Джунгли - моя школа

Павел Вегов
                ДЖУНГЛИ – МОЯ ШКОЛА

                Dhan Gopal Mukerji
                My Education
                Перевод: Павел Вегов

         Знайте, мои друзья, что джунгли – это отличная школа, как для животных, так и для подрастающих мальчиков. Мой отец был настолько убеждён в этом, что его ничуть не тревожил вопрос моей учёбы и моего образования до тех пор, пока я не стал подростком, почти юношей.
         - Это очень опасные для жизни занятия – читать и писать, - говорил мой отец, – поэтому учёба и образование человека должны совершаться тогда, когда он должным образом подготовлен опытом жизни.
        Вот в таких условиях и правилах воспитания, словно я был членом брайда тигра или леопарда, я и рос до тех пор, пока не был готов подвергнуться риску учёбы и чтения книг!
        Джунгли действительно учили меня своим законам и правилам жизни. Я познавал окружающий мир и место в нём человека среди своих сверстников и среди живого мира природы, представлял в своём воображении и таинственные небесные образы. Конечно, не всегда это была учёба или игра, поскольку в процессе изучения жизни и природы мы зачастую вели просто бродяжнический образ жизни.
        Мы наблюдали за жизнью леса и его обитателей, и чем больше мы познавали, тем меньше причиняли природе вреда. Мы помнили и следовали наставлениям отца:
        - В джунглях человек всегда должен соблюдать три закона. Первый – никогда не убивать зверя, не предупредив его об этом. Второй – не убивать живое существо природы для еды. Третий – никогда не позволять, чтобы ненависть и страх овладевали тобой.
        В доказательство первого закона отец приводил мне такой пример. Когда-то он сопровождал на охоту двух молодых офицеров английской армии. Они решили устроить засаду на зверя, подобрали очень хорошие скрытые позиции для стрельбы, и неподалёку привязали в качестве приманки дикую козу. Вскоре после наступления ночи поблизости показался леопард. Возможно, он почувствовал наличие засады, и не стал быстро нападать на козу. С неба светила яркая луна, и движения леопарда выглядели так, будто он поворачивается в сторону и собирается уйти прочь. Один из англичан, боясь упустить свой шанс на добычу, оказался нетерпеливым и достаточно глупым, и выстрелил. Не удивительно, что он промахнулся, стреляя в спешке и в ненужном возбуждении. Леопард мгновенно развернулся в сторону выстрела, рассказывал отец, и бросился к месту укрытия охотников.
        В темноте ночи невозможно было и заметить, насколько быстро он оказался возле засады. Лунный свет упал на бок леопарда, блеснули белые клыки в его широко открытой пасти. Всё, он был уже возле английских охотников! Расстояние до зверя уже не давало им возможности прицелиться, да не было и времени, чтобы сделать одному из них второй выстрел. Мой отец поднялся с земли на ноги, и издал длинный пронзительный вопль, имитирующий крик самки леопарда, оказавшейся в большой опасности. Леопард замер на месте, повернул голову в сторону звука, и в этот момент отец, прижав к плечу приклад ружья, выстрелил в зверя. Поэтому всегда, если ты крикнешь на зверя, или бросишь в его сторону камень, пояснял мне отец, ты застанешь его врасплох. На какой-то момент зверь замрёт от неожиданности, и у тебя будет возможность прицелиться и выстрелить в уязвимое место. Когда ты пошлёшь предупреждение своему противнику, ты покажешь ему превосходство своих нервов, и это уже половина победы.
         Одно из первых, чему научил меня отец – как правильно определить, в каком направлении двигается животное, и почему оно следует в этом направлении. Я должен был изучать характер троп и следов животных, присущие им запахи, колебания высокой травы и кустарников при движении по ним животных, и по этим признакам определять тип животного, за которым наблюдаю, и кого я должен буду увидеть.
         Может быть, здесь проходил медведь? По каким признакам должен я определить, что следую именно по следу и тропе медведя? Можно перечислить много признаков присутствия в данном районе джунглей медведей, но самый простой и примечательный вот какой. Медведи очень любят лакомиться муравьями, проживающими в высоких муравейниках. Муравьи строят свои дома-муравейники таким образом, что для входа и выхода из него они сооружают только одно отверстие, и эта небольшая скважина в их дом является единственной воздушной вентиляцией. И через него медведь может высосать всех муравьёв! Поэтому в джунглях, которые просто кишат медведями, я должен был внимательно следить за встречающимися мне муравейниками. И мне следовало внимательно обследовать каждый из них, чтобы наверняка определить – проходил здесь медведь или нет.
         Если муравейник был пуст, это означало, что медведь уже был где-то впереди меня, он съел всех муравьёв да пошёл дальше. Но если муравейник полон своими жителями – здесь пока спокойно, медведя здесь пока ещё не было.
         Хотя человека медведь и не ест, он очень не любит его присутствие рядом с собой. Если медведь почувствует или увидит недалеко от себя человека, он побежит за ним, и, догнав, обдерёт его с головы до пят своими когтями. Даже несколько царапин от когтей медведя могут быть смертельными. Вы должны помнить, что, влезая на дерево, вы не спасаетесь от него, потому что медведь тоже может залезать на деревья, и будет преследовать вас, поднимаясь с одного сучка на другой, и до тех пор, пока не прикончит вас.
         В период дождей очень трудно определить, есть ли в этом месте джунглей медведи. Почти невозможно даже понять, их ли это тропы. В промежутках между ливнями легко увидеть и распознать отпечатки лап, но по следам после ливня бесполезно говорить, какому животному они принадлежат.
         Однако в период дождей в джунглях существует одна особенность, которую полезно знать и учитывать: в этот период года животные нечасто нападают друг на друга. Вы будете удивлены узнать, насколько животные в джунглях боятся дождя и грома.
         Однажды мы с отцом были в самой глубине джунглей, когда над нами разразился дождь и загрохотал гром. Было два часа дня, и внезапно тучи закрыли небо, послышались раскаты грома, в лесу стало совершенно темно, будто нас накрыл полуночный мрак.
         При каждой вспышке молнии я мог видеть таинственные пытливые глаза, которые рассматривают нас из джунглей. Будто испуганные, ошалевшие от происходящего животные смотрят на нас, не рычат, и не намереваются нападать на нас. В их испуганных глазах не было злобы, и мне казалось, что они хотели сказать:
         - Что ж, вы в такой же опасности, как и мы. Какие-то парни там, наверху, в небе, держат в руках огромное ружьё и палят из него по нам, сотрясая небо факелами выстрелов. Поскольку, надо полагать, всех нас вскоре пристрелят, мы не будем нападать на вас, если вы не будете нападать на нас!
         Поверьте мне, хотя животные и не могут разговаривать, их глаза говорят значительно больше, чем говорим мы с вами в нашей постоянной болтовне.
         Обрушился ливень, и стало так темно, будто наступил конец света. Чувство наступившей очень сырой темноты было очень странным. Мне казалось, что огромная чёрная пантера, промокшая до самых костей, трётся своим боком о мои ноги, и когда по лесу пронёсся ветер, пропитанная водой чёрная шкура пантеры вздрогнула, каждый её волос жёстко выпрямился, оставаясь таким же мокрым. Это было просто ужасно.
         Когда шторм прекратился, примерно в четыре тридцать, джунгли осветились послеобеденным солнцем, сохраняя бледность там, куда солнечные лучи слабо проникали в глубину лес.
         Вдруг мы услышали странные гудящие звуки. Они были похожи на жужжание миллионов роившихся пчёл.
         - Недалеко от нас медведь! – сказал мне отец. – Он хочет достать мёд из дупла, он ищет мёд, но делает это слишком рано. Медведь звуками жужжания привлекает пчёл, чтобы найти их гнездо. Однако только через две недели пчелиные гнёзда будут полны мёда. Он, видимо, очень голодный, иначе ждал бы полного урожая мёда. Давай-ка уйдём поскорее отсюда, да подальше.
         Пчелиный гул, доносившийся до нас от медведя, слышался нам всё ближе и ближе, и мы во всю силу побежали в противоположную сторону от приближающихся гудящих звуков. Но они были всё ближе и ближе.
         Вдруг отец говорит:
- Через минуту этот медведь уже будет возле нас. Мы должны спешить.
         Мы стали двигаться по ветру, поскольку не хотели, чтобы ветер доносил до медведя наши запахи. Неожиданно изображаемый в качестве приманки медведем гул пчёл затих, и мы подумали, что наконец-то мы в безопасности. Потом вдруг услышали жужжание роя пчёл совсем близко от нас. Мы внимательно оглядывались вокруг, но не заметили ничего опасного.
         Мы подняли головы вверх, и что бы вы думали – увидели высоко над нами, на дереве, медведя, который доставал лапой из дупла мёд, и наслаждался им! А пчёлы большими группами возвращались к своему дуплу, и их жужжание по приближению к своему дуплу становилось всё громче и громче.
         - Если нас не задерёт медведь, - сказал отец, - нас до смерти изжалят пчёлы.
         Медленно, беззвучно удалялись мы с отцом прочь. Отец стал имитировать жужжание пчёл, чтобы отвлечь их внимание от залезшего к их дому медведя. Медведь же не причинил нам вреда, он даже не обращал на нас внимания, сидя на дереве да поедая мёд. Но отец не смог так громко изображать жужжание пчёл, чтобы они услышали его и изменили направление полёта и не нападали на медведя. Отец прекратил жужжать и прислушался. Мы услышали рычание медведя и поняли, что пчёлы застали его возле своего гнезда, и напали на него. Мы быстро вскарабкались на дерево и осмотрелись вокруг.
         Через пару минут сердито рычащий медведь кубарем свалился с дерева от пчелиного гнезда и мягко шлёпнулся на землю, быстро побежал в джунгли, спасая свой нос и морду от укусов злого роя пчёл. Видите – если вы не можете определить в джунглях недалеко от себя присутствие медведя по состоянию муравейников, то вы можете сделать это, осматривая пчелиные гнёзда в деревьях. Медведь никогда не пройдёт мимо такого дерева, чтобы не съесть мёд из пчелиного гнезда.
         Кроме имитации жужжания пчёл, чему мой отец научил и меня, он мог подражать звукам многих птиц и животных. И это очень помогало нам. Например, мы могли подавать друг другу сигналы о своём местонахождении в джунглях, используя крик дикого павлина. Мы выбрали этот крик, в первую очередь потому, что он очень громкий и чистый, и, во вторую очередь, потому что диких павлинов в джунглях было немного, и возможность ошибиться, павлин это или кто-то из нас с отцом, была минимальной. Но иногда, однако, случалась и путаница. Однажды я дал отцу знать о себе с вершины высокого дерева, и вместо того, чтобы я услышал звуковой ответ моего отца, на вершину моего дерева прилетел огромный самец-павлин и начал гарцевать, стараясь привлечь внимание своего возможного сородича. Тогда я снова издал несколько звуков голосом павлина. Хвост прилетевшего павлина поднялся вверх, он широко расправил веер хвоста, и начал серьёзно присматриваться к своему сопернику, потому что, наверное, я издавал крики не павлина-самки, а самца, и это звучало вызовом к соперничеству и битве между особями одного рода за победу!
         Я так много и подробно вспоминал о медведях, потому что охота на медведей и их отстрел были необходимыми для нашего существования, для нашей жизни. Шкуры медведей были очень затребованы для продажи на зарубежных рынках. Поэтому охота на медведей очень скоро стала привычной и лёгкой для моего отца, поскольку с его железными нервами она оказывалась для него похожей на детскую игру. Медведь будто сам подставлял себя под его пули, вставая на задние лапы и нападая на отца. Другие звери ведут себя по-другому. Так, например, тигры прыгают на противника неожиданно и быстро, и становятся очень сложной целью для выстрела охотника.
         Однажды отец взял меня с собой в лес, и мы долго бродили с ним по лесной чащобе. Вдруг мы услышали неизвестно откуда доносившееся до нас глухое рычание. Вернувшись немного назад, в темноте густого леса увидели мы двигающееся в нашу сторону огромное тёмное пятно, которое, несомненно, принадлежало туловищу нападающего на нас крупного лесного зверя.
         Мой отец сказал, чтобы я встал у него за спиной, что я быстро и сделал. Но я очень хотел видеть, что происходит впереди, перед нами, и наклонялся по сторонам, выглядывая из-за спины отца.
         Стрелять в двигающуюся к нам тёмную массу зверя не следовало, потому что волосы на шкуре медведя такие длинные и такие густые, что пуля может застрять в шкуре и не достичь его тела. Если бы это был тигр, так можно было бы стрелять в его грудь или спину, чтобы пулей повредить его позвоночник. Такой вариант был бы в некотором смысле легче. Однако мы уже знали по вою тёмной огромной туши, что это медведь, и нам нужно было ждать, пока он приблизится к нам. Это, однако, создавало для него большие преимущества.
         Очень скоро увидели мы приближающееся к нам гигантское чёрное чудовище, но отец даже не шевелился, оставаясь неподвижным. Я подумал, что он, наверное, оцепенел от ужаса. Медведь подходил всё ближе и ближе. Я видел, как от злости вставали дыбом волосы его шкуры. Глаза медведя горели тёмно-красным огнём, и с его длинного, свисающего изо рта языка падали на землю пушистые клочья белой пены. Его зубы блестели в темноте, как металлические лезвия ножей, но отец всё ещё не пошевелил и пальцем, чтобы спасти нас от надвигающегося на нас чудовища. Я хотел обернуться назад и бежать, но мои ноги будто налились свинцом, и я, загипнотизированный испугом, с ужасом оставался на месте. Вдруг медведь остановился, и будто подпрыгнул вверх. Он встал на задние лапы, продолжая идти на нас. Казалось, что на двух лапах он двигается быстрее, чем на четырёх. Медведь вытянул вперёд и размахивал передними лапами, которыми лишь ярда на два не дотягивался до лица моего отца. Мне в ужасе казалось, что я слышу, как медвежьи лапы с огромными когтями разрезают воздух. Медведь широко открыл огненно-красную пасть, и из неё свисали клочья белой пены. У меня было ощущение, что до меня доходит его горячее дыхание. В этот момент отец молниеносно поднял ружьё, направил ствол прямо в пасть медведя, и меня просто оглушил грохот выстрела. Вокруг полетели брызги крови, послышался громкий рёв боли, как последний звук жизни. Я говорю – звук жизни, потому что я закрыл глаза, я не мог больше ничего видеть, я только слышал окружавшие меня звуки.
         Я почувствовал, как отец трясёт меня за плечи. Когда я открыл глаза, он ласково и медленно проговорил:
         - Не надо бояться, сынок. Твой страх может погубить тебя намного раньше того, когда источник твоего страха окажется рядом с тобой. Посмотри, этот огромный  медведь ростом почти восемь футов. Жаль, что я испортил выстрелом его голову, и её скальп разлетелся на части. Нам надо теперь снять с него шкуру. Но уже сумерки, давай залезем на дерево и переждём там до рассвета.
         Так уже мёртвый медведь и смотрел на нас с отцом снизу всю ночь, которую мы провели на толстых сучьях высокого дерева. Чувствуя нахождение на земле туши мёртвого медведя, ни одно животное не подходило близко. Смерть оказывает странное воздействие на представителей животного мира. Если в каком-то месте джунглей убито животное, то животные родственного ему вида очень долгое время избегают посещения этого места.
         Утром мы с отцом спустились с дерева и ободрали с медведя шкуру. Очень странно было заметить, что ни одно животное не подходило к туше, чтобы полакомиться мясом. Видимо звери, живущие в этом районе джунглей, не едят медвежью плоть. Вот поэтому утром шкура нашего медведя и оставалась совершенно нетронутой.

                П.Вегов
                февраль 2020 года