Тайны московских высоток. Часть вторая

Лев Светлаков
 Существует множество предположений, почему Сталин решил строить в послевоенной стране высотные здания. По одной из версий, вождю нравилась готика, а они чем-то напоминают готические соборы. По другой - задачей архитекторов было "догнать и перегнать Америку", в которой ещё в конце XIX века начали строить небоскрёбы, в то время как Москва большей частью оставалась малоэтажным городом. Неоспоримым остаётся тот факт, что почти у каждой высотки есть свой американский прототип. Правда, это сходство лишь внешнее и заметно с определённого ракурса.
   Постановление номер 53 Совета Министров СССР "О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий" - был подписан И. Сталиным в Кремле 13 января 1947 года. Что же побудило вождя в трудное послевоенное время заняться осуществлением дорогостоящего проекта, когда многие города и села страны стояли в руинах?
   На этот счет существуют различные версии. Один из старейших архитекторов столицы
Вера Бордюговская - участница проектирования высотных домов - в своих мемуарах отмечала:
"В Нью-Йорке в ту пору началась постройка небоскреба - здания секретариата ООН.
Сам Трумэн произнес речь и заложил первый камень с мемориальными датами в его основание.
39-этажное здание было выполнено в виде стального каркаса, который затем заключали
в формы и заливали бетоном. Две стены небоскреба сделали из голубовато-зеленого стекла, две другие - узкие боковые - сплошь облицевали мрамором.
  Вождь "всех времен и народов" Иосиф Сталин не хотел отставать от США,
и в Москве началось "увековечивание эпохи". Как известно, Сталин предпочитал выдавать директивы узкому кругу приближенных лиц, от которых они мгновенно поступали к непосредственным исполнителям.
Замыслы могущественного секретаря партии большевиков и председателя Советского
правительства всегда незамедлительно претворялись в жизнь.
Уже через неделю после выхода постановления N 53 (20 января) в Московском
городском комитете ВКП(б) состоялось совещание под руководством тогдашнего
его секретаря Попова Г.М.
Он объявил собравшимся в зале представителям ряда министерств, что на их ведомства
правительство возложило обязательства по непосредственному участию в строительстве
высотных зданий.
   Вот цитата из выступления Попова: "Ведь т. Сталин что сказал? Он говорит: ездят у нас в Америку, а потом приезжают и ахают - ах, какие огромные дома! Пускай ездят в Москву, также видят, какие у нас дома, пусть ахают..".
В статье Бориса Иофана - "Новый силуэт столицы" ("Советское искусство" от 18 июля 1947 г.)
"В первый период строительства небоскребов в США американские архитекторы проектировали их то в виде ряда дворцов времени итальянского Возрождения, поставленных друг на друга, то в виде огромных массивов зданий, завершенных портиками в бездушном ложно-классическом духе, то в виде тяжелого массива здания, покоящегося на таких же портиках и аркдах.
В последующий период пошла мода на готику, и американские архитекторы строили многоэтажные универмаги в виде готических храмов, причем не без сарказма называли их "коммерческими соборами".
В ряде случаев американские небоскребы являются лишь инженерными сооружениями с навешенными на них разнохарактерными украшениями. Советские архитекторы не пойдут по этому пути. У них есть чем руководствоваться в поисках характера архитектуры многоэтажных зданий. Направление их творческих исканий определено в известных правительственных решениях о Дворце Советов, содержащих глубокую и лаконичную формулировку требований, предъявляемых к архитектуре высотных сооружений".
В книге архитектора Михаила Посохина "Дороги жизни" несколько глав посвящено этому незабываемому периоду. Со строительством московских высоток связано множество легенд, которые сейчас подаются в качестве "истории". Разумеется, главным действующим лицом этих "жизненных случаев" является Сталин, который якобы в приказном порядке потребовал установить на всех башнях высоток шпили. Посохин в своей книге пишет, что никто из архитекторов, участвовавших в этом беспрецедентном проекте, не общался с Иосифом Виссарионовичем лично и архитектурных замыслов с ним не обсуждал. Шпили и прочие архитектурные детали были установлены по требованию генерал-майора А.Н. Комаровского и других высокопоставленных чинов МВД, правда, со ссылкой на "Великого Кормчего": "Сталин готику любит".
   В прессе того времени широко обсуждались технологии строительства высотных домов и, в частности, разбирались ошибки строителей США. По мнению советских архитекторов, в американских небоскрёбах было мало естественного освещения, они деформировались от ветра, а при сильных его порывах на верхних этажах даже расплёскивалась вода в стаканах. Советские здания должны были быть лишены этих недостатков. 

Продолжение следует