533 Второй день войны Судного дня 7 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

533. Второй день войны «Судного дня». 7 октября 1973 года.

Сводка погоды: Воскресенье 7 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море.
Якорная стоянка БПК «Свирепый» у Шетландских островов 7 октября 1973 года с примерными координатами: 59.92686, 1.294772 или 59°55;37;, 1°17;41;. Ближайшая британская метеостанция «Леруик» (Великобритания, Шетландские острова, Остров Мейленд), географические координаты: 60.133,-1.183, первое наблюдение: 01.10.1929, последнее наблюдение: 31.12.2019) показывала такие параметры погоды в прибрежных водах Северного моря и Атлантики: максимальная температура воздуха – 11.0°C, минимальная – 10.0°C, средняя температура воздуха – 10.5°C. Без осадков. Скорость лёгкого ветра 3 м/с (2 балла по шкале Бофорта и 2 балл слабого ветрового волнения).  Гребни коротких волн высотой 0,3 м. и длиной – 1-2 м не опрокидываются и кажутся стекловидными. Эффективная температура (температура самоощущения человека на верхней палубе корабля) вполне комфортная для Северного моря – 8.8°C.

БПК «Свирепый», снявшись с якоря в 09:00 7 октября 1973 года в точке якорной стоянки у Шетландских островов (59.92686, 1.294772 или 59°55;37;, 1°17;41;), набрал скорость среднего экономического хода (14 узлов или 25,93 км/ч), взял курс на юго-восток и начал преодолевать очередной маршрут по Северному морю длиной 442,42  мили (712 км) до привычной якорной стоянки у датского мыса Скаген. Этот путь мы должны были пройти на среднем ходу за расчётные 32 часа (1 сутки и 8 часов), то есть к восходу солнца в понедельник 8 октября 1973 года.

Ближайшая по маршруту следования метеостанция «Листа фйр» (около авиабазы «Фарсунн, Луфтхавн Листа» (Фарсунн, Вест-Агдер, Норвегия; географические координаты: 58.117,6.567; первое наблюдение: 01.01.1973 г.; последнее наблюдение: 31.12.2019 г.) на воскресенье 7 октября 1973 года давала такие параметры погоды: максимальная температура воздуха – 12.0°C, минимальная – 8.0°C, средняя температура воздуха – 10.0°C. Без осадков. Скорость тихого ветра 1 м/с (1 балл по шкале Бофорта и 1 балл слабого ветрового волнения). Так что лёгкая рябь в Северном море и волны высотой 0,1 м. и длиной – 0,3 м не могли ни помешать, ни отвлечь экипаж БПК «Свирепый» от «большой приборки» и «постирушки» матросских роб в кильватерной струе корабля. Эффективная температура (температура самоощущения человека на верхней палубе корабля) обещала быть вполне комфортной для Северного моря – 9.3°C. Почти такая же погода нас ожидала утром в понедельник на якорной стоянке у датского мыса Скаген.

Жизнь на корабле продолжалась, моряки-свиреповцы с энтузиазмом, показывая чудеса патриотизма и хорошее знание текста Военной присяги СССР, сделали всё, что могли в сложившейся ситуации и выплёскивали свою энергию в различных корабельных делах и приключениях. По «дороге домой» на БПК «Свирепый» активно действовала вахта ПДСС, обнаружение и подъём на борт какого-то «неопознанного плавающего объекта», а также удивительная по необычности, красоте и азарту ловля рыбы методом «вычерпывания» из колоссального по масштабам и размерам косяка исландской сельди. Об этом рассказ впереди, а сейчас о втором дне арабо-израильской войны на Ближнем Востоке.

В этот день заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, наконец-то, получил по радио первые официальные сообщения о войне на Ближнем Востоке. Эти радиограммы и сообщения зачитывались только перед офицерами экипажа БПК «Свирепый» и пока не доходили до личного состава, возможно, даже мичманы не знали о том, что сообщала «Большая земля» (Главный штаб ВМФ СССР).

(Интернет-книга Александра Розина «Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море. Часть 3. Начало войны». Источник: http://alerozin.narod.ru/1973/oktovr-3.htm). Цитатное изложение:

7 октября 1973 года. Москва. Газета «Красная звезда».
«Каир, 6 октября. (ТАСС). Верховное командование египетских Вооруженных сил сделало следующее заявление: «В 13 часов 30 минут противник силами нескольких военно-воздушных подразделений совершил нападение на наши части близ Зафарана и Ас-Сохны (в районе Суэцкого залива). Одновременно несколько израильских военных катеров приблизились к западному побережью залива. В настоящее время бой продолжается».

В сообщении с «Большой земли» указывалось, что «6 октября 1973 года в 13:30 каирское радио сообщило о налёте израильских самолётов на египетский порт Зафарана на Красном море, о чём «руководство Египта поставило в известность Совет Безопасности ООН об этом инциденте». В 14.30 6 октября 1973 года «египтяне объявили о начале войны с Израилем». Далее сообщалось, что «в ответ на предложение США (государственный секретарь Г. Кисинджер) «дать указания представителю СССР в СБ ООН не вставать полностью на сторону арабских стран», под обещание что «США в свою очередь не будут полностью поддерживать Израиль, а вместе добиваться приемлемого решения» советское руководство в Москве дало такой ответ: «Советское правительство, - говорилось в ответе, - получило сообщение о начале военных действий на Ближнем Востоке одновременно с Вами. Принимаем все возможные меры к выяснению действительного положения в этом районе, поскольку поступающие сведения носят крайне противоречивый характер...».

К сожалению, я не знаю, какие конкретно рекомендации, указания или приказы командиру БПК «Свирепый» содержались в первом сообщении с «Большой земли» о войне «Судного дня» на Ближнем Востоке. Но, судя по тому, что капитан 3 ранга Е.П. Назаров приказал объявить во время перехода морем «большую приборку» и «постирушку», не жалея при этом ни хозяйственного мыла, ни соды, ни специальных стиральных порошков для стирки в морской воде, первые рекомендации руководства страны и флота были весьма сдержанные, настороженно-хладнокровные.

(Интернет-книга Александра Розина «Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море. Часть 3. Начало войны». Источник: http://alerozin.narod.ru/1973/oktovr-3.htm). Цитатное изложение.

Посол СССР в США А.Ф. Добрынин в своих воспоминаниях сообщал: «Брежнев, по существу, уходил от созыва Совета Безопасности (ООН – автор), делая упор на то, что агрессором в принципе давно является Израиль, удерживающий много лет захваченные им арабские земли... Надо сказать, что в первые дни конфликта Москва находилась под сильным нажимом Каира и Дамаска, выступивших против передачи дела в ООН, ибо они надеялись на успех в военных действиях». Тем более что руководство Египта и Сирии ставило перед собой ограниченные цели: на египетском фронте - форсировать Суэцкий канал и овладеть рубежом перевалов Митла - Гиди - Мелес на глубину 25-30 км, а на сирийском фронте освободить Голанские высоты и выйти к реке Иордан.

(Циклопедия. Война Судного дня. http://cyclowiki.org/wiki/Война_Судного_дня). Цитатное изложение.

6-7 октября 1973 года. Египетский фронт. Синай. 200 египетских самолётов с 14:00 6 октября 1973 года бомбили «Линию Бар-Лева», – оборонительные укрепления на захваченной Израилем в 1967 году территории вдоль Суэцкого канала (1967-1969). К началу войны на «Линии Бар-Лева» было 40 железобетонных бункеров, зарытых в песок, а также 20 укреплений второй линии в глубине обороны. Охранную службу на «Линии Бар-Лева» исполняла бригада израильских резервистов в составе 600 человек и бронетанковая бригада (240 танков). Кроме этих сил в Синае располагалась ещё одна бронетанковая бригада армии Израиля.

(Интернет-книга Александра Розина «Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море. Часть 3. Начало войны». Источник: http://alerozin.narod.ru/1973/oktovr-3.htm). Цитатное изложение.

6-7 октября 1973 года. Синай. После окончания огневой подготовки, египетские передовые части форсировали Суэцкий канал, и начали готовить переправу для основных сил. Израильские 162-я (командир А. Адан) и 252-я (командир А. Мандлер) бронетанковые дивизии нанесли египтянам контрудар, который закончился неудачей.

7 октября 1973 года. Голаны. На сирийском фронте после введения в бой израильских резервов продвижение сирийцев замедлилось. Выдвинув в первый эшелон 7-ю и 188-ю бронетанковые бригады, израильское командование сдерживало сирийское наступление. Для развития успеха в направлении Кафр-Нафах сирийское командование ввело в сражение 3-ю бронетанковую дивизию. В результате ожесточенных боев 7 октября сирийское командование приняло решение остановить наступление и перейти к обороне. Тяжелые потери понесли как сирийские, так и израильские части.

7 октября 1973 года. Совет безопасности ООН. Бывший заведующий Отделом США МИД СССР Г.М. Корниенко о ситуации в СБ ООН: «Поскольку, однако, речь шла об освобождении войсками Египта и Сирии территорий этих стран, захваченных Израилем, то оказывать открытое давление на Каир и Дамаск, требуя прекращения огня, Советский Союз, разумеется, не мог. Соответственно, и в направленных в первый день, 6 октября, указаниях советскому представителю в Совет Безопасности ООН предписывалось в случае постановки на голосование предложения о прекращении огня проголосовать против в том случае, если об этом попросят представители Египта и Сирии (а если их позиции разошлись бы, то действовать в соответствии с позицией Египта)».

7 октября 1973 года. США – СССР. В первые два дня войны «Судного дня» происходил интенсивный обмен мнениями по специальной связи между президентом США Р. Никсоном и Генеральным секретарём ЦК КПСС СССР Л.И. Брежневым.

7 октября 1973 года. Средиземное море. 6-й флот ВМС США. В ночь с 6 на 7 октября АУГ (авианосная ударная группа) TG 60.1, состоящая из авианосца «Индепенденс» (Independence CVA 62) и трех эсминцев, немедленно покинули Афины, где они стояли и направилась в район к югу от острова Крит. Сразу же после выхода из Афин АУ «Индепенденс» начал сопровождать БПК пр.61  «Скорый» (по классификации НАТО – Kashin). Служивший на нём Андрей Левандовский вспоминал: «В ночь на пятое октября корабль поднял якорь и отправился в сторону острова Крит. Утром, на следующий день разыгрался шторм. Нашему кораблю было приказано следовать за авианосцем «Индепенденс». На горизонте появился характерный силуэт авианосца в окружении кораблей охранения. Постепенно дистанция между нами сокращалась. С палубы авианосца с небольшими интервалами взлетали самолёты. Немного в стороне рядом с кормой висел дежурный спасательный вертолет. Теперь почти непрерывно над нами, на малой высоте пролетали самолёты. Под их крыльями на пилонах виднелась боевая нагрузка…».

7 октября 1973 года. Утро. Синай. На утро 7 октября в 252-ой израильской дивизии, обороняющей «Линию Бар-Лева» оставалось 103 исправных танка из 268-ми. По сведениям израильской разведки к этому времени «Египет переправил на восточный берег канала 90 000 человек, 850 танков и 11 000 БТР, БРДМ и автомашин» (сведения сильно завышены – автор). В это же время на «Линию Бар-Лева» начали прибывать первые части израильской 162-й резервной дивизии Авраама Адана и израильской 143-й резервной дивизии Ариэля Шарона.

7 октября 1973 года. Утро. Синай. Утром 7 октября израильский 113-й батальон Асафа Ягури 217-й резервистской бронетанковой бригады (командир – Натан Нир), первого резервистского подразделения, прибывшего к фронту, был атакован в районе Романи из засады ротой египетских коммандос, высаженных с вертолётов накануне. Сразу загорелось 2 танка, погибло 7 солдат АОИ, ещё 21 был ранен. Передовая часть батальона, под командованием командира роты Ицхака Брика, успевшая к моменту открытия огня пересечь район засады, спустила танки с транспортёров и атаковала египетских коммандос с тыла. В бою участвовала и команда из израильского разведбата «Шакед». Засада была полностью уничтожена — погибло около 70-ти египетских коммандос. Израиль потерял в общей сложности 10 человек погибшими, были подбиты 2 танка и 2 полугусеничных БТР.

7 октября 1973 года. Синай. Чтобы отразить контратаку танков израильтян, египтяне оснастили первую волну своих наступающих войск большим количеством переносных противотанковых гранатомётов «РПГ-7» и ПТУР «Малютка». Каждый третий египетский солдат имел при себе противотанковый гранатомёт. Чтобы уничтожить египетский плацдарм на восточном берегу Суэцкого канала, израильтяне задействовали 242-ю регулярную бронетанковую дивизию Альберта Мендлера. Первой в бой вступила 14-я бригада израильтян во главе с Амноном Решефом.

7 октября 1973 года 14:00. Синай. Спустя 24 часа после начала арабо-израильской войны, на восточном берегу Суэцкого канала находились уже три египетских дивизии, в которых насчитывалось 500 танков. К вечеру на Синайском фронте у Израиля было 480 танков в составе трёх дивизий.

7 октября 1973 года. Синая. Занятая арабами площадь на Синае была недостаточна для эффективного маневрирования крупными силами. Между египетскими частями, занявшими позиции на восточном берегу Суэцкого канала, был разрыв – участок в центральном районе на северном берегу Горького озера.

7 октября 1973 года. Вторая половина дня. Израиль. Из воспоминаний премьер-министра Израиля Голды Меир: «Во второй половине дня 7 октября Даян вернулся с фронта и сообщил, что хочет увидеть меня немедленно. Он сказал, что положение на юге такое, что мы должны сильно отойти назад и создать новую линию обороны. Я слушала его с ужасом. В комнате находились Аллон, Галили и мой секретарь по военным делам. Я вызвала Дадо. У него было другое предложение: начать на юге контрнаступление. Он спросил, можно ли ему отправиться на Южный фронт самому и там принимать самостоятельные решения на месте. Даян согласился, и Дадо уехал».

7 октября 1973 года 21:00. Синай. После захода солнца к израильской 242-й регулярной бронетанковой дивизии Альберта Мендлера присоединились: 401-я бригада Дана Шомрона и 460-я бригада Габи Амира. Однако, эти танковые контратаки израильтян, без достаточной поддержки пехоты, наткнулись на замаскированные позиции многочисленных египетских противотанковых команд с РПГ и ПТУР «Малютка». В результате, израильские танки были отброшены с тяжёлыми потерями.

7 октября 1973 года 23:00. Синай. К концу первого дня арабо-израильской войны, египтяне переправили через Суэцкий канал 780 танков и 300 единиц другой техники. По плану эти силы египтян должны были сплошным фронтом пройти 32 км вглубь Синайского полуострова, но в действительности египтянам нигде не удалось углубиться более чем на 4-5 км. Израильские укрепрайоны «Линии Бар-Лева» держались долго и эвакуировались только по приказу командования. Так, укреплённый пункт израильтян «Будапешт» с гарнизоном в 18 человек, усиленный танковым взводом, был полностью окружён, но до конца войны египетские войска так и не смогли его взять.

Фотоиллюстрация из сети Интернет: 7 октября 1973 года. Ближний Восток. Арабо-израильская война «Судного дня». Карты боевых действий на Северном (Голаны) и Южном (Синай, «Линия Бар-Лева) фронтах. «Масштабы» территорий ведения боевых действий и количество использованных сил обеими сторонами этой «войны», конечно, несколько удивляют, но реально огромный масштаб и количество задействованных вооружённых военно-воздушных и военно-морских сил США и СССР в этом «конфликте противостояния» действительно поражают.