Смерть за мальчишками ходила по пятам

Нина Короленко
 
Когда я несколько лет назад писала зарисовку о Василии Ивановиче Коротенко из хутора Бойкопонура, ему уже было 87 лет, но он водил автомобиль, управлся по хозяйству, живо интересовался тем, что происходит в стране и во всем мире. О своем военном отрочестве рассказывал скупо: «Нас призвали через военкомат, и вместо того, чтобы сидеть за партами в девятом, десятом классе мы стали настоящими солдатами. Впрочем, рисковали мы, пожалуй, не меньше, а то и больше. Смерть за нами ходила по пятам. Это нехорошее, тягостное чувство запомнилось на всю жизнь. А еще – постоянный голод. В неделю нам выдавали всего два килограмма черного хлеба. Выручали реки и болота, где мы глушили рыбу и лягушек. Но, как ни было тяжело, мы помнили: идет война. Главный лозунг страны: "Все для фронта, все для победы!" 
Потом пожилой хуторянин уточнил, что, как и другие 16-17-летние пацаны района, он проходил курс подготовки допризывной молодежи в Кагановичском районном военкомате. Они занимались на курсах пулеметчиков и надеялись, что их скоро пошлют на фронт. Однажды во время  занятий в класс вошел военком и сказал, чтобы подняли руки те, кто играет на струнных инструментах. Вася играл на балалайке и гитаре. Скрывать это, как и другие, не стал. Как он потом пожалел об этом! Даже любимые музыкальные инструменты на всю жизнь стали ему не милы, ведь  всех музыкантов перевели учиться на саперов и оставили на родине. Пришлось попрощаться с заветной мечтой: бить ненавистного врага!
Василий Иванович из-за скромности не подчеркивал доблести юных минеров, огромного значения той большой и опасной для жизни работы, которой они занимались.  Но не трудно представить, как было мальчишкам не сладко!  Их по ускоренной программе обучили основам саперного дела, и началась нелегкая служба. Уставали часто до изнеможения.  В первую очередь, обезвреживали мосты и дамбы через степные балки и Понуру, другие реки.   Потом очищали поля под посевы: «Работали простыми приборами – щупами. Это: двухметровая  палка со стальным прутиком на конце. Запомнились слова нашего сержанта: "Минер ошибается только один раз". Я не ошибся ни разу, хотя инструкцию мы нарушали. По инструкции надо было взрывать снаряды в количестве не более 10 штук. Мы взрывали по сотне и более. Просто силенок у нас было маловато. Собирали-то  снаряды на большой площади, сносили их в кучу и подрывали. Я вот давно уже совершенно глухой из-за тех взрывов. Больше всего было работы по дороге Тимашевская – Славянская. Там все мостики немцы заминировали противопехотными минами. Помню друзей-саперов: Коля Полывьянный из Андреевской был мне самым близким товарищем. Он после войны жил в Краснодаре, мы с ним поддерживали связь до недавнего времени. Митя Зеленский тоже из этой станицы, Вася Борток жил в Старовеличковской,  у железнодорожной станции. Давно никого из них не видел, ничего о них не знаю».
Первый год команда солдат-подростков работала постоянно. Второй – эпизодически. Их вызывали, если где-то обнаружат снаряды.  В 1948 году Василия призвали на действительную службу в армию. После его саперного опыта служба показалась ему раем: экипировали, что надо, еда сытная по расписанию.  Служил в ракетных войсках, в гвардейском минометном полку. 18 благодарностей от командования получил хуторянин за три года службы. И каждый год его поощряли отпуском для поездки на родину. Затем жизнь ветерана (юным минерам присвоили статус участников Великой Отечественной войны) протекала, как и у большинства его ровесников. Заочно получил образование, работал финансистом в колхозе "Дружба". С теплотой вспоминал председателя Юрия Александровича Полякова: «Замечательный был он хозяин и хороший человек! При нем на хуторе построили Дом культуры, школу, здание правления колхоза».
О своей семье Василий Иванович не стал особо рассказывать. Сказал лишь, что 50 лет прожил с женой (похоронил ее уже). Не стал он жаловаться на судьбу. Привык трудиться, ничего не ожидая от властей. Ни в военный период, ни после он не думал о наградах, оставался в тени. За  многолетний труд награжден он медалью "Ветеран труда", есть еще  у старшины-гвардейца все юбилейные медали, приуроченные к годовщинам Победы, серебряная и бронзовая медали ВДНХ, немало разных почетных знаков.
Из книги "Земля родная, земля казачья". Краснодар. 2014 г.