Служила нам, а мы этого не видели

Иван Лещук
Вольнодумная, говорили о ней. Непокорная церкви девушка. “Не по женски”, уж слишком думающая. Непринято так, нельзя. Поплыла проти течения. В смутные для страны времена. Подвергла сомнению уставы, церемонии, ритуалы религиозные/исторические/традиционные. Слишком честно о церкви пишет. Откровенно, открыто, прямо. Нашу нравственную наготу, нишету, слепоту, глухоту – открывает. Возомнила себя реформаторшей. Опасны ее “писания”. Цензура у нас – “священная”. Предадим на века забвению.

Женщина высокого ума и духа. Очень тонко и остро чувствующая жизнь. Она так и не закончила школьную, общеобразовательную программу. Но она владела несколькими иностранными языками. Учителя считали ее “довольно ограниченной и легкомысленной”,  “витающей в облаках”. И она действительно “летала”. Несмотря на приземленный дух того времени. Она любила свободу, простор и искренность. И читала, читала, читала. И мечтала, мечтала, мечтала. О возрождении церкви и нации. В 12 лет, хрупкая “словацкая малютка” читала взрослые книги. И погружалась в другой, “изумительный мир”. В ее родном селении процветали нищета и пьянство. Религиозная косность, формализм, ритуализм. А она захотела все поменять. Тогда она еще не знала, что всю свою жизнь ей придется преодолевать неприязнь “церкви ее детства”. Она очень любила церковь своего детства. Но ее любовь была невзаимной.

Женщина не от нашей суеты. Не от нашей приземленной самости. Она очень любила своего отца-пастыря. Когда ей исполнилось двадцать лет, он умер. Формально религиозная девушка стала размышлять об истинном смысле жизни. Через небольшую заметку о Христе в “нецерковном” журнале, она по настоящему влюбилась в Христа. Так случилось, что последний шаг к Иисусу она сделала не под покровом традиционной церкви, а вне ее. “Историческая” церковь ей этого никогда не забыла. Однажды, она прочла в газете обращение издателя, озабоченного недостатком детской литературы и просившего написать что-нибудь для детей “ради Бога”. “Ну, раз он просит ради Бога, -  сказала она, - то надо написать. Она села за письменный и, “не отрывая пера от листа”, написала свой первый рассказ “Без Бога на свете”. Я перечитывал его в детстве много раз.  “Одно нехорошо, — говорит сирота Мартынко, религиозным женщинам перед своей смертью, — жил я на земле без Бога, а вы ничего не рассказывали мне о Нем... А сколько еще других детей живут так без Бога и никто их не учит, да и вы сами живете без Бога, не так как следует... Когда я умру, не кладите мне денег на переправу... Христос даром меня перевезет... Он идет за мной. Я уже плыву к Нему по воде и мне совсем не страшно…”. Читая ее рассказы, я плакал. Так начиналась моя любовь ко Христу и к детям. Она стала моим литературным пастырем.   

Вольнодумная, говорили о ней. Непокорная церкви девушка. Десятки ее книг для детей переведены на на 34 языка. Ради Бога она основала приют для беспризорных детей и сирот, больницу, дом престарелых, “диаконический центр” для зависимых. Всю свою жизнь она вынуждена была преодолевать сопротивление традиционной церкви, но никогда не разочаровывалась во Христе. Все прогрессивное и пробуждающее  – встречает сопротивление, причем не только человеческое. Но ради Бога, ради Христа и Евангелия – нужно служить, даже тем, кто не хочет этого замечать и признавать. Пройдет много лет и один из пасторов “церкви ее детства” запоздало признается: “Жила среди нас, служила нам, а мы этого не видели...”. Ее имя - Кристина Рой. Она очень любила церковь своего детства. Читая ее, я плакал.


- Иван Лещук, из цикла “Записки на полах души”