заклинание

Максат Оразов
Кавказ село Тоти 13 ноября 1942 года.
К дому, сложенному из отесанных валунов, подошла молодая девушка почтальон, остановившись у порога она закрыла глаза, тяжело вздохнула, и несмело постучала в приоткрытую дверь.
Через мгновение на пороге появилась пожилая женщина, заметив девушку она повязала платок на голову, и приглашая гостью в дом доброжелательно сказала: - Здравствуй Эльвира, опять умаялась? Проходи я тебя чаем угощу…
Бледная девушка, хлопая глазами несмело произнесла: - У меня для вас письмо.
Женщина охнув прикрыла рот платком и громко крикнула: - Гаврила! Гаврила!  Письмо!
Из дома на крыльцо выбежал взволнованный седой мужчина, и тяжело дыша спросил: - Письмо? От Володи?
Почтальон протянув конверт, дрожащим голосом продолжила: - На обратной стороне в графе отправитель написано «Командир отделения Олениченко. Сталинградский Фронт.»
Пожилая женщина вскрикнула и уткнувшись в спину мужа зарыдала, мужчина пытаясь сохранять спокойствие произнес: - Да подожди ты реветь, может раненый в госпитале лежит!
После сказанного мужчина дрожащими руками развернул свернутый треугольник, и начал читать в слух: - Здравствуйте Гаврила Георгиевич!
10 октября 1942 года старшина стрелковой роты 117-го стрелкового полка Владимир Салбиев был представлен командованием части к очередной награде за уничтожение 89 солдат и офицеров противника. Приказом по войскам Донского фронта № 44/н от 5 ноября 1942 года награждён орденом Красного Знамени. Ваш сын Володя ежедневно истребляет своими меткими выстрелами врага. Снайпер Владимир Гаврилович Салбиев за короткое время уничтожил 89 фашистов".
Мужчина грустно улыбнулся, смахнул скупую слезу с лица, и глядя на жену проговорил: - Вот так вот мать! Бьет наш Володька Немцев!
Женщина откинув край платка взяла в руки письмо, поднесла его к груди и глядя в небо прошептала: - Спасибо!
Мужчина широко улыбнулся: - Вот видишь, а ты сразу в слезы!
Женщина тяжело вздохнула, склонила голову и сказала: - Как тут не плакать? Пол села похоронки получили, Семья Хасиевых трех сыновей за год похоронила…
Мужчина с грустью посмотрел на жену, перевел взгляд на молодую девушку почтальона и громко сказал: - Спасибо тебе Эльвира, за хорошую новость… Разнеси по селу эту добрую весть, и передай всем что сегодня в доме Салбиевых большой праздник.
1 декабря 1942 год. Сталинградский фронт.
Под заснеженным кустом, сливаясь с ландшафтом в белых маскхалатах лежали два бойца, один внимательно вглядывался в оптический прицел винтовки, второй поглаживая автомат, подобно хищному зверю медленно озирался по сторонам. Спустя пол часа автоматчик прошептал: - Не могу понять Володя, как ты так можешь часами в снегу без движения лежать?
Снайпер, не отрываясь от прицела прошептал в ответ: - Не ной! Было время сутками лежали.
Автоматчик дернулся и недовольно пробормотал: - Летом можно и неделю пролежать! А в этих снегах долго не протянешь, у меня уже пальцы не сгибаются!
Снайпер вдруг прошипел: - Тихо!
После чего что-то произнес еле слышно, и сделал три выстрела подряд из полу-автоматической винтовки СВТ.
В ответ последовали беспорядочные выстрелы, два бойца в белых маскхалатах синхронно перекатились в овраг и поползли по замершему руслу.
Спустя час, боец вбежал в землянку, откинул капюшон маскировочного халата и прильнул в плотную к печке буржуйке, в след за ним проследовал снайпер, улыбнулся и произнес: - Сейчас по сто грамм, и спать!
Боец на выдохе ответил: - Погоди дай отогреться, а то у меня кровь в жилах застыла, думал не выдержу, еле дополз, теперь можно расслабится, добрый «схрон» и охранение снаружи.
Снайпер, откинулся на деревянный настил, положил винтовку рядом, и на выдохе произнес: -Через шесть часов надо быть в городе, пополним боеприпасы, провизию, передадим последние данные и опять на передовую…
Автоматчик, потирая руки, одобрительно кивнул: - В город это хорошо, не так холодно, только где она эта передовая? Все смешалось, в городских зданиях на одном этаже наши на другом немцы…
После чего достал кружку, поставил её на настил и добавил: - Ладно лей, отогреемся, отоспимся в тепле и двинем.
Снайпер вытащил фляжку, разлил содержимое по кружкам, и торжественно произнес: - Заслужили…
Боец преподнес кружку к губам и добавил: - Конечно заслужили, двое суток без сна, сколько у нас на счету?
Снайпер вылил содержимое кружки в рот и занюхивая рукавом на выдохе прошипел: - Один снайпер, шестеро офицеров, и пулеметчик.
Боец поднял кружку: - Не густо, за двое суток…
Снайпер усмехнулся, и сняв с винтовки шомпол для чистки продолжил: - У нас с тобой работа ювелирная, рядовой состав я в счет не беру, мы еще двоих связистов грохнули и вестового…
Боец бросил вещ мешок поближе к печке, и скручивая самокрутку с интересом спросил: - Слушай, Володя, а что ты шепчешь всегда перед выстрелом?
Снайпер широко улыбнулся: - Что-то вроде заклинания…
Боец с удивлением мотнул головой: - Ты что в Бога веришь?
Снайпер поежился, и вычищая ствол винтовки, нехотя проговорил: - Ну это смотря что ты подразумеваешь под словом Бог, если светлого старичка, который сидит на небе и решает судьбы людей, то нет, в такого Бога я не верю…
Боец затянул душистый самосад, и заметно захмелев начал рассказывать: - Знаешь Володя, был у меня случай в начале войны под Киевом, я с отделением саперов и одним расчетом артиллеристов остался прикрывать отход основных сил. Фрицев ждать долго не пришлось, они в буквальном смысле на пятки нам наступали… Ну и вот, как только наши отошли, в деревню въехала колонна немецкой техники, пушка наша открыла огонь, немцы в ответ естественно из всех орудий стали палить, мясорубка началась такая хоть караул кричи, я с финской под такой град не попадал… Но позиция наша была что надо, мы их тогда изрядно потрепали, до последнего снаряда огрызались, у нас от пятнадцати бойцов четверо осталось, всех остальных в клочья,  как боеприпасы закончились, заминировали мы орудие и в лес на брюхе уползли.
Снайпер зевнул: - а не пора ли нам спать? Винтовку я смазал…
Боец не унимался: - Да нет ты дослушай… От преследования мы кое как оторвались, и почти сутки по лесам бродили, трое совсем молодых ребят и я старшой, у меня два ранения, остальные не лучше. И вот легли мы на краю ручья ну думаем все, кровушкой истечем и конец, слышим идет кто то, а у самих сил нет даже встать, через некоторое время к нам подошел мужик в рясе, охнул и убежал куда-то, спустя час прибежали люди, перевязали наши раны и помогли добраться до обители. Как потом оказалось это монахи отшельники были, монастырь на наше счастье рядышком оказался.
Боец улыбнулся, провел по щеке ладонью и продолжил.
- Я на третий день в себя пришёл, гляжу старец мухомор к моей ране приложил и тряпьем перематывает, гляжу я на него и спрашиваю: - Ты дед, поп что ли?  Он усмехнулся в ответ и говорит: - Нет сынок, я исполнитель воле Божьей…
- Я в то время с норовом был, а как не быть? Я же партийный, нас до войны здорово муштровали на этот счет, и вот говорю я ему: - Ты поп, если мне задумал лекции читать о смирении, и о том что если ударят по левой щеке подставь правую, то это зря, я от своих принципов отступаться не буду.
- Старец этот с какой-то обидой посмотрел на меня и ответил: - Дураки вы, и в суете свей понять не можете что с великим фанатизмом пытаетесь построить то, что с таким же фанатизмом рушите…
- Я засмеялся и говорю: - Ты мне эту чертовщину брось, знаю я вас поповское семя! Я солдат, и защищать родину мой долг, и ни какими заповедями ты не сможешь отговорить меня не убивать врагов на поле битвы!
- Старец тогда улыбнулся, достал старую книгу, и продолжил: - Разве я прошу тебя отречься? Ты родине присягал, и воля Божья в том, чтобы ты землю от ворога защищал, вот послушай что на твой счет говорит Божье слово, указал пальцем в книгу и принялся читать  «…Не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас (Втор. 3:22).
Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь (Втор. 9:3).»
Я тогда не поверил старцу, схватил старую книгу и начал перечитывать снова и снова, пока заповедь эту не выучил наизусть.
Снайпер повернулся на бок и недовольно пробормотал: - Все? Закончил свою поповскую полит информацию? Может теперь уляжешься?
Боец потушил окурок, и сквозь смех продолжил: - Да погади… чуток осталось…
- Отлежались мы тогда в монастыре дней десять, и собрались до своих, Старец перекрестил нас на дорожку дал мне старинный ладан, и напутственно сказал «Ничего не бойтесь сыны, знайте что стоите вы на стороне добра и правды, а значит волю Божью исполняете». После сказанного отвел он меня в сторонку и почти на ухо шепнул «а ты старшой запомни одно, и награда и наказание не за слова даются, но за дела» До сих пор понять не могу, зачем он мне это сказал…
- До наших добирались мы еще дней двадцать, про угнанную мотоциклетку отдельная история… Ну так вот, сразу по прибытию нас в особый отдел поместили, и давай мурыжить допросами, я бойцов своих еще в пути упредил, чтобы говорили только правду и будь что будет. Меня на второй день пожилой майор допрашивал, я ему всё про монастырь и про старца того рассказал, даже ладан медный на стол положил, он выслушал меня внимательно, вернул документы, руку пожал и сказал: - Хороший монах тебе попался старшина Сахно, сознательный Советский монах…
Так что я из той мутной воды вышел сухим…
Снайпер перевернулся на бок и издал тихий храп…
Автоматчик с какой-то обидой мотнул головой: - Спишь? А я тут тебе рассказы рассказываю…
Снайпер в полудреме пробормотал: - Сплю! И тебе советую…
Спустя семь часов, два бойца на полусогнутых ногах влезли в полуподвальное помещение. Офицер заметив бойцов, раскинул руки, бойцы выпрямились и синхронно произнесли: - Здравие желаю товарищ капитан…
Офицер махнул рукой, и раскрывая карту проговорил: - Здравие желаю, ну как дела за городом?
Один из бойцов, поправив на плече винтовку с прицелом, подошел к карте и указывая пальцем начал говорить: - Дела можно сказать без изменений, немцы все силы бросили на город, в районе поселка Кузьмичи скапливается большое количество техники. С западной стороны узким коридором идут немцы, мы давим с обеих сторон, с восточной стороны немцы пытаются пробиться к Волге, но вся восточная часть ниже по реке простреливается нашей артиллерией…
Офицер поджав губу вздохнул: - Жмет немец, но ничего… Мы ему хребет обломаем, Сталинград это топка, в которой гитлер сожжет всё что имеет…
Боец вытащил бумагу и протянул офицеру, офицер внимательно ознакомился со списком, и добавил: - Так… в общем шесть чинов за два дня?
Снайпер кивнул головой: - Так точно!
Офицер, поджал губу: - Не густо, но учитывая то что вы находились в не зоны города, это не плохой результат. Сейчас получите боеприпасы, провизию, и направляйтесь на Тракторный завод, там сейчас жарко… очень жарко…
Получив все необходимое бойцы сгорбившись побежали в сторону зарева, нет не утреннего зарева, зарева от пожарищ в котором находился город Сталинград.
Перебежками, в коротких промежутках между разрывами снарядов артиллерии, мин и авиационных бомб, бойцы неумолимо приближались к этому зловещему пожарищу.
Добравшись до поля, изрытого воронками, где некогда располагался центральный парк, бойцы скатились в замаскированные укрепления. Снайпер Салбиев заметив офицера вскинул винтовку, и произнес: - Осина!
Офицер вскинул автомат, и ответил: - Ольха!
Телогрейка офицера сливалась с цветом глубинной сажи, по причине того что офицер активно передвигался ползком по изрытым окопным тоннелям. Автоматчик Сахно, стоя на одном колене, держал на прицеле офицера. Офицер остервенело прокричал: - Снайпера?
Салбиев монотонно ответил: - Так точно!
Офицер выдохнул, и вытирая лицо от просохшей сажи хрипло произнес: - Володя, ты что-ли? 
Салбиев приподнял капюшон маскхалата, и улыбнувшись ответил: - Саня Волошин? Живой?
Офицер кивнул головой: - Живой, и даже поправился!
Салбиев засмеялся: - Ты когда лейтенантские погоны успел получить?
Волошин оскалил белые зубы в хищной улыбке: - Неделю назад был возведен в окопное начальство…
Салбиев протянул руку: - Поздравляю дорогой!
Волошин пожимая руку ответил: - Ладно, оставим поздравления до лучших времен, если вы к заводу хотите пройти то вам еще километра полтора на брюхе, но по открытой местности туда ни как не добраться, у немцев здесь каждый метр пристрелен.
Салбиев присел на корточки: - Ничего, как не будь доберемся…
Волошин сморщил лицо: - Слушай, у нас тут беда небольшая, в здании на последнем этаже пулеметчик засел, радиус обстрела у него огромный, голову поднять не дает гад, помоги его снять? А я вас потом тоннелями прямиком к заводу проведу…
Салбиев кивнул головой: - Попробую, мне главное позицию поудобнее выбрать…
Волошин выпрямился и со знанием дела начал рисовать на влажном окопном грунте: - Со стороны развалин сейчас ребята мои создадут движение, он себя и проявит…
После сказанного Волошин пальцем указал на серое здание, которое под клубами дыма то появлялось, то исчезало подобно мрачному миражу, на сцене кровавого театра боевых действий...
Салбиев вскинул винтовку с оптикой, и медленно поднимаясь прошептал: - Вижу ствол… Грамотно окопался фриц, проем еле видно…
Волошин подполз ближе, и глядя в бинокль прошептал: - А я тебе о чем говорю? Пол дня свинцом поливает, а в здание пробиться невозможно, снизу у них почти рота автоматчиков окопалась, из пушки бы его, только подкатить её сюда будет не просто…
Слабиев прищурился: - Движение со стороны развалин ничего не даст, вот если заставить его развернуть ствол на градусов 60, для меня откроется щель…
Волошин скрепя зубами, прошептал: - В той стороне у меня никого…
Сахно который все это время молча стоял рядом с Салбиевым, снял с плеча автомат, и уверенно произнес: - Я сейчас шмальну по нему очередью, и перебежками двину на левый край, пока он будет за мной охотится ты его и снимешь…
Салбиев сглотнул слюну: - Рискованно…
В глазах Волошина сверкнул огонек надежды: - Парень прав, если двигаться быстрыми перебежками от воронки к воронки, то риск минимальный…
Салбиев усмехнулся: - Легко сказать, у пулемета обзор широкой, до него расстояние максимум метров пятьсот, он может уже и воронки все пристрелял…
Сахно, скидывая маскхалат живо произнес: - Других вариантов нет, надо действовать Володя…
После чего броском выскочил из укрытия, произвел прицельную очередь из автомата и пригибаясь побежал к соседней воронке, из здания послышалась пулеметная очередь, Салбиев внимательно вглядываясь в прицел считал секунды.
На двадцатой секунде, Салбиев что-то прошептал и произвел выстрел, спустя пять секунд еще один. Волошин с тревогой в голосе задал вопрос: - Попал?
Салбиев не отрываясь от прицела произнес: - Тихо!
И произвел еще два выстрела.
После чего оторвался от прицела и глядя на лейтенанта ответил: - Попал! Их там двое было, ССовцы… Я последними двумя выстрелами у пулемета затворник разбил, чтобы вторично не воспользовались.
Лейтенант довольно проговорил: - Умеешь ты по уму воевать Володя! Спасибо за помощь…  Ладно, зови своего героя, проведу вас к заводу.
Салбиев высунул голову из укрытия, и приложив ладонь к щеке крикнул: - Леха!  Живой?
Из далека послышался хриплый голос: - Живой, только танцевать уже не смогу, ноги зацепило…
Салбиев сморщил лицо: - Доползти сможешь?
Сахно прохрипел в ответ: - Ноги перебиты, раны глубокие, думаю недолго мне осталось, ты Володя дальше давай без меня…
Салбиев перекинул винтовку за спину, и сжав зубы обратился к Волошину: - Я сейчас рвану, ты если что прикрывай меня, отсекай стрелков очередями, я быстро, тут метров сто от силы…
Волошин сморщил лицо: - Опасно, погоди пару минут я кого не будь из своих отправлю…
Салбиев сверкнул глазами: - Не надо! Я сам…
После этих слов, снайпер как одержимый выпрыгнул из укрытия и побежал на помощь к раненому товарищу.
Перепрыгивая через трупы солдат, и воронки, Снайпер видел как пролетают пули, на какой то момент ему показалось что время замедлило свой неумолимый ход.
Слетев в овраг, Салбиев растянулся и пополз на стон, который издавал Сахно.
Добравшись до товарища, который лежал в груде трупов, Салбиев тяжело дыша произнес: - Леха, ты как? В сознании?
Сахно лежа на спине прохрипел: - В сознании, только ноги онемели, до поясницы ничего не чувствую, я за пулеметчиком следил, на верхний этаж смотрел, а меня автоматной очередью скосили с нижнего яруса, их там на первом этаже как тараканов у моей тещи…
Снайпер перетягивая окровавленные ноги товарища ремнями, тихо прошептал: - Ты меньше разговаривай, тебе сейчас силы беречь надо, да и гости к нам ползут, думаю по твою душу…
После скорой медпомощи, Салбиев достал ружье, что-то прошептал сквозь зубы, и прильнув к прицелу, начал стрелять как в тире, с периодичностью в секунду.
Расстреляв четыре обоймы, Снайпер скатился в овраг, и зажмурившись прошептал: - Дневной запас отстрелял, все, теперь с лева минуты две ничего не угрожает, я тебя на спину возьму, только ты держись крепко.
Сахно что-то попытался возразить, но снайпер без промедлений закинул раненого товарища на плечо и не теряя времени побежал к знакомому укрытию.
Съехав по земляной насыпи, снайпер положил раненого товарища на спину, и сглотнув слюну произнес: - Ну как ты?
Сахно облизывая обсохшие губы прохрипел: - Терпимо, но могло быть и лучше… Хотя в моем случае, могло бы быть и хуже, если бы ты как дикий зверь не бросился на подмогу…
Салбиев улыбнулся, мотнул головой и прошептал: - Ты наверное и в могиле болтать не перестанешь, тебе слово, ты десять в ответ…
Сахно усмехнулся: - А ты меня раньше времени не хорони… Я еще откашляюсь на похоронах гитлера…
В этот момент, к ним почти на четвереньках подполз лейтенант, снайпер тут же направил оружие в его сторону, лейтенант махнул рукой: - Спокойно, свои…
Салбиев на выдохе произнес: - Саня, я там первый этаж проредил на сколько смог, двоих офицеров снял, так что там у них сейчас небольшая паника, можешь этим воспользоваться.
Волошин расплылся в улыбке, так что пересохшая сажа на его лице покрылась трещинами: - Ну братка, ты силён, рванул быстрее ястребка… Немцы переполошились, сразу после твоего появления в вашу сторону человек пять фрицев поползло, я уж думал все, приплыли, а потом смотрю ты палить начал как из пулемета…
Салбиев кивнул: - Ты бы время на разговоры не тратил, возьми взвод солдат и по низине попробуйте проникнуть в здание, сейчас самое время…
Волошин стряхнул сажу с телогрейки и тяжело вздохнул: - Так и сделаем, команду на сбор уже дал, через три минуты пойдем на штурм. Я распоряжусь, дам тебе пару бойцов чтобы помогли раненого твоего сотоварища до госпиталя препроводить.
Салбиев твердо ответил: - Не надо, сами доковыляем…
Волошин поджал плечо: - Воля ваша, вы тогда в аккурат по правому краю выбирайтесь, там через метров десять ложбинка будет, по ней и ползите, она длинная, на равнину вас выведет, там уже поспокойнее…
Салбиев пожал на прощание руку Волошину: - Ну бывай Саня, надеюсь еще свидимся…
После сказанного, снайпер поднял раненого товарища на плечо, и пополз в указанном направлении…
Волошин напутственно произнес: - Спасибо Володя, не поминай лихом если что…
Салбиев с раненым товарищем на спине, прополз почти километр и выполз на равнину: - Ну все закончилась ложбинка… здесь по спокойнее… Ты ноги по земле не волочи, а то заражение занесешь, или столбняк схватишь.
Сахно свисая на широкой спине Снайпера усмехнулся: - Знаешь, о чем я сейчас подумал? Мне тут в голову мысль одна пришла, я понял что все человечество под угрозой смертельной болезни, и имя этой болезни Фашизм?
Салбиев на полном серьезе ответил: - Ну… Так и есть…
Сахно довольно продолжил: - А если так и есть, то значит мы с тобой и вся наша армия есть ни что иное как лекарство от этой болезни, и мы не в праве проиграть, потому что на кону жизнь всего человечества…
Салбиев руками перебирая грунт со снегом, прошептал: - Слушай, ты когда не будь молчишь?… еще чего дорого позицию нашу выдашь.
Сахно выдохнул: - Не услышат, тут за километр все просматривается, и вообще, мне так легче ранение переносить, я когда разговариваю о боли забываю, столько ранений было все ни как не привыкну к этой боли… Ты знаешь, я только сейчас понял что имел в виду монах старец, когда напутственно сказал мне «и награда и наказание не за слова даются, но за дела»…
Салбиев буркнул: - Ну договаривай если начал…
Сахно продолжил: - Вот взять хотя бы тебя, из тебя же слово клещами не вытянешь, а в бою ты будто неведомой силой одержимый, вот это и означает что любая награда дается за дела, но не за слова, ну и наказание естественно тоже…
Салбиев, остановился, и выдержав паузу спросил: - И ты только сейчас это понял?
Сахно смутившись проговорил: - Ну… да, всю полноту этих слов я понял только сейчас… Ты понимаешь что этот старец оказался прорицателем, он заведомо понял мой характер и упредил как бы на будущее, то есть чтобы я в будущем меньше говорил но больше делал…
Салбиев хмыкнул: - Ты не из трусливых, пол часа назад рискуя жизнью выявил огневые точки противника.
Сахно тяжело дыша ответил: - Да не в трусости тут дело, фигурально выражаясь, старец понял мое слабое место, и как бы предвидя мое будущее указал мне дальнейший путь… А то что трусов среди нас нет в этом ты прав, нельзя нам боятся… Ведь мы есть лекарство, которое должно спасти человечество от заразы под названием фашизм…
Салбиев цокнул: - Фигурально выражаясь, у меня складывается впечатление что ты Леха, симулируешь свое ранение, ну не может раненый боец в обе ноги столько разговаривать!
Сахно улыбнулся: - Я в детстве учителем хотел стать, дабы искоренять безграмотность рабочих масс… Даже дикцию пытался правильно поставить, чтобы каждое мое слово доходило до глубин человеческого сознания…
Салбиев усмехнулся: - У тебя это получилось, каждое твое слово как гвоздь в темя…
Сахно вздохнул: - Слушай, ты перед каждым выстрелом и в правду какое-то заклинание произносишь?
Салбиев в непонимании переспросил: - Что? ты о чем?
Сахно сглотнул слюну: - Ну ты вчера сказал что перед каждым выстрелом произносишь заклинание.
Салбиев улыбнулся: - А… ты об этом, я как ты рассказы рассказывать не умею, но случай был, в октябре сорок первого, на нас легкий танк пошел, орудие разбил первым же выстрелом, командир дал бойцу гранату, тот не успел вылезти из окопа его пулеметом скосило, со вторым та же история, короче пятерых этот танк скосил не доезжая до позиций, ну тут я не выдержал вскинул винтовку, и как закричу «За Родину!» После чего пальнул в гусеницу из трехлинейки, траки разлетелись, танк закружило, бойцы со всех сторон забросали его гранатами и бутылками, вспыхнул этот танк как факел. С тех самых пор я перед каждым выстрелом обязательно произношу эти два слова как заклинание.
Сахно задумчиво прошептал: - Действительно заклинание, для всего нашего народа эти слова как заклинание, и для тех кто на передовой воюет и для тех кто в тылу трудится… Слушай а ты кем до войны работал?
Салбиев нехотя ответил: - Милиционером…
Сахно засмеялся: - Так вот откуда у тебя эта привычка, мало говорить и больше слушать, а ты знаешь я в тридцать шестом чуть под следствие не попал, история такая гнилая получилась, девчонку вечером до дома провожал, а нам на встречу хулиганье местное…
Салбиев протер лицо снегом, и перебивая товарища выдохнул: - Все Леха, кончай разговор, прибыли…
После сказанного снайпер кряхтя поднялся и направился к полуразрушенному одноэтажному строению с раненым на спине.
Санитары с порога приняли раненого бойца, и уложив его на носилки понесли по темному коридору подвального помещения, в котором располагался временный военный госпиталь.
Алексей глядя на симпатичную медсестру громко спросил: - Володя, сколько мы сегодня фашистов уничтожили?
Салбиев устало ответил: - Двоих…
Сахно приподнялся на локти, и отдаляясь недовольно прикрикнул: - Как двоих? Я же видел, ты укладывал фрицев как в тире, они из окон падали как подкошенные…
Салбиев отмахнувшись проговорил: - Ты же знаешь, рядовых мы не считаем…

Конец…

М.Оразов.
22.02.2020г.

П.С.
Сержант Алексей Борисович Сахно, погиб через три дня после описанных событий, машина с ранеными бойцами РККА, попала под авиаудар противника. Алексей Сахно был награжден орденом мужества посмертно.
Влади;мир Гаврилович Салби;ев — за годы войны стал дважды кавалер орденов Красного Знамени[1][2] и Отечественной войны II степени[3][4]. На снайперском счету Владимира более 601 уничтоженных солдат и офицеров противника. «подтвержденных».
Вернувшись после войны на родину, Владимир продолжил службу, став сотрудником уголовного розыска.