Выход из лабиринта

Арина Трифонова
Джо вышел из подземного лабиринта на поверхность острова и оглянулся по сторонам. Его окружали перламутровые стены пещеры, из прощелин которых вырывался огонь. Джо подошёл и приложил руку к щели. Огонь охотно прильнул к ладони и засиял на ней. С восхищением Джо разворачивал перед собою руку с вырывающимся пламенем. Когда-то давно огонь пришёл на выручку человечеству, подарив защиту от диких зверей и холода, а также возможность есть приготовленную пищу. Сейчас человек переходил на новый уровень. Оседлав огонь, Джо мог совершать скачки во времени и пространстве, подпитывать свой фитиль у чрева Везувия. Джо вышел из пещеры, заговорил с рыбаками и уплыл на материк. Здесь обменял найденные в пещере изумруды на деньги и купил себе дорогого породистого жеребца, сапоги со шпорами и кнут.

Едва стемнело, Джо вывел своего  своего коня на пустой прилесок, подшпорил и заставил идти рысью. Резким взмахом руки о джинсы Джо высек пламя, ладонь сияла, пламя струилось и освещало путь. Джо перенёс огонь на конец верёвки и щёлкнул огненным хлыстом в воздухе. Конь испуганно заржал и взвился в воздух и тотчас растворился в нём. Остался только лёгкий дымок и запах гари. Так Джо совершил свой первый прыжок во времени.

Джо остановился перед Везувием и молча взирал на него. Безумие страсти играло в вулкане. Его мрачные мысли бурлили внутри, вырываясь наружу огненной пеной. Джо посмотрел на вскипающий обречённый город и снова пришпорил коня. Всадник приземлился на углу деревни.  С востока на деревню надвигалась грозовая туча. Чернилами заволакивала она небо. Джо ждал. Вот всё небо обтянули и начались вбрызги молний. Стихия впрыскивала молнии, подкидывая искру. Джо теперь явственно видел, что молнии посылает именно земля. Весь жар кроется в глубине земли, как уже продемонстрировал случай с Везувием, и только из Земли этот жар может распространиться ввысь.

Итак, молнии посылает земля на небо, поджигая всё на пути. Молния вырывется из гор, из торфяников, из деревьев и вызывает пожары. Говорят, перед пожаром покойники видят черного всадника. Удар хлыстом, за мгновение до вспышки дома на горе, Джо исчезает.

Теперь и прошлого мира нет, есть только хорошенький маленький домик, перед ним сидит кучерявый пацан и катает снежки. Он очень сосредоточен, раскладывает снежки перед собой на скамеечке, сверяет размеры снежков друг с другом. Джо спешивается и садится рядом. Мальчик протягивает ему снежок. Джо катает его в ладонях и слушает, как те успокаиваются от холода. Блаженство достигает мозжечка. Из рук струится вода. Тогда мальчик протягивает следующий снежок. Джо его тоже растопляет и так далее. Последний снежок не тает, и мальчик лукаво улыбается. Джо подмигивает ему.

Джо, недолго думая, хватает мальчишку, усаживает на коня и срывается с места. Мальчик, который лепит такие потрясающие снежки из простой воды всегда пригодится. Позже Джо еще не раз имел возможность убедиться в талантах мальчика. Он умел заговаривать воду, придавая ей форму различных кристаллов. Если оставить мальчика возле водоема, через час он покрывался причудливыми ледяными узорами. Джо с удивлением узнавал в них силуэты северных зверей, птиц. Утки, прилетев на привычный водоем, громко ругались, и Джо спешил исправить содеянное дыханием огня. Он усаживал мальчика перед тазиком, ограничивал таким образом пространство для игр.

Где-то в далекой лачуге на берегу моря хрупкая мама мечтала, чтобы ее сыночке встретился человек, который о нем позаботится. Этим опекуном для Джо стал кучерявый мальчик, который охлаждал жар его ладоней и поглощал избыточное тепло. Но и Джо помогал мальчику не заморозить мир вокруг себя. Так эти двое паразитировали друг на друге.

Пацану дал Джо имя Тим, научил его выстругивать из дерева разные фигурки и ногтем нарисовал ему татуировку на плече – полумесяц и звезды. Тим учился ответственности в обращении со своим даром обращать воду в твердь. Уже не замораживал он легкомысленно лесные озера, но тушил костры за Джо. Джо купил коня для мальчонки тоже, теперь они вместе рассекали по лесным тропам. К вечеру, уставшие, готовили ужин. Джо обычно зажаривал на огне убитого рябчика или селезня, а Тим катал щербет из лесных ягод. Однажды в такую пору к ним на огонёк завернул старик. Он принял с благодарностью утиную ножку, пожаловался на глаза, которые стали плохо видеть, на дряхлые ноги, что не желали слушаться, а после сказал:
- Люди вы, вижу, добрые, только отблагодарить мне вас нечем, разве что развлечь байкой. Каждый год собирается всякая нечисть об эту пору недалеко отсюда в пещерах каменных потравить байки, да обсудить планы на год грядущий. По лесу всегда шорох вблизи полночи стоит, сбегаются на собрание все пауки, тоже к вурдалакам себя причисляющие. После того, как все соберутся, сзывает старейший лесных гадов ядучих охранять пещеру до окончания собрания, и нет туда хода простым смертным.  Мой дед умел яд в змеях заговаривать и сумел на том собрании поприсутствовать. Сказывал, говорили там, что не раз и не два человечество землю топтало, да с умения нечисти всё сгинуло. Про то, что по небу будут стальные птицы летать, а весь мир будет сетью-паутиной окутан, тоже он с того собрания слышал.
- А где конкретно, батя, пещера эта? – заблестели глаза у Джо.
- Возле реки, чай. С одной стороны вертикально в стену упирается, а с другой вход есть. Идите в сторону реки, - дед рукой махнул, - да и я пойду, засиделся с вами.
- Куда ты, ночуй у нас.
- Вся жизнь моя дорога, крест у меня такой. Не раз и не два уже землю обогнул, а остановиться не могу.
Старик поднялся и скрылся за деревьями.

Спустя несколько дней начал Джо собираться на дьявольский совет. А Тим ему дорогу преграждает:
- Куда ты, туда и я.
- Нет, сынок, оставайся дома.
- Не бросай меня, папка.
Джо обнял пацана:
- Ну ты чего, не выдумывай.
- Если ты умрешь, пусть и я с тобой.
Джо вышел, Тим за ним по пятам.
Через километр Джо оглянулся:
- Да, ладно, иди, чего там.
Мальчик опрометью догнал Джо. Они пешком направились к пещере. Змеи уже были здесь. Они курчавыми клубками кипели на открытом пространстве, предворявшим вход в пещеру. У Джо по спине побежали мурашки. Тим подошел и склонился над маленькой змейкой.
- Куда ты, Тим!
- Тихо, Джо, он ещё малыш, не накопил яда.
Тим коснулся змееныша и тотчас корка льда пробежала от него по всем его собратьям.
- Хладнокровные много тепла не отдали, - выдохнул Тим и ступил на змеиный ковер. Оглянулся на Джо:
- Пойдем быстрей, это ненадолго.
Джо переключился на беззвучный режим и пошел за пацаном.
Они прошли по пещерному коридору и остановились в преддверии входа в залу. В центре её горел круглый камень, вокруг расположилась нечистая сила: безухие ведьмы, лешие и ауки с большими ушами, кикиморы с обожженной кожей и синюшные упыри. По стенам и потолку стелились дорожки пауков.
Джо с Тимом устроились в углублении, где через просвет между камнями было удобно наблюдать за присутствующими.
Заговорила пупырчатая жабоголовая ведьма:
- Старый ворон обрёл покой среди степей своего детства. Говорят, по обычаю, его глаза позволили выклевать самому талантливому из отпрысков.
- А правду говорят, что, тот, кто съест глаза собрата, узреет всё, что он видел при жизни? – пискнул пузатый анцыбал.
- Правда, правда, грешная правда – пронеслось по залу.
- Если так, то сынок знать должен, где папка видел то самое дерево.
- То самое – пробежался шепоток по залу.
Интересная была эта ведьма. Туловище человеческое, абсолютно голое с висящими пустыми грудями, покрытое зеленой пупырчатой кожей, только голова приделана жабья с огромными, словно силиконовыми, губищами. Молоденькие с выпадающими языками упыри взирали на неё с явным вожделением.
- Да, то самое, у которого корни ведут прямо к центру земли, и если потянуть за него, запустится древний механизм, зашитый в ядре. Сколько мы пытали древнего ворона, его трехсотлетнее тельце до сих пор хранит все следы зверских прижиганий током, игл под когтями, выкручиваний суставов. Слишком крепок был, не сдался. Теперь настала очередь его выродка, его будем ломать.
На сцену выступил поросший редкими волосинками чёрт. Упыри неодобрительно зашипели. Чёрт призвал к порядку, щёлкнув в воздухе хвостом.
- Передовые представители нечистой силы чураются грубых методов средневековья. Знания психологии говорят нам о том, что опыт предка загоняется отпрыску прямиком в подкорку подсознания и пытать его, стало быть, бесполезно и даже вредно. Вороненок, поняв, что в его подсознании сокрыты опасные знания, может запереть его навсегда. Но если мы затаимся и станем исподволь наблюдать, то почерпнём гораздо больше без видимых усилий. Подсознание само приведет ворона к искомому дереву. Надо следить, где он выведет птенцов.
- Спешите, пауки и паучихи, - вмешался леший, смотрящий за лесом, - у вас единое с вОронами зрение в ультрафиолетовом спектре. Следите за зеленым в красный крап вороном с желтым ободком вокруг шеи, куда он сядет, какое дерево выберет для гнезда. Как увидите, немедля докладывайте мне.

Джо и Тим переглянулись. Джо кивнул в сторону выхода. Но вот беда: гады уже разморозились и кишели обратно. А сил забирать их тепло у мальчика совсем не осталось. Пришлось затаиться и ждать расхода собрания. Джо с Тимом мужественно перетерпели зловоние нечисти. Наконец, пещеру покинул последний паук, и змеи, шипя, расползлись. Путь был свободен.

Джо призадумался, глядя на огонь перед избушкой. Как же хорошо всегда думалось, глядя на танцующие языки пламени! Ультрафиолетовым зрением они наделены не были. Как тогда найти этого проклятого ворона-аристократа с ожерельем на шее? Но мысль о загадочном дереве крепко засела в голове у Джо. Он, как мы знаем, принимал свои мечты, как руководство к действию. Итак, он подозвал Тима:
- Есть такой человек, Теймур. Маленько нудный, зато грамотный. Чего только в голове его не напичкано. Прилетали даже за его мозгами пришельцы на своей тарелке, только мозгов у них не хватило парня к себе заполучить. Теймур всё ещё на Земле чалится. Надо бы его навестить. Ты со мной?

Назавтра, как явился Джо к Теймуру, тот встретил его без удивления:
- Я тебя как раз где-то в этом районе и ждал, часам к пяти-полпятому. Я ведь как раз чай подогреваю. А у тебя на эти дела нюх.
- Вот сыном обзавелся, - толкнул Джо паренька вперёд. Тим лукаво глянул на вкусняшки.
- Да, налетайте, это из моей пекарни.
Джо аппетитом бог не обидел. В три приёма умяли они угощение.
- Как сына зовут? – спросил Теймур.
- Тимом.
- В мою честь?
Теймур включил парнишке компьютерную игру, убрал со стола посуду и уселся перед Джо:
- Да, неловко с Микой получилось. СпровАдили парня с планеты. Если бы назад время вернуть…
- Это я могу, но только если в том времени пожар намечается, извержение вулкана мало-мальское.
И Джо вкратце рассказал Теймуру про новую свою жизнь. И про снежные способности Тима тоже. Теймур поцокал языком:
- Продемонстрируешь?
Джо высек огонь щелчком пальцев.
- Ну и дела!
- Мы к тебе, собственно, вот чего пришли. Ежели у Мики стекло инфракрасное было, через которое он того чёрта пещерного видел, нельзя и для нас такое сочинить, только ультрафиолетовое?
- А вам зачем?
- Надо за птичкой одно понаблюдать.
- Что за птичка?
- Птица – ворон. Не простой, а удачливый. На которое дерево в лесу гнездо совьёт, от того к ядру земному ниточка тянется.
- Куда-куда тянется?
- К центру. Там, говорят, механизм тайный зашит.
- Я предполагал! – воскликнул Теймур, хлопая себя по коленям руками, - не могла такая планета добровольно похоронить себя за пределами гиперпространства! Тайный механизм, да это как генетический код в человеке, который срабатывает, когда наступает необходимость. Сделаю я вам такие очки. Да и себе заодно.

С очками подглядывать за лесом так интересно! Даже муравьи другие. Теймур сыпал учёными терминами, очаровывал Тима новыми гаджетами. Джо ревниво на них посмотрел:
- У нас тут всё по-простому. Давай купим коня и для тебя.

Вот уже несколько недель всадники колесили по лесу в поисках новобрачного. Утки вывели птенцов, наседки откладывали одно яйцо за другим, интересно, где же прячется этот окольцованный ворон. Путники выехали к реке напоить коней.
- А всё-таки шансов у нас математически меньше, чем у армии пауков, - сказал Теймур, - они раскидывают сети по всему лесу, передвигаются по ним от дерева к дереву, просеивая лес через мелкое сито. Не ускользнет от них ни букашка малая, ни большая чёрная птица. Что перед ними наша команда из трёх бойцов.
- Ты забываешь об удаче, - парировал Джо, - если хранишь кого-то в сердце, он всегда тут как тут.
Джо и Тим прилегли отдохнуть, а Теймур остался сидеть у реки. После отбытия Мики вместе с пришельцами на корабле Теймуру достались чертежи и записи, всё наследие праотцов. Были там о воспоминания об оставленной планете. Вот, к примеру, слепок с песчаного утра:
«Отогнав от себя приставучих бродячих кустарников, встаю под пристальным взором стареющего светила. Светило встаёт над миром так давно, что его внутренняя программа уже начала давать сбои, заставляя перекрещивать лучи под неправильным углом и осыпать мир беспорядочными вспышками. Иду к бирюзовому океану, выбрасывающему мне под ноги иллюзорную пену, включаю магнитную подушку и плыву на службу. По дороге успеваю насчитать пять воздушных сияний, одно гало и один внезапный снегопад. До урагана успеваю скрыться в стенах университета. Ураган со всей силы рвется в окно, словно вызывая померяться силами. Профессор по ритмологии переходит в специальный отсек, где измеряет давление урагана, в том числе и осмотическое, его настроение, симптоматику и даёт прогноз на выздоровление. Мы с учениками с интересом следим за его работой через специальные онлайн-включения. Через пять минут теряем к нему интерес, экран присоединяется к видеоканалу возникновения очага новейшего вируса. Мы становимся свидетелями грандиозного зрелища захвата вирусом территории целого города, слушаем переговоры в правительстве по его блокаде. Наш университетский профессор подключается к волне правительственного канала и предлагает направить на город ураган, развернув его, таким образом, от родных стен. Но в совете принимают более мягкое решение: превратить город в остров, отведя к нему рукав основной речной артерии страны. После того, как на экране появляется затопленная окружная дорога города, все вздыхают с облегчением. Я понимаю, что успеваю вечером на очередной концерт сталактитов в Памятном гроте. Ураган выродился в дождь. На магнитной подушке миную безвкусную кокофонию дождевых капель, и вот он грот. О, настоящая музыка гармонии природы и вечности! Сталактиты выстроились в нетерпеливые ряды, под ними водяные вибраторы с разной вязкостью и коэффициентом поверхностного натяжения. Капли падают, вызывают резонирующий ответ вибраторов, акустическая система грота усиливает тонкие звуки стократ. Мы как в звуковой телескоп слушаем музыку тишины.

Здесь я замечаю тебя, моя фея и будущая жена. Я вижу кристаллы слёз в твоих глазах и понимаю, что смогу на тебя положиться. В воображении мы уже несёмся с тобой через вселенную к высочайшим галактическим пикам.»

Теймур теперь стремится к родине своих предков, ведь совсем скоро всё может измениться, потухнет старейшее светило, и его нога ни когда не коснется зелёного песка.

В рядах нечистой силы назревал раскол. Ведьмы, нави и вурдалаки отнесли себя к интеллектуальной богеме, продолжая марать свою репутацию только периодическими вылазками на дружеские кровепития с остальными. А бесы, черти и анцыбалы не хотели развиваться, предпочитая дурачиться всю ночь напролёт, сбивая с пути праведных и подпитываясь страхом суетных. Не было в них внутреннего стержня, что тут поделаешь! Как-то с дури бесята решили потешиться огоньками на болотах, да показалось кому-то что тускло они мерцают.
- Давай сильнее зажжем, пусть кикиморы из болота  повылазят, да с нами пошалят! – выкрикнул один.
- Да они и так обожженные, кожей наружу вывернутые, - возражает второй.
- Ну так тем веселее!
Кикиморы и впрямь повылазили, да и кинулись на бесенят. А сами горят, искры во все стороны так и сыплются. Принялись они бесенят лупить. Да по траве кататься, да собой лес поджигать.
Почуял запах гари леший, за голову схватился: чего удумали, сожгут лес вместе с гнездом! Ворон-то только угнездился вместе с супругой, ему вчера паук мохноножка доложил.

Джо проснулся среди ночи, растолкал Тима и Теймура:
- Горим! Э-э-эх, поздно! Вскочил на коня, как есть одетый и вперёд. Тим с Теймуром за ним. Джо коня погоняет, оглядывается на Тимку. Голову вбок повернул, смотрит, а рядом черт скачет, копытами кобылу свою подшпоривает. Снова глянул – а это не чёрт, а ведьма на метле летит. А дым пеленой глаза застилает, может и не было никого , привиделось в тумане. И понял Джо, что очутился он вдруг в сплошном туманном мареве, кличет он своих друзей, никто не отвечает, конь под ним жалобно ржёт, из тумана деревья руки свои корявые тянут, кикиморы за ноги хватают. Тут услышал Джо откуда-то издалека голос Теймура: «Очки-и-и, очки-и-и!». Рука Джо нащупала в кармане очки, напялила их на нос. Смотрит Джо, а это не деревья, а вурдалак схватил Тима и приготовился в горло ему впиться. Джо подскочил, мальчонку из рук нечисти вырвал, к себе на коня усадил и дальше по кочкам помчал, где по кочкам, а где и по головам кикимор. Выбрался из болота обратно в пожар. Чувствует, парнишку колотить начинает, говорит:
- Перестань, побереги силы. Тим послушал.
Скачут они дальше, а навстречу им из леса лисы, белки, зайцы, все сквозь них бегут, от пожара улепётывают. Небо от птиц черно. Джо поднял голову и только сейчас увидел Его. Он один не улетал, а с жалобными криками кружил вокруг гнезда, суетился.
- Стойкий, как его отец, - подумал Джо. Ворон крутился над деревом, которое уже начал облизывать огонь. Тим дернул Джо за ворот:
- Давай теперь я.
Джо остановил коня, чтобы Тим спустился и подошёл к дереву, дотронулся. Дерево заледенело, а огонь зашипел кипящим молоком и потух.

Теймур подъехал вовремя. Он успел подхватить Тима, которого трясло в лихорадке, на руки, усадить на коня и дать воды. Но огонь тут же спохватился и стал снова подкрадываться к дереву.
- Посади меня на землю, - сказал Тим.
Теймур спустил мальчика. Теперь огонь испуганно отпрянул. Так он и танцевал вокруг, опасаясь подходить близко. Тим улыбнулся и показал ему язык. Джо посмотрел наверх, ворон подлетел к гнезду, сверкнув своим желтым ободком на шее.
- Потянуть за дерево, значит за макушку? – уточнил Джо у Теймура.
- Думаю, да, - ответил Теймур.
- Вы полезайте, а я пока на шухере постою, - предложил Тим.
Джо и Теймур полезли вверх. Добравшись до дупла, крикнули Тима. Мальчик оглянулся на огонь и полез.
- Быстрей! – крикнул Джо, заметив приближающегося к дереву вурдалака. Тот не хотел так просто отказываться от своей жертвы. Тим скрылся в дупле вслед за взрослыми, и дерево тотчас обуяло пламя. Последнее, что слышали путники, был крик горящего вурдалака. В дупле не было дна.
ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО http://www.proza.ru/2018/11/15/520