Гений Кнорозова и археология

Владимир Мочалов
Галерея Русской культуры. Гениальный Русский лингвист Кнорозов и проблемы археологии.

Юрий Валентинович Кнорозов (1922-1999), советский этнограф и лингвист, доктор исторических наук, лауреат Государственной премии СССР сумевший расшифровать иероглифическую письменность древних майя, без преувеличения, совершил интеллектуальный подвиг.

 Его исследования посвящены этнографии Центральной Америки и изучению древних систем письма, особенно индейцев майя, а также проблемам семиотики, сравнительно-исторического языкознания, теории общности, коллективизма.

Научная деятельность Юрия Кнорозова проходила в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

К проблеме дешифровки иероглифики майя Кнорозов обратился по рекомендации своего учителя и научного руководителя профессора Сергея Александровича Токарева. В 1947 Кнорозов закончил работу над диссертацией, посвящённой «алфавиту де Ланды», составленному в XVI веке испанским епископом Диего де Ландой, «прославившимся» сожжением аутентичных текстов майя. Считавшийся утраченным, труд де Ланды был обнаружен в1862 году в библиотеке Мадридской королевской академии. Исследователями предпринималось немало попыток дешифровки системы письма майя на основании «алфавита де Ланды» и их неудачи привели к тому, что в середине XX века в науке утвердилось господствующее убеждение относительно ошибочности данных де Ланды.

 Кнорозов составил каталог иероглифов майя, и к 1952 г. смог установить фонетическое чтение некоторых из них. В первую очередь его интересовали тексты в сохранившихся кодексах майя. 29 марта 1955 года он шел на защиту кандидатской и не знал, чем все закончится, допуская даже обвинение в ревизионизме марксизма и арест.

Дело в том, что Ф. Энгельс утверждал, будто в доколумбовой Америке государства отсутствовали. Согласно той же догме, фонетическое письмо могло существовать только при возникновении классовых государственных образований. Заявление же о наличии у идейцев-майя фонетического письма автоматически опровергало сразу два положения «основоположника». Выступление 33-летнего Юрия Кнорозова на ученом совете длилось ровно три с половиной минуты, а результатом стало - присвоение звания доктора исторических наук, чего в гуманитарных науках практически не случается.

С этого момента история дешифровки древних систем письма стала вписываться между двумя именами: Шампольона (знаменитый французский египтолог, разработавший основные принципы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма) и Кнорозова. Однако, с точки зрения науки, интеллектуальный прорыв российского ученого имел куда более весомое значение: во-первых, у него не было билингвы (одного текста, написанного на разных языках), а во-вторых, ему сначала пришлось разработать сам метод дешифровки неизвестных систем письма.

В 1973-95 Кнорозов работал над переводом и интерпретацией надписей и сцен на поминальной керамике и монументальных памятниках. Перевод многих десятков династических, победных, ритуальных, мифологических, поминальных, пророческих, календарных и астрономических текстов на сосудах, статуэтках и монументах (в т. ч. на крышке саркофага в Паленке) дал уникальные сведения о таких сторонах культуры майя, которые раньше совершенно не были известны. Перевод Кнорозовым кольцевых надписей на сосудах - стандартного гимна в честь усопшего, названного Кнорозовым «формулой возрождения», дал ответ на вопрос о назначении парадной керамики: сосуды и статуэтки были атрибутом поминального ритуала.

 Благодаря переводам получены уникальные сведения о структуре подземного пантеона: - о титулах и функциях его богов, представлениях о душах, обрядах прорицания под действием наркотиков, ритуалах отправления посланников к богам (человеческих жертвоприношениях), инициационных обрядах, поминальных пирах, новогодних церемониях, первые сведения о храмовом землевладении у майя, о структуре власти, о жреческой и военной организации, имена и титулатура правителей и военачальников.

 В кратких статьях о мезоамериканском календаре, игравшем огромную роль в создании и существовании всех цивилизаций региона, Кнорозов дал широкую панораму истории календарных реформ в Мезоамерике. Здесь календарная обрядность впервые превращена им в источник для реконструкции структуры власти и истории борьбы за власть в ранних государствах.

Система дешифровки и семиотического анализа древних графических систем, разработанная Кнорозовым, - важный методологический ключ для чтения и интерпретации надписей и иконографических памятников не только майя, но любой традиционной культуры. В последние двадцать лет появилось немало работ, основанных на методике Кнорозова.

 В 1995 году в посольстве Мексики в Москве Кнорозов был награждён орденом ацтекского орла, высшей наградой, которая вручается мексиканским правительством иностранным гражданам за исключительные заслуги перед Мексикой.

 Последней осуществившейся научной мечтой Кнорозова стала поездка в 1997г. на юго-запад США, в так называемые «Четыре Угла», откуда, по его представлениям некогда пришли в Мексику очень далекие культурные предки майя.

 Великий дешифровщик умер 30 марта 1999г в возрасте 77 лет. Совсем немного оставалось до выхода в свет в Мексике трехтомного издания под названием «Дешифровка, Каталог и Словарь «Шкарет» Юрия Кнорозова». Он умер в одиночестве в коридоре одной из городских больниц. Его "любимая" дочь узнала о его смерти через несколько дней. Этнографический музей где доктор наук, общепризнанный ученый мирового значения, Юрий Кнорозов проработал более полувека отказался предоставить помещение для прощания с ним, и с Кнорозовым прощались его почитатели около морга перед захоронением. Памятник на могиле Гения на окраинном кладбище С-Петербурга появился стараниями почиттелей таланта Великого Изследователя лишь через десяток лет, да и то хорошо  и прочее, прочее, прочее. У Гениев все происходит не так, как у обычных людей, а судьба Русских Гениев это вообще особая статья.

А Юрий Валентинович Кнорозов был гениальным ученым, чей вклад в науку по праву относится к величайшим открытиям ушедшего XX века.

Есть одна интересная реплика журналиста: - «Я Кнорозова немного помню. Он, как все гении, был очень трудным человеком - трудным для окружающих и для себя самого. Он был «не от мира сего» (помню, как однажды в жуткий ливень пришел в редакцию без зонтика в насквозь промокшем костюме и в ответ на кудахтанье редакционных дам - ах-ах, как же Вы без зонта? - смотрел на всех совершенно недоумевающе...) С ним было трудно, в том числе и в семье, говорят, и в Отделе. Но, как известно, в России Гениев любят мертвых, а не живых...».

Судьба Кнорозова перекликается с судьбой другого Русского Гения Олега Лосева (1903-1942), умершего от голода в блокадном Ленинграде, открывшего два фундаментальных явления физического мира. Лосев своими открытиями и практической деятельностью положил начало эре глобального исследования и применения полупроводников и дал творческий импульс последующей нашей эре микросхем. Открытия Лосева пришлись на начало 20 годов XX века, а вышедший в 50 годах XX века справочник нашей Академии Наук едва упоминает о нем и превозносит тематику исследований, исследования и «ученых», о многих из которых никто давно не помнит.

Вот такая у Нас с Вами «академическая наука» и не зря ее сейчас реформируют, хотя итог «реформ» предсказуем формалистика и дальнейшее падение смысла содержания подобной структуры. Нобелевские лауреаты: группа Басова и Жорес Алферов получившие премии по тематике открытий Русского Гения Олега Лосева ни разу даже не упомянули о нем (но вот пропаганду политических идей марксизма и социализма Мы с Вами слышим от Алферова регулярно). А сама русская наука сегодня держится на энтузиазме отдельных фанатиков.

Кнорозов же, кроме практических результатов своих исследований, открыл перспективу междисциплинарного подхода к самим фундаментальным исследованиям. Подход выделяющий фундаментальную науку, из узконаправленческого плена, доминирующих сегодня прикладных наук, и их современного, исключительно «финансового» направления.

Его открытия повлияли на археологию и связанные с ней исследования, как на достоверную науку (наверно это одна из причин его забвения), где было (и есть, что покажу далее) столько спекулятивных и политических «толкований» результатов раскопок и исследований, что ее впору назвать лженаукой.

Характерный пример - «археолог, открыватель Трои» Генрих Шлиман. Спекулятивный аферист приехал в Россию, только окунутую мировыми ростовщиками в мир биржевых спекуляций, и сразу преуспел на них «составив состояние», сколотив сам или войдя в группу подобных же преступных дельцов, (иначе там в «биржевке» никаких обогатительных результатов не добьешься), затем закономерно на чем то погорел, и убежал в Европу. Далее на Ближнем Востоке Шлиман повстречался с русским путешественником и исследователем Чихачевым, составлявшим атлас народов и истории Передней Азии, который высказал идею о холме Казанлык, считая его одним из вероятных географических мест, расположения легендарной гомеровской Трои. И, спекулянт по натуре Шлиман, сразу смекнул, что здесь можно поймать за хвост свою судьбу, Жар-птицу.

Три года он вел раскопки Казанлыка, очевидно скупая все находки «черных археологов-копателей» в округе, и затем «вдруг однажды вечером, когда все надежды, казалось потеряны, он увидел в щели под землей желтый цвет золотых изделий»; Шлиман «удалил» всех рабочих и «открыл» золото Трои; впоследствии оказавшимся все же не золотом Трои». Шлиман при раскопках не вел описания мест и времени находок, и это делало все его утверждения голословными, и меняющимися в зависимости от обстоятельств, но это никак не «смущало» и наоборот «вдохновляло» многих других «кабинетных археологов» - «шлимано-троистов» на бумажные открытия и главное на «заслуженные лавры».

Археология особенно с начала XX века, как и все другие, не прикладные науки, стала наукой либеральной политически ангажированной. И закономерно последовал вал политических открытий. Так «история Библии», либеральная линейная «история народов» и прочих «иудейских древностей» требовала практического потверждения «археологическими находками». И они пошли «потным ваалом» с Ближнего Востока и конкретно от «международных экспедиций» района Мертвого моря. Сначала были «найдены» древние списки Библии на коже. Но потом, когда выяснили, что кожа никак не могла сохраниться 3-4 тысячи лет (все сохранившиеся артефакты происхождением, или из законсервированных от природного воздействия захоронений, или надписи и рисунки нанесены на камне), то был «найден» валик с намотанным тонким слоем медного листа, с текстами на древнееврейском языке. Но там при переводе обнаружили столько грамматических ошибок «писцов», не имеющихся ни на одном другом сохранившемся документе древней эпохи, что стало понятно – это грубая подделка, фальшивка. Правда отметим, стало понятно всем, кроме инициаторов подобных «находок», изобретающих неутомимо все новые «оправдания» ошибок «документа».

Тему археологии продолжим в следующей части.

Эссе 38-1

Русскую древность и историю Мы с Вами соотносим с дохристианской Ведической культурой (Велесова Книга и сохранившиеся следы Культуры Вед в Бытие и в лингвистике) и христианским периодом последнего тысячелетия. Этот период хорошо датируется и дает внятную историческую имперскую картину по Русской Иконографии, что будет темой следующих частей нашего исследования. А сейчас продолжим обсуждение темы достоверности официальной истории на примерах сохранившихся артефактов.

Знаменитая Е.П. Блаватская, изъездившая полпланеты, всю жизнь общалась с множеством иудеев, начиная с жены С.Ю. Витте, который ей приходился двоюродным братом. Тем не менее, посмотрите, как трезво создательница «Теософского общества», неутомимый исследователь тайных смыслов и знаний Блаватская пишет в письме своей тётке об иудейских байках.

«…Если в Иудее жил народ, которым правили Соломон, Давид, Саул , то почему до сих пор не найдено ни одной древней монеты с надписью на иврите, то есть иудейской монеты, хотя уже обнаружено несколько монет самаритян? Как могли евреи, ненавидевшие самаритян, согласиться использовать монеты своих врагов и не отчеканить своих собственных денег?

Археологи снова и снова находят монеты, пролежавшие в земле тысячи лет; открыты захоронения людей, живших еще до Моисея, и есть свидетельства, подтверждающие их существование.

 Но после еврейской нации не осталось ничего. Ни могил, ни монет – ничего. Можно подумать, что все следы ее существования просто испарились, исчезли как по волшебству.

Остались только Священные Книги (Бога этих Священных Книг сами же евреи и убили), в которые человечество должно слепо верить.

Однако, от таких событий, как исход из Египта почти трех миллионов человек (кстати, за 150 лет до этого Иаков увел за собой лишь 70 человек, и если сопоставить эту цифру с тремя миллионами, то получится, что люди размножались быстрее сельди – все это легко подтверждается законами статистики!) обязательно остался бы какой-нибудь след, хотя бы в виде надписей на надгробных плитах и могилах или древних рукописей.

Но никаких следов не найдено – мертвая тишина! Нигде ни намека, ни малейшего доказательства! Невероятно! А сами писания! – где исторические свидетельства, подтверждающие их существование еще за 200 или даже 150 лет до Р.Х.?

Древнееврейский язык, или тот язык, который мы обычно называем ивритом, никогда на самом деле не существовал; это язык, не имеющий единого языка-предка и составленный из элементов греческого, арабского и халдейского происхождения. Мне удалось доказать это профессору Ронсону  из Йельского университета.

Возьмите любое слово древнееврейского языка, и оно происходит из арабского, греческого или халдейских языков. Иврит напоминает пестрый, составленный из разноцветных кусков костюм арлекина. Все библейские имена состоят из иностранных корней, их структура говорит сама за себя. Это арабско-эфиопский диалект, с примесью халдейского языка; халдейский же язык уходит корнями в санскрит».

Моя вставка

Халдеи это часть индоевропейских народов, отсюда проистекает и родство их языка с санскритом. В процессе исторической жизни халдеев из их среды выделилась жреческая среда идеологии «обладателей тайных знаний», вычлененных из Культуры Вед, которую утратило большинство народа, с целью управления посредством этих тайных знаний самим народом. Именно из этой среды жречества впоследствии и выделился и сформировался либеральный клан, нынешние идейные «глобалисты». Они идейно перенесли принципы управления отдельным народом, на идею и принципы порабощения всех народов мира, посредством тайных многоуровневых структур, типа масонства и иных ему подобных. Они же, и переписывают историю, и все подгоняют под собственную порочную идеологию.

Далее Блавацкая: -

«Сегодня уже доказано, что Вавилония одно время была населена браминами и имела школу санскрита. Наши ассириологи признают, что жители древнего города Аккад (по данным Ролинсона) пришли туда, по всей вероятности, из Армении, научив Магов духовному языку, который представлял собой нечто вроде священного языка. Иными словами, это были те самые арийцы, с языком которых также связано и происхождение нашего славянского языка.

 

В качестве примера (извините за отклонение от темы) хочу привести строчки из «Риг-Веды»: «Dyaurvah pita prithvi mata somo bhrata-ditih svasa» и их перевод:

«Небо – ваш отец; земля – ваша мать; Сома – ваш брат; Адити – ваша сестра». Вот почему смешно требовать от людей поверить в то, что древнееврейские рукописи являются древними откровениями или Словом Божьим.

Бог никогда бы не написал и не продиктовал ничего такого, что дало бы повод созданным Им земле, человечеству, науке и так далее обвинить Его во лжи. Безоговорочно верить в еврейские Писания и, одновременно, в небесного отца Иисуса, – это абсурд; хуже того, это святотатство.

Если бы Отцу Неба и Земли, Отцу всей безграничной Вселенной, действительно пришлось что-то написать, Он бы ни за что не допустил, чтобы в Его книге содержались противоречия, нередко совершенно бессмысленные, дающие основание людям обвинять Его. Общество «исправления Библии» выявило в ней 64900 ошибок, и после того, как все они были исправлены, Библия все еще содержала столько же других противоречий. Все это было проделано иудейским Массорахом (и в результате появился нынешний масоретский вариант Библии X века английского короля Иакова В.М.).

Да, самые образованные Раввины утратили секрет своих книг и не знают, как исправить их. Не секрет, что евреи из Тиберии постоянно вносили поправки в свою Библию, изменяя слова и цифры, то пользуясь советами Отцов-основателей Христианской Церкви, то обвиняя их во время каждой дискуссии в дурной склонности фальсифицировать содержание текстов и их хронологию, чтобы взять верх над своими оппонентами.

В результате они только все запутали, поскольку самые древние из найденных рукописей Ветхого Завета датируются Х веком. Из них самым ранним считается «Бодлеанский Кодекс». Но кто может гарантировать его точность? В своем учебнике истории Тишендорф утверждал (и ему удалось убедить всю Европу поверить в это), что он нашел в Синае так называемый «Синайский Кодекс».

монах, который жил в этой стране уже 60 лет и знал Тишендорфа и этот монах клялся, что за многие годы он изучил каждую рукопись, каждую книгу и знает их все наперечет, однако он никогда не слышал об упомянутом выше Кодексе. Из 260 рукописей Ветхого и Нового Заветов на древнееврейском, греческом и других языках вы не найдете и двух одинаковых.

Книги Моисея были утеряны, и на протяжении нескольких веков никто не мог их найти. Однако в 600 году до Р.Х. Иезекииль неожиданно находит их. Но вот храм Соломона разрушен, а его люди изгнаны из города… (4-я Царств., 23) и вновь все Книги Моисея исчезают. В 425 году до Р.Х. Ездра по памяти восстанавливает 40 книг за 40 дней (!); и вновь они теряются. В 150 году до Р.Х. Антиох Епифан сжигает их все, после чего они опять чудесным образом обнаруживаются. Все это не более чем легенда, не подкрепленная ни одним историческим фактом. И тут появляется знаменитый Массорах.

С помощью Массоритов имя Иегова меняется на Адонис, а затем на Адонай – с той же легкостью. В то же самое время, их Каббала и Онкелос, самый знаменитый Раввин Вавилонии, учат, что Иегова это не Бог, а Немро-слово, которое в переводе (означает «Логос» («слово»).»