Сказка об окрысившейся культуре

Дробот Андрей
      «Крысиная голова любое тело окрысивает»

      Сегодня, дружок, я расскажу тебе сказку «Об окрысившейся культуре», только не уходи, пожалуйста, со словами: «Да какая же это сказка? Я ее вчера видел в исполнении соседа, когда попросил выключить музыку в два часа ночи!» Таких сказок, что ты видел, дружок, предостаточно. Тут можно рассказать сказки и о заразных больных, намеренно выходящих в общество, и о многочисленных хамах, и о замусоренных подъездах, улицах и лесах, о собаководах, выгуливающих собак под ноги прохожим, и о курящих в общественных местах, несмотря на запреты… Тут много, о чем можно рассказать, но это все будут не сказки, я же тебе предлагаю самую настоящую сказку…
      В одном малоизвестном царстве щелкунчиков, к власти над культурой пришла исключительно серая крыса из Мышляндии - щелкунщики как всегда прощелкали. Вполне естественно, что потребовались культурные мероприятия, как принято среди чиновных крыс называть представления и концерты..., и опять же совершенно естественно, что крыса, взявшая власть над культурой, разрешила поставить на сцене царства щелкунчиков спектакль по сказке Гофмана "Щелкунчик", понаслышке, наиболее подходящий.
      Артисты были набраны среди самодеятельности щелкунчиков и крыс, заказаны великолепные костюмы, проведены репетиции. Главные роли были распределены, конечно, между крысами и мышами, а щелкунчикам достались второстепенные, но никто не возмущался, поскольку в театре совсем не обязательно идеальное соответствие образу и когда-то женщин на подмостках играли исключительно мужчины.
      Подготовка шла полным ходом, артисты ждали премьеру, но перед премьерой должен был состояться генеральный просмотр...
      Начальственная крыса, главная по культуре, была весьма представительна. Конечно, на ее манерах и культуре сказывалось детство и взрослая жизнь, проведенные в далеких от культуры местечках, она не танцевала, не писала стихи и прозу, не пела, в общем не увлекалась всякой творческой чепухой, но образование в каком-то приближении соответствовало, хотя быть культмассовым работником - не значит быть культурным человеком, да и человеком вообще: никакое образование не сделает из крысы не то что человека, но даже щелкунчика. Однако, судьба далека от справедливости своих благодетельств и воздаяний, она на эти глаза обычно слепа, а глядит на мир чаще всего глазами случайностей и желателей: иногда доброжелателей, а иногда зложелателей - вот и весь секрет. Вот так и серая крыса стала во главе культуры, но вернемся к генеральному просмотру...
      Начальственная крыса, сопровождаемая приближенными крысятами, мышами, щелкунчиками и артистами величественно прошла в пустующих перед генеральным просмотром зрительный зал и уселась, как и подобает начальственной крысе на одном из центральных мест в первых рядах. Артисты прошествовали на сцену и за кулисы, приближенные рассредоточились вокруг поблескивающего начищенной шерстью и лакированными усами начальника культуры, в ушках которой светились благосостоянием золотые массивные серьги.
      Вспыхнуло освещение, ожила сцена, на нее вышли первые артисты, в зал устремилась чарующая музыка Чайковского... Шерсть у начальственной крысы тревожно зашевелилась, усы нервно затрепетали… Это не осталось не замеченным ее приближенными, которые сразу напустили на себя недовольный вид, потому что для любого коленопреклонного приближенного соответствие настроениям начальника - это первое правило выживания. Они еще не понимали в чем дело, но этикет чиновника требовал, а этикет знает, как не допустить эшафот.
      Действие на сцене продолжалось, оно текло, как река по давно проложенному руслу, сопровождаемое традиционной мелодией, как нельзя лучше и естественней соответствовавшей действию, однако шерсть на теле начальственной крысы продолжала грозно трепетать, а усы подергиваться. Приближенные становились все более суровы. Наконец, начальственная крыса не выдержала, подскочила с места и воскликнула:
      - Стоп! Прошу остановить это безобразие!
      Артисты замерли в недоумении и испуге, музыка стихла, приближенные повскакивали с мест стремясь изобразить на своих мордочках соответствующие настроению начальницы сердитые эмоции.
      - Кто до этого додумался?! - истерично закричала начальственная крыса, гневно оглядывая окружающих в поисках ответа на свой одновременно простой и совсем непростой вопрос, поскольку ответ на него лежал на поверхности любого мало-мальски культурного сознания, знакомого с классикой.
      Окружающие принялись переглядываться, перекладывая взглядами ответственность за молчание на вопрос начальника на рядомстоящих. Что ж понять их можно, поскольку, ответив неверно по отношению к начальственным ожиданиям, можно было попасть в черные списки, а это еще та головная боль даже для твердолобых щелкунчиков...
      Молчание могло затянуться, если бы начальственная крыса сама не прояснила ситуацию:
      - Кто додумался столь нелепую, столь неподходящую для нашего царства и столь несоответствующую высокому крысиному вкусу музыку поставить во главу нашего представления?
      - Чайковский, - нечаянно сорвалось с языка одного из щелкунчиков, игравшего второстепенную роль.
      - Кусковой сахар что ли? - спросила начальственная культмассовая крыса. – Чувствуется по музыке, что безмозлый и слащавый...
      - Да это же великий композитор, написавший музыку к балету "Щелкунчик", театральную постановку которого мы сейчас перед вами исполняли..., - вынужденно проговорила второстепенная роль, поскольку к ней и был обращен вопрос.
      - Какой же он великий, если написал подобную чушь? - спросила начальственная крыса и добавила. - Такая музыка годится разве что для котов, чтобы меньше бегали, а больше спали…
      Начальственная крыса рассмеялась, показывая, что пошутила, приближенные мигом подхватили ее смех в поддержку и, чтобы не выделяться, рассмеялись из чувства самосохранения некоторые из артистов.
      - Здесь должна быть деловая музыка, чтобы ноги в пляс, мы крысы любим хорошо покушать, а потом потанцевать. Ну, например, Верка Сердючка... А то придумали - Чайковский!
      Артисты опешили, а начальственная крыса, возглавлявшая культуру в маленьком провинциальном городе щелкунчиков, продолжила:
      - Действительно, давайте срочно все переделывайте под Сердючку! Меняйте действие, где надо меняйте танцы...
      Вперед с низко опущенной головой, как знак признания своей вины, вышла режиссерская крыса, руководившая постановкой "Щелкунчика" на провинциальной сцене. Она лучше бы скрылась с глаз долой где-нибудь в отдаленной норке, но деваться было некуда. Мечты о премиальных и фаворе возле крысы, возглавлявшей культуру, обрушились, и теперь она срочно обдумывалась, как бы правильно обставить свою ошибку с оказавшимся неугодным Чайковским, да и вообще всем этим спектаклем.
      - О как вы правы! Безусловно правы! - залебезила режиссерская крыса. - Мы поддались обаянию авторитетов, которые расхвалили этого весьма примитивного и поверхностного Чайковского. Авторитеты и общественное мнение увлекли нас и заставили...
      - Вот, вот! - одобрительно воскликнула начальственная крыса. - Из слепого следования на запах дорогого сыра можно и в мышеловку угодить. Нельзя слепо доверяться авторитетам и книгам, надо смотреть по сторонам, носом надо больше работать, усами стричь, а вы... Своим умом надо, своим, свое - оно как говорится не пахнет, свое оно - родное и проверенное.
      Приближенные одобрительно загудели, артисты в большинстве своем, видя, что начальник культуры успокаивается, расслабились, поскольку им было все равно, что играть, лишь бы платили и не наказывали.
      - О как вы правы! - еще раз воскликнула режиссерская крыса. - Вы человек высокого ума, спасибо вам за критику и подсказки, но что же нам делать?
      - Переделывайте "Щелкунчика" с Чайковского на Сердючку, как я и сказала. Добавьте современных веяний. Что традиционно выходить на сцену из-за кулис? Пусть артисты вылезают на сцену из крысиных нор, пусть шокируют зрителя. Произнося монологи, пусть залазят в крысиные норы, чтобы зритель вслушивался в их слова, а то и вскакивал с мест и увлекался в чарующие подземелья. А сцена почему чистая? На что тут смотреть?! На декорации?! Добавьте пищевых отбросов! Кроме того, с какой стати Щелкунчик выставлен положительным героем? Сегодня у нас в фаворе и на ведущих ролях в обществе - крысы, поэтому авторам надлежит и в этом следовать тенденциям времени. Нужно воспитывать зрителя, нечего жить застывшими формами. До премьеры время еще есть, переделывайте, - ответила крыса, руководившая культурой.
      Режиссерская крыса лишней работы не искала, и быстро смекнула, что подобное ей не осилить, а в этом случае санкций не избежать, поэтому зная, что начальница культуры невеликого мнения об уме своих приближенных, решила на этом и сыграть.
      - Вы, конечно, правы, - в третий раз повторила она, - но среди нас, к сожалению, нет крыс вашей квалификации, мы даже не доглядели прощелыгу Чайковского. Нам нужно больше времени...
      - К сожалению, время премьеры не изменить, - сказала начальственная крыса и сделала глубокомысленную морду. - Тогда поступим проще: отменяем спектакль вообще, к черту этого "Щелкунчика". Его вообще надо вычеркнуть из культуры, как отстой прошлого. Вместо спектакля проведем награждение: подадим публике со сцены почетные соленые орешки, щелкунчики их уважают под пиво, да и крысам найдем чего похавать, как тому пиплу...
      На том и порешили, что ж пока в малоизвестном царстве щелкунчиков добравшиеся до высоких должностей крысы будут руководить культурой, культура будет оставаться темной и грязной, как норы, из которых эти крысы выбрались…
      Вот и окончилась сказка, которая, как известно: «Ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок!»… Да, да, да, эта сказка тоже не совсем сказка, место действия сказочное, но похожие события и герои в реальной культурной жизни время от времени случаются. Но тут уж, дружок, извиняй, сложно придумать сказку, в которой не было бы чего-нибудь из жизни.