История про Наполеона и командармов

Анатолий Судаков
Однажды мне пришлось заменить на уроке истории своего заболевшего коллегу – молодого красивого армянина с русским именем-отчеством в паспорте.
Учебная группа считалась одной из лучших в колледже, потому что в ней были самые соображучие девушки из числа всех жертв болонского эксперимента над российским образованием, сбежавших от трёх матерных букв – ЕГЭ (единый государственный экзамен) – в нашу профессионально-техническую бурсу, директор которой каждый год на словах щедро раздавал всем абитуриентам вкусненькие печеньки и обещал громадные перспективы в жизни с дипломом своей богадельни. Эти девочки, а мальчиков в группе не было, учились на бухгалтеров и считали себя элитой колледжа. По этой причине они не разговаривали между собой матом, а гадости друг другу старались делать по-интеллигентному. Я вёл у них уроки географии и учил этих девиц отличать Францию от Германии, а некоторых даже Африку от Южной Америки.
– О-о-о-ооо! Вы ещё и историю преподаёте! – загудели девицы, когда я неожиданно вошёл в класс. – Вы что, её знаете?
– А вы? – спрашиваю.
– Мы знаем! – загалдели девочки дружно. – Вы посмотрите, у нас в журнале одни четвёрки и пятёрки стоят, не как по географии!
– Это радует, – говорю. – И что же вы на прошлом уроке изучали?
– Что-то про Наполеона, – важно сообщила тупенькая, но очень ответственная в учёбе Евгения с первой парты перед учительским столом.
– Про какого Наполеона, Первого, Второго или Третьего?
– А их что, много было? – услышал вопрос. – Один же!
– Да нет, – говорю, – не один! Наполеоны разные бывают: с заварным кремом, с шоколадным, с кремом шарлотт, со сгущёнкой!
– Вам бы только шутить, Анатолий Викторович! – обиженно надула пухлые губки рыженькая Настя с четвёртой парты. – Нам Владимир Геннадьевич про одного говорил и картинку показывал!
– И как он выглядел? – спрашиваю!
– Прикольно! – заржала грубым голосом Ленка с задней парты. – Он в белых лосинах ходил! Смешной такой, просто уссышься!
– Вот если бы Владимир Геннадьевич в таких на пару пришёл, Дашка бы со стула упала и вставать бы не захотела! – ехидно заявила прыщавая Оксанка, влюблённая в историка с первого взгляда.
– Достаточно про одежду, – говорю. – А зачем он в Россию пришёл?
– За Неманом, кажется. Какие-то с ним там тёрки случились, кто-то кому-то дорогу перешёл, точно не помню, кажется, говорили, что Наполеон Неману. В общем, начались разборки. Мы про них ещё в школе стихотворение учили. Ну там всё, помните, в кучу смешалось! – пояснила Ленка своим прокуренным грудным контральто.
– Дура ты! – закатилась истерическим смехом Верка с соседнего ряда. – Неман – это река такая на границе. Вот её Наполеон и перешёл.
– И тут началось самое интересное… – загадочно выдала тихоня Марина, оторвав взгляд от сотового телефона.
– Да-да, – говорю. – Наполеон двинул войска на Россию с трёх направлений: северного, центрального и южного. А российские войска в европейской части страны были поделены на три армии, которыми командовали… Кто помнит, как звали командующих тремя русскими армиями в Великой Отечественной войне 1812 года? Кто-нибудь знает? За правильный ответ сразу пять баллов в журнал!
Девицы примолкли и стали безнадёжно вспоминать.
– Так кто-нибудь знает? – спрашиваю ещё раз.
Молчат.
– Дашка знает. Она у нас отличница! Ей Владимир Геннадьевич всё время пятёрки ставит! – язвительно сообщила худенькая Инга по прозвищу Щепка, тоже влюблённая в молодого историка.
– Даша отличница? – спрашиваю удивлённо, вспомнив, как она искала на карте Японию в Западном полушарии.
– Ну вы же знаете, что Дашка умная! Это вы её всё время на географии мучаете, всегда завалить хотите! – вдруг заявляет молчавшая до сих дашина подруга Анжела с двусмысленной похабной улыбочкой.
– Ну раз умная и поскольку отличница, то пусть скажет, кто командовал тремя русскими армиями в Отечественной войне 1812 года. Даша, вам слово! Просветите уж, наконец, мятущуюся во тьме невежества публику!
До сих пор лениво следившая за обсуждением темы дородная, светловолосая и голубоглазая Даша, с объёмными формами (мечта армянина) с королевским достоинством поднимает из-за парты свои налитые, как у спелой дыни, жизненными соками телеса и при гробовом молчании группы даёт ответ, достойный самого Цицерона.
– Анжела правильно сказала: вы всё время хотите меня завалить, особенно на географии. Но на этот раз я вам не дамся. Я отвечу на ваш вопрос. Первой армией командовал фельдмаршал Кутузов. Второй армией командовал маршал Жуков. А третьей армией командовал князь Владимир (пауза). И не забудьте поставить мне в журнал пятёрку!