Весна

Галина Глухова Гребенчук
               

   Весна пришла!  Ко мне в 75ый раз.
Нам, всем, продолжительность жизни увеличили. Вроде, всё – как было, так и осталось, но все вокруг ликуют. И мне радостно.
   А где мне радоваться, по – новому? Живу всю сознательную жизнь в «хрущёвке» заводского района. За оврагом образовался лесок – сам образовался, не посадка. Давно, когда моя «хрущёвка» строилась, а я много работал. По тому и не ходил в лесок, что времени на то не было. А теперь – время девать некуда. И опять же, моложе как бы на пять лет стал!

   Дошел, вместе с тростью, а присесть нет куда. Прислонился я к берёзке – одной из трёх сестричек.  Они тоненькие, стройные, беленькие, с листиками молодыми  цвета изумрудного, но не кудрявые. Не так, как, если бы, росли не в гуще этой «самосейки», а на просторе, на, какой ни будь,  опушке леса. Смотрю на верхушки растущей здесь поросли, и жалко их – переплелись своими, жаждущими солнца, веточками. И, конечно, в радость им, когда в солнечную погоду, ветер треплет их верхушками, пропуская солнечные лучи. Так и живут.
   Отдохнул под берёзкой, и пошел  вглубь зарослей. Кусты, кусты, а вот и сосна.
Из какой шишки довелось ей здесь родиться? Тоже в тесноте, и не высока, но вблизи своего ствола, не разрешила никому поселиться -  посеяться! Наверно, в осень, под ней и маслят можно будет поискать – вон, сколько шишек нападало.
   Почти рядом, метров десять от сосны, выросло дерево белой акации. Это дерево можно назвать высоким, но кривое, с мощными ветвями, а на них  ещё кисти сухие  с семенами. Семена выклёвывают птицы – корм для них зимой. Такие же деревья белой акации на алее,  рядом, близко с моим домом, и из окна видны различные стайки птиц, питающихся семенами этих замечательных деревьев.
   Больше деревьев нет, а поросли и акации, и сосёнки – полно.
 На отдельной площади,  высотой около метра разрослась ежевика. Не малина, как в средней полосе России, а «родственница»  её, с вкусными и полезными бурыми ягодами в сезон,  с лета до осени. Собирать её надо уметь и надо терпение иметь, но она того стоит!

  Прошел не долго, но устал. Подумал – «Был бы я моложе, сколотил бы здесь из трёх досок лавочку. Себе, а может, ещё кому. Но, доски, теперь ещё и поискать надо!». Пригляделся – под кустом что – то белое, разглядел – а это гора пластиковой тары испод вино - водочных изделий. Выгрузил какой – то (не знаю, как его обозвать). Я вытянул один ящик, отнёс его подальше, и уселся на него, почти с удовольствием. Сижу и размышляю – как всё близко – плохое и хорошее. И каждому своё.
  Вытаскивая ящик из кучи, я трость свою воткнул в мягкий холмик, а когда, отдохнув на том, «плохим человеком выброшенном»  ящике, вынимал свою трость, увидел, что она покрыта, вверх и вниз движущимися, муравьями. Ай, ой! Как же так? Я не разглядел, что тот холмик был не большим муравейником. Стою над ним, не зная как поступить, и можно ли «загладить» свою вину?

  С моей трости, почти все, муравьи стали опускаться вниз и возвращаться в муравейник – в свой дом. Я решил, что они сами поправляют свою беду. Смотрю, наблюдаю, и вижу – группки муравьёв выползают из муравейника, но не из отверстия сверху, проткнутого тростью, а из отверстий с боков, не заметных ранее. Запасные выходы? «Черный ход»?
И чудо – вдвоём, втроём несут по личинке, какие в десятки раз больше и тяжелее их самих. Уносят в противоположную сторону от меня, под кусты. Удивляюсь и понимаю, что мне срочно надо уйти, не мешать муравьиному сообществу. Я помешал,  не желая, но с пользой для себя. Не осмотрительно, навредив другим. Мне стыдно.

   Я много хорошего знаю о муравьях, конечно из Википедии  и интернета.
Муравьи – насекомые, самые многочисленные из членистоногих по количеству особей. Делятся на касты – самки, самцы, рабочие особи. Живут колониями, а в «одиночестве» жить  не могут.
  Раз в году, в колонии выводятся половые особи, которые вместе вылетают, роятся и спариваются, а самки в новых местах организовывают новую колонию. Начинается муравейник  с норки, в которой и прячется оплодотворённая самка.  Что странно – она сама не питается, но откладывает первые яйца и кормит своих помощников специальными яйцами. После превращения личинок во взрослых муравьёв, они уже кормят её. Они же и ухаживают за остальными яйцами самки и работают по расширению
муравейника. Матриархат?!
 От того, как питается личинка, зависит,  кто вырастит из неё – матка или рабочий, или солдат муравей. Сколько будущих маток выкармливать – решают рабочие муравьи. Нет, не матриархат!
  Всех муравьёв отличает особое трудолюбие и самопожертвование. Каждый готов погибнуть, защищая муравейник в целом и отдельную личинку. Меня и мою трость они приняли за врага.
 Хотя все муравьи биологические родственники, но каждый муравей имеет свой специфический запах, какими они и общаются между собой.
    Кстати. Среди видов муравьёв есть и муравьи убийцы – «Бродячие» и «Пуля».
«Бродячие»  - от  3х см у рабочих, до 5 см у матки. Они съедают всё живое на своём пути. Если население получает сигнал, что колония этих муравьёв движется в их сторону, то все убегают, забирая с собой всё живое.
  А от 30ти укусов на кг живого  тела муравья «Пуля», наступает смерть.
Со  времён студенчества, знаю анекдот -  «Каких зверей вы, дети, знаете? – спрашивает учительница.
 -Волки, говорит один.
 -Медведи, говорит другой.
 -Муравьи, говорит Вовочка.
 -Разве они звери? - спрашивает учительница у Вовочки, а он отвечает – Если сесть голой .опой в муравейник, то станет понятно, какие это звери!»

       Теперь о хорошем.
  Есть такие муравьи, в природе которых заниматься обеспечением колонии белковой пищей.  Муравьи «Листорезы» - одни  приносят  в муравейник нужные листья, а другие их перерабатывают с какой – то грибницей, и  - чудо. Когда молодая самка покидает гнездо для организации своего муравейника, она уносит в специальном кармане на голове крошечный кусочек  той грибницы,  для дальнейшего изготовления белковой пищи в её муравейнике.
   Медовые муравьи – яйца их очень полезны, как деликатес, как икра ценных пород рыб.
   Самое известное блюдо из древесных муравьёв – соус.

   Кто ещё будет сомневаться в разуме муравья? Можно прочитать в интернете о муравьях – рабовладельцах, об особенных отношениях их с тлёй, и ещё  много чего замечательного.

   Я ухожу виноватым, но и (не смотря на свой возраст!),  с чувством необходимости сделать полезное для других, для людей.
  Пожалуй, я обращусь к депутату нашего округа с просьбой  -  обязать кого – то оборудовать на месте заброшенного лесочка с несколькими «самовыросшими»  деревьями – сквер! Всего – то надо -расчистить дикие заросли, вывезти мусор, засыпать площадь щебнем и установить две или больше деревянных лавочек. Можно бетонные.

   А что будет с муравейником?
 Вот, когда решат со сроками  и началом оборудования сквера, обращусь в городское «Общество по охране природы и окружающей среды» - пусть они озаботятся, как сохранить муравейник.

   Вот такие  мысли пришли ко мне, при личном общении с природой!
Наверно, я и в правду – помолодел!