Не всё то золото, что пух

Не-Талия Реприза
 Накануне первого весеннего праздника  – 8 марта - вдруг вспоминаешь, что нет лучше подарка, чем живой цветок в горшочке. Почему же нашу половинку так впечатляет какая-то «унылая ботва»: зелёные побеги, украшенные блеклыми  или насыщенными лепестками? В вазе они несколько дней встретят рассвет, а потом умрут.

   Другое дело с ювелирными украшениями – они «живут» с нами всю свою жизнь, и передаются  из поколения в поколение. В прошлом веке ювелир Густав Фаберже создал коллекцию знаменитых ныне каменных цветов. Свой взгляд он не обратил на пышные сортовые розы, красивейшие, выведенные селекционерами новинки.  Нет. Милее ему были неброские, нежные и тонкие луговые цветы. Они его восхитили, хотя ни один уважающий себя кавалер и не подарит своей даме – васильки и незабудки  – мелкие осколки опрокинутого неба, раскиданные по зелёной траве.

   При создании коллекции мастер вдумчиво смотрел на оригинал –  живой цветок, возле его мастерской специально отстроили оранжерею, где они и росли. Густав изучал строение растения и только потом создавал точное подобие. Лесные ландыши он сотворил, посадив на золотые стебли жемчуг и бриллианты. Готовые цветы он погружал в вазы из горного хрусталя, создающие эффект наполненности водой. В работу шли драгоценные камни и самоцветы. Но у него не было той богатой палитры, которой пользуется природа. Ювелир научился менять цвет минерала и золота.
Цветы не случайно стали его музой. Для даровитого Фаберже цветок - это прежде всего образ семьи: много одинаковых лепестков соединились вместе у самой сердцевины или же совсем разные по форме создали единую трёхмерную конструкцию. Лепестки дружны, многие из них живут, подчиняясь единому солнечному ритму: складывают свои лепестки и закрывают бутоны, когда наступает ночь. Так и в любой дружной семье все стараются собраться вечером у общего стола, порадоваться успехам, наметить планы.

   На годовщину свадьбы Карл Фаберже преподнёс Николаю II анютины глазки. Цветок раскрывал свои лепестки при нажатии на скрытый механизм. В самом его центре находились фотографии царской семьи. «Не зло победит зло, только любовь», - был уверен Николай. Добрейший ошибся: зло поглотило семью, страну.

   Великий Фаберже всё творил, вооруженный самыми передовыми инструментами и технологиями своего времени, но не смог превзойти природу. Он задумал сделать белоголовый одуванчик, готовый  вот-вот  подарить свои семена смелому ветру. Стебель – из золота, листья – из нефрита, роса – из бриллиантов, а как же быть с волосистыми хохолками, в народе называемых по-простому – «пух»? Мастер не придумал ничего лучше, чем позаимствовать пух от самого настоящего лекарственного одуванчика. Ботаники до сих пор гадают, какие вещества придали крепость невесомому и летучему транспорту семян, чтобы золотой одуванчик не разбросал их во все стороны.

   Фаберже не смог пережить национализацию, спустя три года умер в Швейцарии на берегу голубого полумесяца - Женёвского озера. 
 
   И вот нет мастера, нет красивых подарков. Сегодня в моде гастрономические букеты из конфет, пряников, колбасы и сыра. Мы всё время хотим наесться вдоволь, до состояния откормленного поросёночка. Боимся: генетическая память наших бабушек и дедушек напоминает нам о голоде, о революции.