Россия как колония Советского Союза

Владимир Бежин Михайлов
Рождественский подарок Бушу

…Промозглый и зябкий день 25 декабря 1991 года начинался буднично. В первой половине дня состоялось заседание Верховного Совета РСФСР, на котором был принят Закон «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» – РСФСР стала Российской Федерацией.
Когда день начал втягиваться в вечерние сумерки, президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев позвонил в Вашингтон президенту США Джорджу Бушу-старшему.
«Вы можете спокойно провести рождественский вечер», – добавил Горбачев после слов: «Передо мной на столе лежит Указ Президента СССР о моей отставке. Я также слагаю с себя обязанности Верховного главнокомандующего и передаю полномочия по применению ядерного оружия Президенту Российской Федерации».
Звонок Горбачева, словно по заказу, пришелся на Рождество Христово у католиков и протестантов.
Глаза Буша в это момент, наверно, радостно блеснули. Да и было от чего – столько сил и столько лет положено на алтарь борьбы с «империей зла»! Ответ из-за океана был пафосен и велеречив: «Рад приветствовать вас в такой знаменательный день, такой исторический день. <…> Вы всегда желанный гость в США. Наша дружба, как и прежде, крепка и останется такой же в дальнейшем. На этот счет не может быть никаких сомнений. <…> Итак, в эти праздничные дни и в этот исторический момент мы отдаем должное вашим заслугам и благодарим вас за все, что вы сделали для мира во всем мире».
Если бы Горби в тот момент был рядом, то Буш по американской политической привычке ободрил того покровительственным похлопыванием по плечу.
В тот же день американский президент, не мешкая, поспешил появиться на экранах телевизоров и поздравить нацию с триумфальной победой в «холодной войне» и объявил об официальном признании Соединенными Штатами независимости России, Украины, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана
Позже Горбачев поговорил с министром иностранных дел Германии Гансом Дитрихом Геншером, который поблагодарил Михаила Горбачева за его вклад в объединение Германии: «Сердца и благодарность немцев навсегда останутся с Вами».
Около семи вечера Горбачев вынул авторучку из изысканного прибора, сработанного из благородного мрамора, и поставил подпись под указом «О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР». Затем в прямом эфире центрального телевидения он выступил с заявлением об отставке.
Стрелки на часах уперлись в цифры 19.36. В этот момент, в мглистых сумерках с флагштока на куполе Свердловского зала за кремлевской стеной стал сползать подсвеченный прожекторами огромный красный стяг. Когда флаг Советского Союза опустился, на часах застыли цифры 19. 38. Какое-то время над Кремлем царило безвластие, пока в 19.43 над зданием Сенатского дворца в лучах прожектора не расплескалось трехцветное полотнище российского стяга.
Государственный флаг Советского Союза спустили (так и напрашивается слово – стянули) без всяких церемоний, словно бы это был и не миг кончины великого государства. В свое время даже в самых захудалых пионерских лагерях флаг поднимали и опускали с горном и торжественным построением.
Большинству советских людей было не по себе: как так – Советского Союза нет? Партии нет? Страшно и неуютно. Словно на продуваемой всеми ветрами площади: что впереди? как жить дальше? Что-то там по телевизору говорил Горбачев, но вслушиваться в слова не хотелось. Оглушал сам факт – Советского Союза больше нет! Была-была страна, и вот так, почти в одночасье, можно сказать, на пустом месте исчезла. Как так? Не может быть!
На следующий день депутаты Совета Республик Верховного Совета СССР приняла краткую, в полстранички, Декларацию в связи с созданием Содружества Независимых Государств № 142-Н, в которой говорилось, что «Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование». 26 декабря 1991 года и считается днем, когда СССР перестал существовать.
Мы до сих пор спорим о том, кто виноват в развале Советского Союза. Вспоминая ГКЧП, референдумы, акты о провозглашении независимости «братских республик», пытаемся доказать друг другу, что история могла развернуться иначе… Считаем, что если бы не Горбачев, Ельцин, Кравчук, иностранная агентура, санкции стран Запада, то СССР существовал бы до сих пор. Легко оперируем цифрами, датами и событиями, но при этом забываем о состоянии, в котором страна находилась в те годы, настроениях, царивших в обществе.
А советское государство было похоже, как говорили в старину на Русском Севере, на троплое дерево: с виду может и крепкое еще, а внутри рыхлое и истлевшее. Бывает, стоит на болотине троплая береза, снаружи плотно обтянутая берестой, а толкни ее слегка, – обрушится на землю, разваливаясь на куски.
Если Советский Союз и был империей и «тюрьмой народов», как это рисовалось в советской историографии, то довольно странной. Это была империя, где не центр вытягивал ресурсы из окраин, а наоборот – окраины из центра. Таких империй мир еще не видывал. СССР действительно был колониальным государством, где метрополией были окраины, а ядро страны в виде РСФСР – колонией.
Профессор Гарвардского университета США Терри Мартин в своем масштабном исследовании «Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР. 1929–1939» называет вещи своими именами: «Если воспользоваться большевистской терминологией, то можно сказать, что партия стала авангардом национализма нерусских народов».
Для русского народа, а вслед за ним и для других народов РСФСР, никогда не находилось достойного места. Русские были в СССР «неудобной нацией», которую всегда старались задвинуть куда-нибудь подальше в чулан, несмотря на то что они являлись ядром государства.
Распад Советского Союза был логическим завершением национальной политики РКП(б), начатой на заре советской власти.