Шат - гора и этноним

Галл Гелиа
Шоанхой Шатой Шарой — древнейшее название кавказцев от Шан/Шат -лед.гора. Кавказский тип, имеют тысечелетнее кавказское общее прошлое..  (ингуши, чеченцы, горные грузины, часть дагестанцев, карачаевцы балкарцы, осетины,сваны..)
Вероятно название шан/шат относится к культуре Шулавери-Шому предшествует куро-араксской культуре, существовавшей на территории Закавказья и прилегающих областей в Колхиду (Колхидская культура), Северный Кавказ (Кобанская культура).. «Шан, Шат-гора» - Эльбрус и Казбек название этимологизируется с ингушского как «ша - т1е», то есть, «ледяная поверхность», «шан» - «ледяная«.

Синонимы; Лоамарой (ингуш. Лоамарой — жители гор, Лоамара оаг;ув) — одно из трех территориальных обществ ингушей, Название произошло от ингушского- «лоам»- что переводится как гора, отсюда «лоамарой» — жители гор. В формировании общества Лоамарой сыграли вейнахи ингуши.
Аварцы называют себя ма'арло - горцы. Во многих русских источниках XVTII-XIX вв. часть даргинцев (горцы) именовалась кумыкским термином тавлины, тавлинцы (т.е. горцы), или же лезгинами, в значении “дагестанцы” - горцы (как и аварцы, лакцы и др.). Тавлинцы — Слово "тавлинец" не есть этническое и не употребляется самими народами, известными нам под этим именем. Словом Т. (от тау — гора, таули — горец) грузины и кумыки, а за ними и русские, обозначают горское население Северного Дагестана, части восточных вейнахов.


Шоан ледник в горах
Шоан вам
Шоанахо тот кто живет к края ледников
Шонха петроглиф всадник на лошади
Шото место перехода ледника в растительную зону, имя Руставели
Шоат - суббота Сатурн
Шатой - райцентр Чечня
Шателли - село в Хевсуретии.
Грузинское название Свани - мингрельское Шон, осетинское Шари

Свани осетин называют сав, всех. дигорцев называют ла-дегор, иронцев сав-ир. Балкарцы сванов называют "эбзе", а сваны балкарцев - "савиар"

Целый ряд грузинских историков полагает, что сваны - результат смешения нахов и картвелов. Вопросы вызывают осетинское архаичное название галга/ингушей - кулхи, как будто часть предков осетин и ингушей колхов переселились с Колхиды. ЗУРЗУКЕТ - Колхи’дская  Сванет и Галга’йская ДЗУРДЗУКЕТ...страна ghallgha..союза племен объединённых религией Создателя Солнца и Огня. (Потомки Картлосовы а также древние Эрон  арии персы обоготворяли солнце и огонь)..  Колхи’да южного Кавказа называется страной Таргамоса и страной Башен , как центр Г1алг1айЧи горной Ингушетии Северного Кавказа соединены перевалами галгайскими и колхскими , свидетельствуя о древнем едином Кавказе.

«Картлис цховреба» отмечает, что «над сыновьями Кавкаса был владыкой Дзурдзук, сын Тирета» и что «Дурдзук был самым знаменитым среди сынов Кавкаса»

Вольная Сванетии часть сванетии, напоминает бессословную Ингушетию., что характеризует как древних кавказцев. Другая Сванетия княжество. В первых договорах с царской России документально обозначены все феодальные структуры кавказцев.  .... Непокоренной знатью, феодалами,  осталась одна бессословная Ингушетия , федерация, союз свободных патриархальных родов.......горная Ингушетия «Г1алг1айЧи» — культурный религиозный Центр вейнахов, столица «Таргам»( аналог Колхиды)... Итак, местное происхождение и автохтонное развитие на  протяжении тысячелетий — вот первый и основной вывод,который мы можем сделать в результате рассмотрения антропологических данных, когда говорим о предках осетинского народа.
...Из факта древности и автохтонного формирования кавкасионского типа уже был сделан вывод, что осетины, карачаевцы  представляют собой потомков местных этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности. То обстоятельство, что тип этот  представлен у народов в основном картвельской, нахской и аваро-андо-дидойской языковых семей, свидетельствует о том, что местные этнические группы говорили на одном из местных кавказских языков. По мнению автора, балкарцы и карачаевцы представляют собой сванов, по тем или иным причинам перешедших на несванскую речь.  Либо сваны карачаевцы перешедшие на другие языки  представляют вместе более древних вейнахов...  Это, конечно, гипотеза, однако она получает некоторую опору как в языковых, так и в историко-этнографических данных."
РАСКОЛ в кавказскую среду внесли относительно недавно исключительно контрэлиты кавказцев с наследственными феодальными структурами из прошлого  чеченцы,  осетины, несвободные сваны и тд..
В качестве примера А.Д. Цагаева также приходит к выводу, что соны не являются осетинами. «Эт­нонимом такой же мифической народности, или какого-то древнего племени явля­ется сан/сон. Он также встречается в топонимии нагорной полосы Северной Осе­тии и Казбегского района Грузинской ССР. С этнонимом сан/сон мы имеем топони­мы Сонайы къахыр «Сонов щербина», Сонайы Уастырджи «Сонов св. Георгий»… Этот же элемент имеем и в прежнем названии с. Казбеги и горы Казбек – Сана «Сана» и Санайы хох «Санов гора»… При этом нужно заметить, что саны/соны не были дружественны с предками осетин. Иначе бы не сохранились такие не разло­жимые словосочетания и концовки сказок в осетинском фольклоре, как рын, сонай хызт у «чтобы ты был оберегаем от болезней(эпидемии) и сон(врага)», ма сон кай, йе уонама цауад «кто мой враг, пусть к ним идет»

Шатой Многие исторические и этнографические материалы подтверждают, что ингуши- Хьаккойцы были аборигенами района, где нынче находится административный центр Шатой. Ими были построены классические ингушские башни, есть у них там и своя гора Хьаккой-лоам. Другие же общества и тайпы, надо полагать подселились рядом позже, о чем и пишет в «Этнографическiх очерках» начальник Аргунского округа А. П. Ипполитов[6].

Очевидно, что восточным рубежом ингушского этноса, исторически являлись центральная и южная часть Аргунского ущелья, которые контролировали ингушские общества начиная от Хьаккой, Мулкъой и заканчивая М1айстой и Маьлхи[7][8][9]. въезда в районное село Шатой, в полусотне километров от чеченской столицы, стоит 22-метровая боевая башня с характерной для чеченцев и ингушей пирамидально-ступенчатой кровлей и машикулями - балкончиками для стрельбы.

Следы проживания сонов в Дарьяльском ущелье мы можем видеть и сегодня. Так, по данным автора XIX века Клапрота, грузин-мохевцев — жителей Казбековского района Грузии, осетины называли «цона», а территорию «от Дарьяльской крепости до Кобы — Сона-Сена».(23) Древнее название горы Казбек, как отметила Н.Г. Волкова, было «Соена».(24) Очевидно, соны жили не только в Верхнем Прикубанье, но и в Дарьяльском ущелье, и в бассейне реки Аргун, которую Птоломей (2 веке н. э.),*называл «Соаной», а Вахушти Багратиони, автор XVIII в. — «Соной».(25)

Сносчала/Шоанч-аьли -
река, правый приток Терека, протекающая по ущелью Сно-Шаон-че. Название ингушское
- Шоанч-аьли, то есть, «речка урочища Сно». Ее называют и Гудушаурской Арагвой или Гудашауром. Древнеингушское название реки - Шоанч-аьли или просто Шоана.

Чартал-
местность и древнее поселение на ВГД, на месте, где в Арагву впадает р. Чартали. Его именовали и по-иному - Шартали. Чартальцы - древнее ингушское общество, обитавщее здесь в долине. У Чартали, где находится знаменитый родник «300 арагвийцев», в прошлом существовала система мощных оборонительных укреплений, запиравших ущелье в его наиболее узкой части. Здесь сохранилась древняя ингушская сторожевая башня с остатками стен на левом склоне долины Арагви. Эту теснину, увенчанную с двух бортов башнями (Чартали и Башлоб) до позднего средневековья и считали северной границей земель Грузии, за которой жили калканы-кисты. А также воротами Мтиулетии, то есть Горной страны. Этот проход имел важное значение, его называли также Дарьялом. Исследователи предполагали, что именно крепость этого прохода и есть те самые ворота Дарубал, построенные царем Мирваном для защиты Грузии от ингушских племен дзурдзуков и чарталов. (К. Кох, «Путешествие через Россию к Кавказскому перешейку в 1837 и 1838 году») Светлая кладка постройки резко выделяется на фоне зеленой листвы деревьев, покрывающих густым ковром окрестные горы. Точное время постройки башни неизвестно.
9. Чартали/Чарт-аьли -
правый приток Арагвы, впадающий в нее в районе теснины. Название реки, вероятно, увязывается с местностью Чартал. В названии реки ингушское «аьли» - «небольшая река».

Чаухи/Чуух-хи -
река, один из истоков верховий р.Сносчала(Шоанч-аьли). Стекает со склонов массива Чиухи Сливается с р.Т1ер-хи ниже с. Джута, образуя р. Шоанч-аьли. Это название также закрепилось за горным массивом в верховьях этой реки. От ингушского «чуух-хи», то есть, «ниспадающая река». Но возможно, что в основе названия лежит слово «Шаух-хи», в значении «стекающ

Сносчала/Шоанч-аьли -
река, правый приток Терека, протекающая по ущелью Сно-Шаон-че. Название ингушское
- Шоанч-аьли, то есть, «речка урочища Сно». Ее называют и Гудушаурской Арагвой или Гудашауром. Древнеингушское название реки - Шоанч-аьли или просто Шоана.
57. Сно/Шоан-че/Гудашаур/Г1удачуре -
название ущелья и населенный пункт к востоку от Казбеги. Название сложилось от ингушского Шоан(соан) - древнего высокогорного ингушского общества, контролировавшего стратегические южные ворота Дарьяла. Поэтому знаменитые цоны-соны-цанары подвергались частым атакам со стороны иноземцев, а также и грузинских феодальных групп. Последняя трагедия Сонов (Шоаной) произошла в 16 веке, когда объединенные кабардино-русские силы уничтожили 164 «сонских и мщанских» кабаков. Часть этого ингушского общества сохранилась по северную сторону ущелья - в одноименном Шоан-ч1оже, в верховьях р. Армхи. Эти два ущелья прочно связаны многочисленными тропами как через ущелье Оахкарой-ч1ож, так напрямую. Ущелье ингушами именуется Шоан-че, а также ГIуда-чуре. Отсюда и «огрузинившиеся» названия «сно», «снасчала» или «гудушаур». В этом ущелье находятся ингушские поселения, в частности с. КIоаргуча, Джута.

Шат/Шат1е-
одно из древних названий г.Казбек, которое было воспринято русскими исследователями и литераторами в форме «Шат-гора». В настоящее время некоторые исследователи и альпинисты название Шат связывают с г.Чач-корт, что не верно. Название вершины этимологизируется с ингушского как «ша - т1е», то есть, «ледяная поверхность». Это название в 19 веке носила также гора Эльбрус.

Шау/Шаул-корт -
одна из высочайших вершин Казбекского массива(4636 м.), расположенная к западу ( вершины Казбека, рядом с Майли и Джимара. Вершина ледниковая и потому ослепительн белая круглогодично. Название вершины связана с ее ледяным куполом и переводится с ингушского как «вершина, где лежит лед», или же проше - «ледяная».
145. Шахникъ/Шахнад-
древняя труднопроходимая тропа, которая пролегала из общества Трусо на север в дол реки Генал и дальше в долину р.Фиагдон, через ледниковые вершины Халхай-Джима и Шау-Шаул-корт. Ингуши называли тропу «шах никъ», то есть, «дорогой во льдах» «ледяной дорогой», где «шах» - «ледяная», «никъ» - дорога. Название этой тропы в 19в, усилиями «иронофила» В.Б. Пфафа обросло неожиданной мифологической оболочной, трансформировавшись в «шахнад», то есть, «тропа шаха»

Шана-хи /Шинихеви -
приток р. Кистинки-Ахкара-хи. Исток ее - в склонах г. Шино (Шана). От ингушского «ледниковая река». На картах река обозначена по-грузински - Шинихеви.

Шино -
вершина, «побратим» Куро. Образует с последним один горный массив Бокового хребта, ингушского «Шан» - ледяной.

171. Шан-корт -
гора в системе хребта Ахкара - лоам, высотой 4451 метра. Высочайшая вершина на территории современной Ингушетии. От ингушского слова «шан» - «ледяная».

Башламкорт/Баш-лоам-корт -
древнейшее ингушское название горы Казбек. Название переводится как «вершина тающей горы», где «баш» - тающей, «лоам» - горы, «корт» - голова (вершина). Вершина этой горы у ингушей - обитель «Верховного Ткъа». С его вершины ингушский «прометей» Кур-къа унес для людей растения и

ТхаршетиТкъарша-т1е-
горная вершина (3417 м.) к востоку от г. Казбек и поселение у ее подножия на Военно-грузинской дороге. Название вершины имеет непосредственное отношение к древнему ингушскому преданию о вселенском потопе: «...особенно почитался монастырь на Казбеке. За злость людей, говорили гвелетцы, бог послал всемирный потоп; он оставил в живых лишь одного старца с семьей; они сели в ящик, и немедленно после этого пошел проливной дождь и затопил всю землю. Корабль их пристал к Башлоам-корту и исчез в волнах, оставил их на ледяной вершине горы. Бог велел им есть лед...» («Гулетовцы», газета «Кавказ», №151, 1894 г.) «Священный лед» этот ингуши так и именовали - «ткъар-ша», то есть, «лед Ткъа», или «божественный лед».. Отсюда и название этой вершины - «ткъар-ша-т1е», то есть, «над божественным льдом» или, «над льдом Ткъа». Этот эпический мотив вскармливания льдом дошел до наших дней в хвалебной фразе старших, обращенной к отличившимся в чем-то молодцам: «Ша биа берти!», то есть, «питавшиеся льдом, волчата!». Вероятно, отсюда идет и традиция ингушей именовать горные родники, воду которых использовали для культовых целей, словом «т1къар-ша». Таковым, в частности, является родник Ткъар-ша-«целебный источник «удивительных свойств» у подножия Маьтт-лоам, недалеко от Бейни. (А. Сулейманов. «Топонимия Чечено-Ингушетии», ч. 2 с. 16)

Шомутепинская культура, культура шулавери — шомутепе, шулавери-шомутепинская  – культура позднего неолита или раннего энеолита (халколита) Южного Кавказа (Закавказья). Распространена в междуречье Куры и Аракса, а также в Абхазии на западе и в Ленкорани на востоке; далеко на юге есть отдельные памятники в Армении, вокруг озер Ван и Урмия. Памятники открыты в 60-е годы ХХ века, объединены И. Г. Наримановым в одну культуру. Нариманов назвал ее шомутепинской, но О. М. Джапаридзе и А. И. Джавахишвили через год переименовали в шулаверийскую – по грузинскому памятнику. В конечном счете культуру именуют по двум поселениям – азербайджанскому (Шому-Тепе) и грузинскому (Шулавери), хотя они однотипны и Шому-Тепе открыто раньше. Но учитывая, что это ныне две разные страны, то называют так, чтобы никому не было обидно. Датируется VI и началом V тыс. до н. э. по радиоуглероду и связям с переднеазиатскими культурами. Предшествует куро-аракской культуре.


Культура Шулавери-Шому предшествует куро-араксской культуре, существовавшей на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока около 4000 — 2200 гг. до н. э., и которая в дальнейшем значительно повлияла на последующую триалетскую культуру (ca. 2200—1500 BC)[4]. Культура Сиони (Sioni сulture) в Восточной Грузии, вероятно, была переходной от шулаверийской к куро-араксской[5].


Археологи пришли к таким выводам, исследовав 19 глиняных черепков, найденных в неолитических поселениях Шулавери-гора и Гадачрили-гора во время раскопок 2012-2013 и 2014-2016 годов. Оба населенных пункта относятся к неолитической культуре Шулавери-Шому, которая существовала в Закавказье 8-6 тысяч лет назад. В те времена климат в данном регионе был теплый и влажный, пригодный для выращивания винограда.
Поселения находятся в 500 километрах к северу от Загросских гор, в центральной части Грузии, южнее Тбилиси.


Шулавери-гора (или Шулаверис-гора) — древнее поселение близ села Шаумяни, в Марнеульском муниципалитете края Квемо-Картли Грузии. Это одно из основных поселений культуры Шулавери-Шому, которая получила от него своё название. Раскопки этого археологического объекта проводились в 1965—1966 годах экспедицией под руководством профессора О. М. Джапаридзе. По результатам радиоуглеродного анализа нижние слои поселения датированы 4675 ± 210 годом до нашей эры. Тогда возникает вопрос - кто же жил на территории современной Грузии до картвелов? Очень предположительно можно сказать, что там обитали носители культуры Шулавери-Шому. Эта культура известна по раскопкам у городка Шулавери (Шаумяни) на холме Шулавери-гора. Эти люди считаются первыми земледельцами в Закавказье. Они строили забавные круглые домики. Вот план раскопок объекта Шулавери-Гора:


Чанский язык (лазский) - бесписьменный язык лазов (чанов). Относится к картвельским языкам. Наряду с мегрельским языком нередко рассматривается как диалект занского, или мегрельско-чанского, языка. Представлен на Черноморском побережье Турции 3 диалектами: хопским, вицско-аркабским и атинским. Простой вокализм (a, i, u, о, е); 32 согласных. Основа имени устойчива. Семь падежей: номинатив, эргатив, датив, генитив, аблатив, инструменталис, аллатив. Категории глагола: лицо, число, время, наклонение (имеется 14 модально-временных форм), версия, залог, потенциалис, контакт (каузатив), вид. Распространены направительные превербы. Лексика изобилует тюркизмами; имеются грузинские и греческие заимствования.
(М. Е. Алексеев).
Особняком от остальных картвельских племен находятся живущие на южных берегах Черного моря лазы (или же, как они сами себя чаще называют, чаны). Они говорят на языке, отличающимся от мегрельского не более чем как два диалекта, но грузинами никогда себя не считали и не считают сейчас (притом объявляют себя сегодня турками)...

Ингушский род шоанхой
Шоан ледник в горах
Шоан вам
Шоанахо тот кто живет к края ледников

самом деле, этот башенный комплекс с первого взгляда напоминает гнездо ласточки, прилипшее к крутой скале.
По-разному произносят название этого поселка: «Шуан», «Шон», «Шуани», а сами выходцы из этого аула — Шоан. Живущий напротив башен С. Гетагазов свою новостройку увековечил, крупно написав на фронтоне «Шоан», по-видимому, он прав, и мы будем говорить Шоан.
Шоан расположен неподалеку от реки Армхи, около трех километров от с. Ольгетти. Здесь некогда была одна боевая и 11 жилых башен. Башни сегодня разрушены в обеих частях поселка.

Святые места Карачаево-Черкессии:

Вершина скалы Шоаны — это своеобразный "микрозаповедник" тиса, надежно охраняемый со всех сторон неприступными утесами. Отсюда открывается широкий вид на долину Кубани и окрестные хребты,

Шоанинский храм, сравнительно небольшой (около 13 м длины), очень близок северному Зеленчукскому храму  и Лыхненскому храму в Абхазии.

Известная гора с развалинами средневековой церкви около Хумары, в верховьях Кубани, фигурирует на картах и в литературе под именем Шоана, Шуана, Шона. Прилегающая к горе местность в XVIII и первой половине XIX вв. входила в состав абазинской территории. Поэтому нельзя пройти мимо возможности сопоставить название горы с абхазо-абазинским термином щ;;nw;, означающим «сваны».
Согласно дополнению к Никоновской летописи, в 1562 г. 500 стрельцов с головою Григорием Семеновым и 500 казаков при пяти атаманах по царскому приказу ходили вместе с кабардинским князем Темрюком (тесть Ивана Грозного) против недругов последнего. Главным из этих недругов в дополнении к Никоновской летописи назван кабардинский князь Шепшук. В числе «Шепшуковых улусов», т. е. подвластных Шепшуку земель, упоминается взятый у него г. Кован, может быть от ногайского Кобан, что значит р. Кубань. Главная же ценность для нас свидетельства дополнения к Никоновской летописи заключается в указании, что кабардинцы Темрюка вместе с царскими людьми отвоевали у Шепшука много «сонских кабаков», т. е. сванских поселений.
Допустимо ли предполагать, что кабардинский князь Шепшук мог владеть частью закавказской Сванети и что именно ее потом отнял у него Темрюк? Конечно, нет. Дополнения к Никоновской летописи доказывают, что в XVI в. на Северном Кавказе было значительное сванское население. С другой стороны, упоминание этим документом г. Кована дает возможность предполагать, что сваны, входившие в число «Шепшуковых улусов», в середине XVI в. проживали в верховьях Кубани. Во всяком случае это положение согласуется с другими нашими материалами.
Полное собрание русских летописей, XIII, 2-я половина. СПб., 1906, стр. 371.
РАССЕЛЕНИЕ СВАНОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ДО XIX ВЕКА-Доклад на сессии по вопросам этнографии Кавказа, 15-21 ноября 1949 г. в Тбилиси.Лавров Л. И

Е.Н. Кушева пишет: “Документы конца XVI и XVII вв. дают материал для определения Сонских кабаков. “Соны” русских источников — это сваны, для которых русские приняли грузинскую форму их названия; но термин Сонская земля употреблялся тогда в более широком смысле... Отсюда название перевальных путей из Кабарды в Грузию “Сонскими щелями”. Как видно, Соны (Сонэ), Суаны — это грузинская форма этнонима сван, распространенная и среди адыгов.
С. Н. Бейтуганов.Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. - Нальчик: Эльбрус, 1989. - 184 с

«Известные кавказоведы Л.И. Лавров, Е.Н. Кушева, Н.Г. Волкова считают «сонов», упоминаемых в документе 1743 года, предками современных сванов.(26) До сих пор сванов называют «сонами» их соседи-кабардинцы.(27) В четырнадцати селах Кабардино-Балкарии живут семьи с фамилиями Соне, Сона, Сонов.(28)
Грузинский историк в X веке отметил на севере Абхазии Шароевское владение,(29) где жили вейнахи  шароевцы. Ныне шароевцы живут в верховьях реки Аргун на его притоке Шаро-Аргуна. В письменном источнике 1743 года вместе с «сонами» упоминаются вейнахи-шатоевцы.(30) Представляет научный интерес этнические имена сванов, произносимых на языке народов Северного Кавказа. Так, балкарцы называют сванов «Шари-Эбзе» (то есть шароевские абазинцы), «Малкар-Эбзе» (малкарские абазинцы). «Малкарлы» — само название одного из балкарских обществ, видимо, произошло от названия реки Малка, которая ранее именовалась «Малхи».(31) Следовательно, ранее на реке Малхе жили «малхестинцы». Это могли быть сваны, которых ингуши и чеченцы называют «мялхарой». Ныне в Чечне и Ингушетии живут «мялхарой»,(32) которые вместе с чеченскими обществами «майстхой» и «хильдихарой» относятся к кистинцам-санахойцам.(ЗЗ) Грузинские источники XIII в. фиксируют народ по имени «мелки» в соседстве с хевсурами.(34) По соседству с хевсурами, как известно, жили долгое время чеченцы и ингуши из общества мялхи (или мялки).
В ингушских преданиях также идет речь о том, что их предки жили на берегу Черного моря на границе с Абхазией, затем на Баксане (в Верхнем Прикубанье) и в Дарьяльском ущелье.(35) Н. Семенов, впервые на русском языке опубликовавший чеченские летописи, считал, что «мичкизы» — чеченцы, жившие в XIX веке у подножия Качкалыковского хребта на реке Мичик, — это бывшие жители юго-восточного побережья Черного моря, известные у древнегреческих и древнеримских авторов под этническим именем «мешеги, мосог, мосг, мосхи, меджеги и меджехиты».(36)
Первые известия о «моссинойках» — жителях башен, мы обнаружили в сочинениях Гекатея Милетского, жившего в 550-490 гг. до н. э. «Мосхи, -писал он, — племя колхов». Современные исследователи о «мосхах» в комментарии пишут: «Кавказское племя,..обычно отождествляемое наряду с тибуренами с «табал и мушки» ассирийских источников, а также с библейским — «тибал и мешех»… (37) Гениальную догадку Семенова подтверждают арабские письменные источники XVI века, где впервые встречается название «мосок». Так, авторы именуют тушин и цоватушин,(38) которые, как нам известно, являются переселенцами из кистинского общества ингушей в горной Ингушетии, располагавшейся у «сонской» земли. Поэтому название города «Мохань», взятого царскими войсками в 1563 году, и этническое имя современных грузин — «мохевцев», мы связываем с древним нахским племенем «мосок», «мосхи», «мосиойноки», по данным древнегреческих авторов и в переводе с греческого означающих «жители башен». Следует обратить внимание и на то, что вплоть до XVIII века в грузинских письменных источниках термин «дзурдзук» часто употребляется как общеплеменное название ингушей. Нередки случаи, когда «дзурдзуками» называют лишь часть ингушей, живущих по Дарьяльскому ущелью и в долине реки Кистинки (Охкоричоч), то есть территории, составлявшей в прошлом часть Сонской земли.(39)
Грузинский историк Л. Мровели, живший в XI веке, сообщает нам интересные сведения о переселении царем Грузии Саурмагом в III веке до н.э. «дзурдзуков» «в Эгриси и Сванети», то есть в «Сонскую землю». Он пишет, что тогда же «Саурмаг привел с собой всех (дзурдзуков) — половину рода кавкасионов». Некоторых из них сделал родовитыми, «остальных посадил в Мтиулетии (современный Казбековский район в Грузии — Х.А.), от Дидоети до Эгриси, которая есть Суанети».(40) В III веке до н. э. была известна колхидская провинция «Зурдзукети-Сванетия».(41)
Нет ничего удивительного в том, что народы нахского происхождения, жившие от Черного моря до границ Дагестана, назывались «дзурдзуками», «сонами», «мосхами», «малками» и «кистами». Таким образом, мы можем говорить о том, что в 1563 году Шепшуковы улусы, владения кабардинского князя Пшеабшоко Кайтукина, располагались на территории Джейрахского ущелья Ингушетии, Казбековского района Грузии и в Северной Осетии, на которых жили нахоязычные племена «дзурдзуки», «соны», «мшаны».
«Соны» — жители Верхнего Прикубанья, поселились там во время правления в Грузии царя Саурмага, в III веке до н. э.(42) Об этом у Вахушти сказано: «… когда Дзурдзукия более не вмещала в себя населения, второй царь Саурмаг выселил их оттуда и дал им здесь саване — приют, и поселил множество душ. Отсюда ее название Саванетти…»(43) И далее сказано, что «Дзурдзукетией стали называться ущелья к востоку от Хеви, а западные от Хеви места — Кавказом, или Двалетией, где поселились сыновья Кавказоса и потомки его, и все повиновались Дзурдзукосу и после него его потомкам».(44) Исследования доктора исторических наук В.Н. Гамрекели показали, что топонимика Двалетии «содержит элементы лексики и морфологии, сближающие ее именно с нахским языковым кругом…»(45) Из сказанного следует, что дзурдзуки — ингуши, получившие приют на новом месте в Верхнем Прикубанье, и стали именоваться «свани», «швани» (груз, «савана») и «сонами» («шонхой»).
Таким образом, мы можем с уверенностью говорить, что поход царских войск на Кавказ в 1563 году состоялся в район Дарьяльского ущелья, в места проживания «сонов» и «мшанов», потомков нахских племен «дзурдзуков», которые были ассимилированы предками осетин, грузин и кабардинцев. Таким образом, нахские племена с древнейших времен жили в Предгорьях Северного Кавказа от Черного моря до границ Дагестана»


PS
М.Ю.Лермонтов "Спор" 1841г.
Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою
Был великий спор.()
Эльбрус (старорусское название Шат-гора

«Народ называет Шад-гору Ошхамахо, т.е. «счастливою»...», - писал в первой
половине XIX века классик кабардинской литературы Шора Ногмов. Стоит отметить, что в качестве первичного названия он употребляет тюркское название «Шат-гора». Абхазы, также калькируя «Шат-тау», называют Эльбрус «горою счастливых, блаженных» - «Орфи туб».»

Одно из имен Яхве «Шаддай» означает «владыка горы» и в «Библейской энциклопедии» добавляется, что эта гора — «Великая гора Севера», то есть Кавказ. Следовательно, и древние евреи (как финикийцы, фараоны,  халдеи) считали, что их  бог является выходцем с Кавказа..
Имя «Шаддай» встречается на страницах Библии 48 раз, чаще всего с добавлением имени «Эл» («Ил», «Илу», «Ал», «Элох» и т.д.), которое во многих семитских языках означает имя  «Бога »..
Эл- ШАДДАЙ , вероятно тут отражённо два древних термина от названии древней горы Кавказ; Г1ал-Эл , ШАДДАЙ ...
В прошлом вершины Кавказских гор носили божественные  термины   Г1ал( Хал/Эл) или древний этноним(халха/халдеи) по признаку древнего вероисповедания, буквально приверженцы философии  Создателя Вселенной, где все возможные (свои и принятые чужие) культы централизованны вокруг культа Солнца. весьма вероятно, так как нахское название Эльбруса звучит как «Шат», а частица «да» на нахском означает «бог», «хозяин», «владыка»
Согласно традиции индуистов, на горе Кайласе обитает один из богов, входящих, наряду с Брахмой и Вишну, в верховную триаду («тримурти») — грозный Шива, своим танцем «тандава» поддерживающий порядок во Вселенной.
Шива имеет другое кавказское имя Бога Калу/ Г1ал/Хал.
Индийский бог   Калу-Шива.  Еврейский бог Эл- ШАДДАЙ . Маточная гора на Кавказе, утверждали ламы Тибета…
 «Шаддай» дословно означает «Владыка Горы», «Горный Бог», но бог не просто абстрактной горы, а Великой Северной Горы. Сказанное нет нужды доказывать, так как об этом пишется во многих библейских энциклопедиях и справочниках. Считается, что это слово происходит из шумеро-аккадского «шаду», «шад» («гора») и попало в Ханаан через Сирию, где почиталась Великая Гора Севера – место обитания верховного божества. Раввины поначалу пытались как-то объяснить это имя из еврейского языка, но при этом у них получалось нечто совсем кощунственное для слуха верующего: «женская грудь», а то и того хуже: «разбойник», «разрушитель», «враг». Поэтому ныне и иудейские богословы в большинстве своем признали значение имени «Шаддай» как «Бог Горы».

В самом деле, многие ингушские рода выводят своих этнархов из Шами (Шеми), предполагается, что Шами и есть Сирия. Но это не так.

Сеска  Солсе и К1инда Шоа – древнейшие герои ингушской мифологии, – локализуются в Ингушетии, и эти места носят названия Эмашке, Шеми. Эти места находятся в Ингушетии и еще в глубокой древности эти названия (Шеми, Мисир) были перенесены мигрантами из Ингушетии в Сирию и Аравию.

В родословной Кинда Шоа указывается: «У Гана был сын Га, у Га был сын Галга, у Галга был сын Кинда, у Кинды был сын Шоа. Шоа, сын Кинды, жил в селении Эмашка»  (У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». М. 1972. С.427). «1арби мехкарча Шаьмара вена саг хиннав К1инди Шоа… К1инди 1имара яхача ваха 1охайнав из»… Х1аьта Сеска Солсий йо1о К1инди Шоана кхо во1 ваьв. Царех ца1-воккхаг1вар Аьга-кхале сецав, шоллаг1вар – Хамхи, кхоалаг1вар – Т1аргаме бахаб.» («Сеска Солсеи К1инди Шоаи». (Г1алг1ай фольклор. Грозный. 1967. С. 138).

Ингушские сказания прямо указывают на то, что Сеска Солса и К1инда Шоа являются г1алг1аями. В других национальных версиях Нартиады указаний на этническую принадлежность главных героев нет.


СВАНЫ И КОЛХИ

ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВНЕШНЕЙ ИСТОРИИ МАЛОГО ЯЗЫКА 1.
1996 г. Г.А. КЛИМОВ
ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВНЕШНЕЙ ИСТОРИИ МАЛОГО ЯЗЫКА
(СВАНСКИЕ ДАННЫЕ)

Документированная история застает ареал распространения этого языка в северозападной части Закавказья на безусловно более широкой территории, чем занимаемая им в настоящее время. Если оставить в стороне иногда встречающееся в кавказоведческой традиции отождествление гениохов (греч. 'Hvio^oi) античных источников со сванами, то в той или иной степени согласующиеся их сведения о соанах, суанах и суаноколхах, по-видимому, заслуживают определенного доверия. Так, уже на рубеже старой и новой эры Страбон упоминает соанов (Souvvoi) как племя, жившее на Западном Кавказе "выше" колхов, давших свое имя Колхиде и надежно идентифицируемых в качестве картвельских племен занской ветви, и, в частности, как господствовавшее над Диоскурией, т.е. современным Сухуми.
Существенно заметить, что и в ту эпоху это был, по-видимому, малый язык, поскольку его носители упоминаются у Страбона при перечислении целого ряда других мелких народов региона
[Латышев 1947: 214, 217] (вместе с тем его информация о том, что во главе сванов был совет, состоявший из трехсот мужей, по всей вероятности, недостоверна, поскольку и в более позднее время сванское общество характеризовалось родовым строем). Важный ориентир для локализации этого языка находим у Плиния (23-79 гг. н.э.), отмечавшего, что через область сванов протекает река Хоб [Латышев 1949: 290], за названием которой скрывается, как обычно полагают, один из притоков Риона - Ингур, в верховьях которого сваны живут и в настоящее время. Соответствующий ареал еще более расширится за счет включения в него, по крайней мере, части нынешней горной Мегрелии, если принять, что река Хоб является современной Хоби - другим притоком Риона. Следующее по времени указание на этот счет содержится у Клавдия Птолемея (ок. 90-168 гг. н.э.), называющего среди племен, населявших черноморское побережье Закавказья, сваноколхов [Латышев 1948: 249]. Учитывая, что под аналогичным образом построенным этнонимом античной традиции келыпиберы подразумеваются, как это установлено, кельты, обитавшие в европейской Иберии, т.е. на Пиренейском полуострове, этноним EOUCCVVOKO/IYOI должен был обозначать сванов, населявших Колхиду, а отнюдь не продукт некоторого смешения сванов и колхов, как он интерпретировался в свое время Н.Я. Марром в духе его известной концепции.
Среди сообщений византийских авторов весьма интересным является в этой связи упоминание о том, что на границе между сванским племенем мисимианов (в последнем этнониме существующая историографическая традиция не без основания усматривает греческую передачу самоназвания сванов muswari) и апсилами, т.е. абхазами, находилась крепость TvP^A-O^, т.е. современная Цебельда, что как будто указывает на расселение сванских племен в ту эпоху невдалеке от морского побережья или, возможно,даже на самом побережьи (ср. [Меликишвили 1959: 92]).