15 Мапочка

Михаил Заскалько 2
Из цикла "Детское мыло"



В шесть часов Олег был уже на ногах. Спать, как говорится, вполглаза, рано вставать вошло в привычку у него с тех пор, когда братишки были маленькими. Уставшая за день мама спала как убитая, а вечно пьяный Николай и того крепче. Малыши часто просыпались среди ночи - то мокрые пелёнки, то есть захотелось, то нездоровится. И Олег спешил тотчас на зов: менял пелёнки, грел бутылочки, носил на руках малышей, укачивая. Только бы не проснулась мама. Ещё хуже если проснётся Николай: ругань до утра обеспечена…

Бабушка попыталась воспрепятствовать его раним вставаниям, тщетно убеждала, что нет необходимости. Олег и сам прекрасно понимал, но поделать с собой ничего не мог: привычка.
 Вот и сейчас вскочил чуть свет, а ведь мог ещё часок поспать. Стараясь не шуметь, вышел на кухню, поставил чайник на огонь. Затем принял душ.
 В половине седьмого встала бабушка, вышла на кухню, где уже пахло свежесвареным кофе и горячими бутербродами.
 - Опять? - вместо приветствия спросила, не скрывая недовольства.
 - Привет. Ба, не начинай день с раздражения.
 - Ага, с тобой начнёшь иначе. Ну, чего спрашивается, в такую рань вскочил? У нас что, некому завтрак приготовить? Я здесь зачем? Для блезира?
 - Ба, будь другом, не зуди. Мне ещё к Радовым надо сходить, Анины вещи принести.
 - Ладно, - бабушка махнула рукой, протяжно вздохнув, скрылась за дверью туалета.

- Ба, Матвеич при тебе был женат? - спросил Олег, когда бабушка, умытая, подобревшая вернулась на кухню.
 - Был… Двух деток народили, постарше тебя чуток. Две девахи…
 - Почему же он один живёт?
 - Бросили. Подались в Израиль. Жёнушка чистокровная еврейка, а Матвеич метис. У него папа был не то киргиз, не то казах. Погодь, зачем тебе это знать? Что-то вчера случилось?
 - Успокойся, ничего не случилось. Просто спросил.
 - Просто? - пристально заглянула в лицо внука бабушка. - Чует моё сердце, неспроста Матвеич снотворное просил. Что-то скрываете. Что?
 - Это его личное дело. Захочет - скажет, не захочет - значит, нам не надо знать.
 - Нам? То есть мне. Ты-то уже знаешь.
 - Ничего я не знаю, - Олег допил кофе, встал, прошёл к раковине, сполоснуть чашку. - Ладно, пойду за вещами.
 - Люди спят ещё, куда ты попрёшься? Неугомонный!
 - Восьмой час. Галина Николаевна, наверное, уже на ногах. Да и девчонкам марафет навести надо.
 - Ступай. Да смотри там, не перечь. Будь умнее.
 - Буду.

Сбегая по лестнице, на площадке первого этажа Олег столкнулся с Галиной. Она была в фирменной ядовито-зелёной куртке со шваброй и совком в руках.
 - Доброе утро! А я к вам.
 - Ко мне? Ах, да… Зятёк, - Галина странно усмехнулась. - Как там…молодая?
 - Нормально.
 - Ну-ну. Иди, девчонки отдадут.
 - Спасибо.
 - Это ещё за что?
 - Что не ругаетесь.
 - А должна? - хмыкнула Галина.
 - Нет… Просто я думал,… будете.
 - Не собиралась, - Галина шагнула на лестницу, сделав пару шагов, остановилась, глухо спросила: - Она тебе… плохо обо мне говорила?
 - Вы же знаете ответ.
 - Знаю…
 - Извините, а можно спросить?
 - Ну.
 - Вы раньше встречались с Матвеичем?
 - С кем?
 - Мы вчера были…
 - Ах, этот… Встречались.
 - И?
 - Что и?
 - Вы плохо расстались?
 - Ха! Я что, у тебя на исповеди?
 - Извините, пожалуйста. Просто Матвеич вчера был сам не свой. Ночью спать не мог. Маялся. Вы на него зла не держите?
 - Ну, ты и фрукт! Я и вспомнила-то его с трудом. Пусть не мается и спит спокойно.
 - Спасибо. До свидания.
 - До свидания.

Дверь открыла Люська. В халатике, с деревянной расчёской в руке.
 - Здравствуйте. Галина Николаевна сказала, чтобы вы мне дали вещи Ани.
 Люська молча смотрела на Олега, покусывая расчёску. Наконец, неопределённо хмыкнув, провела расчёской по волосам.
 - Круто. Я запретила тебе подходить к Аньке, так ты её совсем увёл…
 - Она сама ушла от вас.
 - Потому что дура набитая.
 - А может, наоборот?
 - Что-о? А по шее?
 - Не советую. Руке будет больно.
 - Борзый, да?
 - А может, наоборот?
 - Слушай ты, мелкий… вали, давай отседа!
 - Возьму, зачем пришёл…
 - Ничего ты не получишь! Понятно? Всё, гуляй Вася!
 - Я не Вася.
 - Всё равно гуляй! - Люська потянула на себя дверь, но Олег встал на пороге.
 - Хуже будет!
 - Сомневаюсь.
 Люська замахнулась, но Олег поймал её руку, резко завернул за спину.
 - Не дёргайтесь, больно будет.

 На шум сбежались Женя и Оля. Последняя дожёвывала бутерброд с сыром.
 - Это как понимать? - спросила Женя.
 - Доброе утро. Я пришёл за вещами Ани. А она, - Олег легонько оттолкнул Люську от себя, - говорит, гуляй Вася. Галина Николаевна разрешила.
 - Ясно. (Люське) Ты без выпендрёжа никак не можешь? Сейчас принесу.
 Люська морщась, растирала запястье.
 - Ладно, мелкий, счас проехали. Но я тебе этого не прощу! Ты у меня ещё получишь.
 - Всегда, пожалуйста. В часы приёма.
 - Умничай, умничай. Пока. Потом, когда плакать будешь, я умничать стану.
 - Не дождётесь.
 - Поглядим. Всё, утомил! - Люська быстро ушла на кухню.

 Оля, вяло жуя, с интересом рассматривала Олега.
 - У меня что, уши разные? Или волосы трёхцветные? - не выдержал её взгляда Олег.
 Оля хмыкнула:
 - Зятёк… - и грациозно повернувшись, плавно удалилась.

 Вернулась Женя с пухлой сумкой и портфелем.
 - Спасибо, Женя.
 - Не за что. Как она?
 - Нормально. Можешь запросто приходить в гости.
 - Там видно будет. Пошли, выйдем, спросить хочу.
 Вышли на площадку, Женя прикрыла дверь, тихо спросила:
 - Этот… твой сосед, он кто?
 - В смысле? Кем работает?
 - Ну, вообще… Мать всю ночь просидела на кухне, гудела по-чёрному. Говорила сама с собой… я поняла только, что про твоего соседа. У них что-то было раньше.
 - Матвеич тоже съехал с катушек. По-моему, это их личное дело.
 - Тебе хорошо говорить, он тебе никто. А тут мать…
 - Понимаю. Если что узнаю, поделюсь информацией. Ладно, я побежал.
 - Пока, пока.

Дверь отворилась, едва Олег ступил на площадку. На пороге стояла бабушка.
 - Как видишь: цел и невредим.
 - С трудом верится. И не поругался?
 - Не поругался. А ты, небось, уже совок приготовила соскребать меня со ступенек?
 - Как ты догадался? - усмехнулась бабушка.
 - Тебя знаю, как облупленную.
 - Так прямо и облупленную?
 - Ба, я уже говорил тебе, что ты зануда?
 - Не припоминаю.
 - Ну, так напоминаю: зануда ты первостатейная. Аня проснулась?
 - Моется.
 - И?
 - Опять это дурацкое "и"! Сухая! Лишили тебя удовольствия постирать пелёнки.
 - Ты не только зануда, но и…
 - Договаривай раз начал.
 - Сама знаешь.
 - Обиделся? Ну и зря, я ж пошутила. Прости, неудачно.
 - Ладно, птички улетели.

Олег поставил сумку на стул, потянул молнию.
 - Ты не забыл, что Аня не первоклассница? И не твоя сестрёнка.
 - Я её приручил и несу ответственность.
 - Цитата?
 - Почти.
 - Может, всё же надо спросить разрешения? Это её вещи…
 - Я знаю! - вспыхнул Олег. - Тебе нечем заняться? Вот возьми пиджачок, отпарь.
 - Раскомандовался. С кухни, считай, прогнал. Может, вообще из дому выгонишь?

Олег выпрямился, в руке пакет с Аниными туфельками, глянул сурово на бабушку.
 - Как у тебя получается глупости говорить? И зачем? Для кайфа?
 - Ага, прямо балдею, - сердито бросила бабушка.
 - Плохо. Придётся и твоим воспитанием заняться.
 - Займись. А то я прожила шесть десятков лет и дура дурой.
 - Да что с тобой?
 - Ничего, - бабушка взяла пиджачок и ушла к себе.
 Олег задумчиво проводил её взглядом, пожал плечами:
 - Непонятка. Разберёмся.
 Достал из тумбочки крем, щётку и принялся чистить туфельки.

Скрипнув, отворилась дверь ванной, - вышла Аня, утопая в бабушкином халате. Увидев Олега, замерла, лицо вмиг стало пунцовым.
 - Доброе утро! - бодро приветствовал Олег. - Как спалось?
 - Привет… Хорошо… - едва слышно выдавила Аня.
 - Хорошо? А чего квёлая?
 - Какая?
 - Ну, вроде, как варёная. Вы с бабулей не поссорились?
 - Нет.
 - Нет? Не обманываешь?
 - Не обманываю.
 - Замечательно. Ладно, иди, завтракай, у нас мало времени. Или ты хочешь опоздать?
 - Мне ко второму уроку.
 - Тады ой. Вот штиблеты готовы. Пиджачок бабуля отпарит.
 - Спасибо. Я сама привыкла.
 - Понял не дурак. Если я помогу, мир рухнет?

Вышла бабушка.
 - Меня отпинал, за девчушку взялся?
 - Да ну вас в баню! Сами не знаете, чего хотите! - Олег метнулся к себе, хлопнул за собой дверью.
 Аня вопросительно глянула на бабушку.
 - Не бери в голову. Он привык всё время нянькой быть, вот и решил, что мы с тобой маленькие девочки. Ему дай волю, впихнёт нас в ползунки и с ложечки станет кормить. Мапочка.
 - Мапочка?!
 - Это ребятишки его так окрестили. Моя непутёвая дочь рожала от этого ирода Николая как заведённая. После каждых родов по три месяца лежала пластом с разными осложнениями. Николай только водку жрать горазд, вот и пришлось Олежику и за маму, и за папу. Мапочка… Лишила, паршивка, мальца детства. Удивляюсь, как при всём успевал, уроки делать и учился хорошо.
 - Я обидела его, - не то, спрашивая, не то, утверждая, сказала Аня.
 - Успокойся. Он как порох: быстро вспыхивает, быстро и отходит.

Вышел Олег уже одетый, с сумкой через плечо и пакетом со сменкой.
 - Я пошёл.
 - С Богом.
 - Я в школу иду, а не в семинарию, - глухо бросил, уже на выходе.