лишь только гадать), с того времени посёлок стал постепенно лишаться своей жизненной ауры. Жители стали покидать его в поисках новой работы и мест новой жизни.
   Семейную свою жизнь я начал в посёлке Кумак в 1976 году женившись на девушки из семьи немцев Марии Александровне Екель. О том как это случилось я сейчас расскажу. Учились мы с ней в параллельных классах нашей Кумакской школы, я в 8Б она в 8А. И кажется не замечали друг друга до поры до времени. Что скрывать я был тогда на виду каждый субботний вечер пел пени в школе на школьных вечерах, лучший спортсмен школы, как говорила фотография со школьного стенда и отношение с девчонками у меня были самыми лучшими. Однажды, было это на большой перемене, я поднявшись по ступенькам из маленького коридора в большой просторный коридор школы, увидел у стены стоящую в одиночестве девочку, она стояла о чём-то задумавшись и не обращала вроде бы никакого внимания на происходящую действительность. Она была воистину красива. Я даже приостановился, и во мне внутренний голос, если так можно сказать произнёс: - Это твоя будущая жена.
Но это было так мгновенно и скоротечно, я даже не понял, что это, и немного смутившись и наверное к тому ещё и покраснел поплёлся в свой класс на урок. Вскоре я забыл о этом и продолжал свою шальную школьную юность в том ключе в каком вели её мы тогда все. В 1972 году мы закончили школу. И лишь в летом в 1974 году мы начали с ней встречаться и проводить наше время вместе когда это было возможно. Но хочу сказать, что внутреннему своему помощнику я научился доверять и всегда слушал его, это был не первый случай когда он мне говорил о чём либо. Уже позже я набравшись немного знания, понял что это называется интуицией, то-есть знание всего, которое иногда прорывается в мозг человека если считает нужным о чём-то предупредить его. Но беда в том что люди не всегда дружат со своим внутренним помощником, а то и вовсе его не слышат.
   Время шло и у нас с Марией появись на свет три сына, Вадим, Александр и Пётр, дети подрастали, а посёлок постепенно отживал своё, жилые здания рушились, дворы их прорастали полыньёй и лебедой, густо росла крапива. Учеников становилось всё меньше и меньше. Посоветовавшись с женой, решили изменить место жизни для того что бы наши дети могли продолжить своё школьное образование в нормальной городской школе. Место выбора нашей будущей жизни пало на старый русский городок Ярцево в Смоленской области.
   В городе Ярцево жила тётушка по моей матери Лидия Матвеевна Романовская с мужем Георгием Васильевичем Романовским и их совместными детьми, Мариной, Эдуардом и Матвеем.  Тётушка работала заведующей школьной столовой в одной из школ города а Жора так мы его называли между собой работал на заводе литейного производства сварщиком. И предварительно списавшись с тётушкой Лидией, я уехал в Ярцево для обустройства новой жизни для моей семьи.
   Так я попал в старый русский городок Ярцево, где находилось дочернее предприятие известного магната нашей промышленности завода имени Лихачева, строящийся завод «Двигатель» О том, что он собирался производить в своих производственных помещениях, говорило само название. Устроившись на завод наладчиком автоматических линий и агрегатных станков, я получил место в общежитии. Благополучно пройдя практическое обучение в городе Москве на заводе «ЗИЛ» и получив в свои руки документ наладчика пятого разряда, я вернулся в город Ярцево и приступил к своей основной работе. Вскоре начальник цеха выдвигает меня на должность бригадира, как видно, основательно ознакомившись с моей трудовой книжкой, он принял такое решение.
   Ребята в моей бригаде были не плохие, но совершенно все разные. Я часто беседовал с каждым по отдельности, стараясь найти нормальный контакт в отношении каждого члена бригады, чтобы она выглядела, как одно целое. Чем их заинтересовать, часто думал я. Но, пока я жил в Ярцево, фортуна всегда сопутствовала мне, меня выбирают в профсоюзный комитет цеха и возлагают на меня ответственность за спортивную работу. Видно и здесь сказалась рука начальника цеха, так как он из ознакомления с моей трудовой книжкой знал, что я одно время работал в средней школе учителем физической культуры, или, проще говоря, физруком. Но как бы там не было, мне пришлось вплотную заниматься этой общественной работой, и естественно, я начал со своей бригады. Совместные занятия спортом, выступления на заводских соревнованиях, проводимые между цехами, постепенно сблизили меня с бригадой. Наладчики стали теплей относиться ко мне и с некоторым уважением, спортсмен я был не плохой и старался тянуть ребят за собой.   
    Постепенно кабинет начальника цеха заполнялся грамотами и призами, добытыми нашей цеховой командой, костяк которой составляла почти полностью моя бригада. Мы становились известными всему заводу. Начальник цеха Анатолий Александрович Рубанов довольно улыбался и старался моей бригаде ни в чём не отказывать. Вскоре он переводит меня работать в качестве мастера участка «Головки блока» на этом же участке, на этом же участке я работал в качестве бригадира, возможности мои расширились, да, и права тоже. Мне стало легче работать с людьми, хотя в моём подчинении оказалось две бригады. Общий язык я с ними нашёл давно, да, и заслужил какое-то уважение, они меня не звали по имени отчеству. А просто дружески называли Петровичем, которому всего то было тридцать пять лет от роду. Был у меня в бригаде наладчиков местный  мужчина Николай к сожалению забыл его фамилию, это был спокойный, рассудительный человек, с которым я часто общался на лини по работе да и в рабочую паузу мы частенько с ним разговаривали о житейских делах, нет он не был спортсменом, но он был рыбаком и интересующие  нас обоих темы часто возникали в разговоре между нами. Как то я говорю ему: - Николай, когда же ты мне покажешь настоящую смоленскую рыбалку, он ответил проблем нет, а было у нас в то время лето,
 - Давай через недельку и отправимся на Днепр, я проверю свой Москвич, у него был автомобиль Москвич 412, соберёмся и поедем в пятницу к вечеру будем там и в субботу с утречка порыбачим. Возможно захватим и вечернюю зорьку.  Я ответил ладно.  Мой шеф Анатолий Александрович Рубанов начальник цеха узнав что я собираюсь ехать с моим наладчиком на Днепр на рыбалку, сделал большие глаза и спросил
- А, я? Я ответил ну как же без тебя Александрович. В это время зашёл в кабинет начальника цеха главный технолог завода.
Шеф ему, - Ты слышал мои мастер с наладчиком собираются на Днепр на рыбалку и без меня. Технолог кажется его звали Виктором,
 -Нет без нас с тобой они не поедут, я тоже хочу на природу, ухи поесть отдохнуть наконец-то от этого завода хотя бы день.
 - Хорошо, хорошо, -заговорил я удивлённый таким поворотом дела,
  Я поговорю с Николаем я думаю он будет не против места в автомобиле хватит. И вышел из кабинета направляясь на линю головки блока к Николаю, но тут меня перехватывает Леонид Леоненко тоже наладчик и говорит Петрович я тоже хочу с вами, пошли к Николаю сейчас всё решим.
Подойдя к Николаю я ему объяснил ситуацию с желающими пополнить с ним нашу компанию любителей природы и отдыха в её лоне. И что интересно он отнёсся к этому совершенно спокойно и сказал - Ну что с вами делать места в автомобиле как раз на пять человек думаю что все поместимся вместе с удочками.

     Мы все работали вместе уже довольно долго, и уже сложились какие-то дружеские отношения между отдельными людьми и даже группами.
С моим шефом Анатолием нас связывали дружеские отношения завязавшиеся ещё в начале моей трудовой деятельности в цехе, он был старше меня всего на пять лет, сейчас мы как говорится уже дружили семьями, семьи наши были перевезены в Ярцево, у нас были временные квартиры, в общем быт был более менее налажен. Главный технолог приходил ко мне в цех играть в шахматы он участвовал за нашу цеховую команду по шахматам в первенстве завода, у них не было своей команды, ну, а, я пользовался этим и подключил его к своей цеховой команде. Завод только строился и не все отделы и цеха были ещё полностью укомплектованы. А спортивная и общественная жизнь завода во всю уже процветала.  А с Леонидом Леоненко мы сошлись ещё в будучность мою наладчиком и наша дружба только крепла изо дня в день.
Рыбаками настоящими были мы с Николаем а остальная наша тройца в основном были любители природы и отдыха. Так что удочки и все приспособления для рыбалки должны были поместиться в багажнике автомобиля.
   Рабочая неделя пролетела быстро. И вот она долгожданная пятница, договорившись о месте встречи, мы отправились по домам где нас ждали уже приготовленные рыболовные снасти и рюкзаки с провизией на пару дней. У меня была замечательная походная палатка из водонепроницаемого брезента и кожаным дном и хорошо застёгивающимся входом в палатку. Удочки у меня были телескопички собиравшиеся в пол метровую трубку и места много не занимали. Жили мы все практически все рядом новый город только начинал разрастаться, и занимаемая им площадь была ещё не велик, старое Ярцево находилось рядом но они были пока ещё разделены, пройдёт время и между ними останется лишь условная граница но она всегда будет ощущаться. Один город войдёт в другой, прирастая новыми районами жилых домом и общественными зданиями.
    Я вышел из своей квартиры основательно нагруженный и спустился во двор Николай уже подъехал и мы загрузив мои рыболовные принадлежности в багажник отправились к дому где жил Анатолий, наш шеф, как мы его между собой звали, там должны были собраться и остальные участники нашей совместной рыбалки.  Вся тройца была в сборе и ожидая нас во дворе дома о чём то говорили посматривая на часы. Мы были все немного возбуждены предстоящим мероприятием много говорили и смеялись. Разместив наши вещи и загрузившись сами в автомобиль мы наконец-то отъехали в сторону нашего будущего отдыха и рыбалки. Мы ехали сначала по основной трассе, затем Николай свернул на просёлочную дорогу и в одной из деревушек мы купили вина, какая же уха без сто граммов, и наш путь продолжился.
   С погодой нам повезло, солнце стояло ещё высоко, ветра практически не было так иногда что-то шевелило листочки на деревьях окружавшего нас смешанного леса и опять наступал полный штиль. Градусов 25 по Цельсию в плюсе обещали нам приятное время провождение у реки Днепр.
      Сколько дорога не тянулась она всё таки заканчивается и вот мы уже подъезжаем к заброшенной деревушке стоящей не вдалеке от берега реки Днепр. Николай знал куда нас вёз в этой самой оставленной людьми деревушке он когда-то жил, и знал всю округу и где можно было поймать рыбу и главным образом как. Каждому рыбаку известно что, у любой реки есть свои особенности и свои излюбленные места где держится рыба. И каким способом её лучше всего можно было добыть из той или иной реки.
    Близко к реке мы подъезжать не  стали да и к этому не было никакой возможности, автомобиль оставили у заброшенной деревни, а все вещи перенесли на берег Днепра к месту будущего нашего бивака который нам надо было ещё обустроить. Николай достал свои донки взяв дождевых червей, накопанных им у себя на даче и сказал что отойдёт немного в сторону чтобы установить донки, я же занялся своими удочками настроил их для рыбалки вырезав пару рогатулек на которые упирались удилища, ведь всё время держат их в руке было проблематично. Насадив червя на крючок, забросил в реку снасть и говорю Анатольевичу с Виктором смотрите за поклёвками а мы с Леонидом установим палатку и займёмся подготовкой костра и хвороста к нему. Что греха таить, почувствовав себя вольными пташками на природе, посудите сами, берег Днепра в окружение леса, рядом заброшенная деревня, трава по пояс, голоса птиц несущиеся казалось с каждой зелёной ветки, и не слышно звуков работающих станков  нашего завода, жёны за несколько километров от нас. Просто настоящий мужской рай. Первым делом мы достали бутылку вина и распили её, закусив колбаской, (рыбки то ещё не наловили), как говорится за удачную рыбалку и приятное время провождение на лоне природы.
   Оставив Анатольевича с Виктором на берегу с удочками мы с Леонидом принялись за установку палатки.
 -Послушай Петрович, я никогда дела с установкой палатки не имел, давай показывай, как это делается.
 - Всё очень просто.
Леонид бывший врач нарколог рыбалкой никогда раньше не занимался, возможно в далёком детстве, и к установкам палаток и другим туристическим уловкам не имел никакого дела.
 -Лёха  говорю я ему - Надо вырубить из сушняка пару стоек на которые будет крепится крыша палатки а уж от-туда начнём как говорится плясать.
Подобрав пару подходящих сухих стволов мы их обрубили и застрогали под размер высоты палатки и стали палатку устанавливать. Это конечно надо было видеть со стороны. Я старался укрепить натяжные верёвки которые бы держали крышу палатки в натянутом состоянии, а Лёха был внутри палатки и старался удержать стояки в вертикальном положении, у него это плохо получалось падал то один то другой и его накрывало палаткой и от туда естественно слышался его смех и матюки. Подошёл Анатолич
 -Ну вы чё тут, ну ка работать, работать.
Тут у палатки упали обе опоры из под неё выполз смеющийся Лёха да и я уже ржал как говориться в полную силу.
 - Ты чё Анатолич, какая работа, ты на природе, расслабься забудь про завод, мы на отдыхе, сейчас мы её установим.
Анатолич сообразив, что перегнул немного палку, с работой но всё же искоса на нас с Лёхой посматривал, мол не приняли ли мы без него ещё по стакашку, так как уж очень весело мы с Лёхой устанавливали палатку.
     С горем пополам палатка была установлена, и мы принялись собирать хворост для костра, собрав огромную кучу из сушняка, благо что его здесь в лесной зоне было превеликое множество, мы подсели к рыбакам и завязался как обычно разговор о том когда клюёт, как клюёт и на что лучше клюёт. Подошёл Николай установивший свои донные удочки, и подключился к нашему общему разговору. Начинало вечереть рыбы мы наловили достаточно для того чтобы сварить уху, чем я и занялся не доверяя никому это важнейшее дело на рыбаке. А вечер обещал быть удивительно хорошим и приятным во всех отношениях, медленно садилось солнце прячась где-то за лесом, небо было чистым не обещавшим никаких неприятных неожиданностей в виде дождя. Запахи цветущих трав и различных цветов кружили головы. Не большой костёр горел, его пламя ровно поднималось к верху и жарко лизало котелок с ухой, пение лесных птиц не прекращалось не на минуту. Старое одеяло было расстелено на траву мои товарищи уже готовили наш бивачный стол нарезая хлеб, выкладывая с рюкзаков чашки для ухи и ложки, а так же всякую снедь: зелёный лук, огурцы, варёные яйца, помидоры ну и конечно же бутылочку Столичной водки, ну какая же это уха если её не сдобрить рюмочкой водки, и не сказать несколько добрых слов в адрес ароматной и вкусной ухи, всякий рыбак перестанет уважать себя если к ухе не примет сто грамм чистой водочки, и не произнесёт -Эх, хорошо, и начнёт с огромным удовольствием работать ложкой, нахваливая ушицу. Время торжества настало уха разлита по чашкам, водка разлита по стаканам, Анатолич много не стал нам говорить в словах тоста, а просто сказал -Эх, хорошо, ну, за неё,( это надо было подразумевать за уху),  мы прилежно поддержали его и приняв по сто грамм принялись за уху. Покончив с ухой, и попив чаю с травой зверобоем, мы отвалились кто на свой плащ, кто на рыбацкую фуфайку и завязался не спешный долгий разговор.
     А ночь уже окутала нас своим тёмным покрывалом, пламя костра горело ровно лишь иногда отклоняясь не много в сторону и опять выравнивалось вертикально, было тепло, ночь ещё не успевала выстуживать длинный летний день. С Днепра доносило лёгкой прохладой,
часть неба которую мы могли видеть в окружении леса была усеяна яркими звёздами, на востоке начинал пробиваться свет входящей луны, но она была ещё не видна, но признаки её на небе уже обозначились, мотыльки кружили над костром и отогнать их от костра не было никакой силы.

     И вдруг среди многоголосья пения вечерних лесных птиц выделился яркий чистый и звонкий голос соловья.
 -Ну, запел произнёс Николай, сейчас услышите целый концерт.
   Долго нам ждать не пришлось, то с одной ветки то с другой в игру вступали соловьи стараясь перепеть своими коленцами и трелями соперников. Наш разговор прекратился мы были просто очарованы тем что происходило на наших глазах, как говориться.  Мы лежали на наших лёжках и млели от этого чудесного соловьиного пения и старались лишний раз не шевелиться. Я конечно не найду слов, что бы передать то состояние в котором мы тогда находились, и те чувства которые мы испытывали в то время, если это можно сравнить лишь с чувством эйфории. Эта тёплая ночь, всходящая луна, яркие звёзды смотрящие на вас из бездонной темноты огромного неба, горящий костёр на берегу реки, свисающие ивы над водой, мотыльки летящие из ночи на костёр, запах разнотравья, тени старой заброшенной деревни и пение соловьёв, старающихся превзойти себя в своём сольном концерте и пятеро  лежащих у костра рыбаков боящиеся пошевелиться что бы не нарушить той идиллии образовавшейся в данный момент, и жадно впитывающие в себя эти чарующие звуки соловьиной ночи. Очарованный соловьиным пением, запахами разнотравья, красотой тёплой летней ночи, ярким пламенем костра и исходившим от него теплом, я лежал глядя в звёздное небо и наверное ни о чём не думал, а просто наслаждался бытием момента. Да и мои товарищи по рыбалке не были подвержены желанию подниматься и идти спать в палатку. Земля была тёплая, под голову подвинув плащ или фуфайку устроились на ночёвку у костра, реже стали соловьиные рулады и мы убаюканные не слишком шумным звуком течения Днепра и соловьиным пением отдали свои тела в руки сонного царства.
    На утро опять были соловьи и рыбалка, но при свете дня такого эффекта уже не было, всё выглядело буднично и привычно. Но мы привезли с собой домой не только рыбу с Днепра, но, и чудные воспоминания о соловьиной ночи.
         23.02.2020г.