Тайны московских высоток. Часть первая

Лев Светлаков
 



   
                Высотные здания Москвы 
   
   
  Постановление Совета Министров СССР  "О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий " № 53 от 13 января 1947 года город Москва, Кремль. 
   
   
   Совет Министров Союза ССР постановляет:
  1. Принять предложение товарища Сталина о строительстве в течение 1947-1952 гг. в Москве многоэтажных зданий: одного 32-этажного дома, двух 26-этажных домов, пяти 16-этажных домов.
   
  2. Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москва-реки, разместив в нем гостиницу и жилье.
   
  3. Построить 26-этажное административное здание в Зарядье, на месте предполагавшегося к строительству Дома Cовнаркома.
   
  4. Построить 26-этажное здание на Ленинградском шоссе в районе стадиона 'Динамо', разместив в нем гостиницу и жилье.
   
  5. Утвердить следующее размещение строительства 16-этажных зданий в Москве: жилое здание построить у Красных ворот на свободном участке министерства путей сообщения; жилое здание на площади Восстания; жилой дом на Котельнической набережной на свободном участке около Устьинского моста; административное здание на Смоленской площади; административное здание в районе Каланчевской площади на свободном участке.
   
  6. Возложить проектирование и строительство 32-этажного и одного 26-этажного зданий на Управление строительства Дворца Советов при Совете Министров СССР и одного 26-этажного здания - на министерство строительства предприятий тяжелой индустрии.
   
  7. Поручить Комитету по делам архитектуры при Совете Министров СССР (т. Мордвинову) проведение экспертизы по проектам 32-этажных и 26-этажных зданий с последующим представлением проектов на утверждение Совета Министров СССР.
   
  8. Возложить проектирование и строительство 16-этажных зданий на следующие организации: здание на Смоленской площади - на министерство строительства предприятий тяжелой индустрии (т. Юдина), жилого дома на Котельнической набережной - на министерство внутренних дел СССР (т. Круглова), административное здание в районе Каланчевской площади - на министерство строительства военных и военно-морских предприятий (т. Гинзбурга), здания у Красных ворот - на министерство путей сообщения (т. Ковалева), здания на площади Восстания - на министерство авиационной промышленности (т. Хруничева).
   
  9. Поручить Управлению по делам архитектуры Мосгорисполкома проведение экспертизы по проектам 16-этажных зданий с последующим представлением проектов на утверждение Совета Министров СССР.
  10. Установить, что при проектировании многоэтажных зданий необходимо исходить из следующих положений:
  а) пропорции и силуэты этих зданий должны быть оригинальны и своей архитектурно-художественной композицией должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов. В соответствии с этим проектируемые здания не должны повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий;
  б) внутренняя планировка зданий должна создавать максимум удобств для работы и передвижения внутри здания. В этих же целях при проектировании зданий должно быть предусмотрено использование всех наиболее современных технических средств в отношении лифтового хозяйства, водопровода, дневного освещения, телефонизации, отопления, кондиционирования воздуха и. т. д.;
  в) в основу конструкций здания и, в первую очередь, 32-х и 26-этажных домов должна быть положена система сборки стального каркаса с использованием легких материалов для заполнения стен, что должно обеспечить широкое применение при сооружении зданий индустриально-скоростных методов строительства;
  г) наружная отделка (облицовка) зданий должна быть выполнена из прочных и устойчивых материалов;
   
  11. Обязать организации, на которые возложены проектирование и строительство многоэтажных зданий, привлечь к работе по проектированию этих зданий крупнейших архитекторов страны.
   
  12. Обязать Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР (т. Мордвинова), Управление строительства Дворца Советов при Совете Министров СССР (т. Прокофьева) и главного архитектора г. Москвы т. Чечулина совместно с министерствами и ведомствами, на которые возложено строительство, представить в Совет Министров СССР в 2-месячный срок задания на проектирование многоэтажных зданий.
   
  13. Поручить Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР (т. Мехлису) рассмотреть штатное расписание и оклады Управления строительства Дворца Советов при Совете Министров СССР и Управления по делам архитектуры Мосгорисполкома в целях усиления проектных организаций этих учреждений для обеспечения проектно-изыскательных работ, связанных со строительством многоэтажных зданий в Москве.
   
  14. Предложить Управлению строительства Дворца Cоветов при Совете Министров СССР (т. Прокофьеву), министерству путей сообщения (т. Ковалеву), министерству строительства предприятий тяжелой индустрии (т. Юдину), министерству авиационной промышленности (т. Гинзбургу) и министерству внутренних дел СССР (т. Круглову) в 2-х месячный срок представить в Совет Министров СССР предложения об укреплении строительных организаций и их материально-технической базы с тем, чтобы в 1947 году были проведены все необходимые подготовительные работы.
   Председатель Совета Министров Союза ССР И. Сталин
   Управляющий делами Совета Министров СССР Я. Чадаев

   Исторический архив. 2004. номер 1. С. 32-34. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 290. Л. 68-71.
   
   
   
   Идея возведения высотных зданий в Москве восходит к градостроительной традиции древнерусского зодчества - выделению ведущих сооружений города: церквей, колоколен, монастырских и кремлевских башен, вокруг которых группировалась остальная застройка. Такая композиционная система была особенно наглядной в Москве, создавая живописный силуэт города. С конца XIX века в связи со строительством многоэтажных зданий силуэт города изменился, Москва стала терять свой исторический облик. Новые высотные сооружения были призваны вернуть ей выразительный силуэт, идейно-художественное содержание ансамбля высотных зданий в системе застройки города было таково, что они становились 'центрами притяжения' грандиозных по масштабам новых ансамблей Москвы. Размещение высотных зданий в городе было продумано и целиком вытекало из градостроительных условий. Следуя за направлением Садовой улицы - важнейшего кольца города - и расположенные на наиболее выгодных в градостроительном отношении точках, высотные здания на Смоленской площади, площади Восстания и Красных Воротах подчинили своей градообразующей роли обширные городские территории, лежащие далеко за пределами прежнего городского центра.
   К примеру, здание Министерства иностранных дел, взаимодействуя с архитектурой центра, в то же время основной осью ориентировано на заречную сторону, к набережной, к площади Киевского вокзала, к Можайскому шоссе, то есть к западному въезду в столицу. Здание оформляет въезд в город, замыкая перспективу со стороны Можайского шоссе, является центральным элементом архитектурного ансамбля площади. Вместе с тем здание на Смоленской площади взаимодействует и с высотными композициями на площади Восстания и в Дорогомилове, а с некоторых точек и со зданием МГУ. Одной из них является район Савеловского вокзала, откуда открывается трехцентровая панорама, слагаемая силуэтом МГУ, зданием МИДа и домом на площади Восстания. В свою очередь, сам высотный дом на площади Восстания, расположенный на холме, не только организует пространство вблизи важнейшего узла Садового кольца, но и подчиняет своему влиянию значительные территории Краснопресненского района.
   Административное здание у Красных Ворот, которое должно было стать центром планировавшегося крупнейшего архитектурного ансамбля, распространило свою градообразующую роль и далее, влияя на архитектурно-пространственную композицию важного узла магистралей, Садовой, Кировской, Каланчевской улиц и на архитектуру их застройки. Взаимодействуя с высотной гостиницей 'Ленинградская' на Комсомольской площади, оно участвует в создании 'парадного вестибюля' столицы - площади трех крупнейших вокзалов. В свою очередь, здание гостиницы, расположенное примерно по оси Комсомольской площади, возвышается над ансамблем зданий трех вокзалов и, принимая на себя роль ее архитектурного центра, объединяет их, создает четкий архитектурный облик площади. Оно определяет въезд на Каланчевскую улицу, ведущую к центру Москвы, и в то же время замыкает далекую перспективу, открывающуюся с Краснопрудной улицы .
   Высотные здания, расположенные на повышенном рельефе и видимые издалека поставили перед зодчими значение вопроса о подъездах к столице, о перспективах, которые открываются на город с далеких расстояний. При подъездах к столице со стороны Можайского, Калужского и Варшавского шоссе этот образ прежде всего воплощается в неповторимом облике университетского комплекса. Вслед за этим, несколько в стороне от Можайского шоссе, возникает силуэт высотного здания на Дорогомиловской набережной, и наконец, по оси магистрали раскрывается близкая перспектива на административное здание в центре ансамбля Смоленской площади.
   Не оставляет сомнений в том, что выбор участков для закладки и строительства московских высотных зданий не был случайным, а являлся глубоко продуманным.
   
   Лаврентий Берия был назначен куратором строительства высоток (кстати, в юности учился на архитектора). По его распоряжению здания, задуманные как гражданские сооружения, дооборудовали инфраструктурой, некоторые объекты которой до сих пор секретны. Ответ на вопрос о том, почему не было широкого общественного резонанса по поводу этих строек, помогли получить обнаруженные в Государственном архиве города Варшавы документы. В этих документах говорилось о строительстве Дворца Культуры и Науки. Писать об авторах проекта, о его деталях, об инженерах и их местах пребывания писать не разрешалось и за полной информацией надо было обращаться в Бюро Представителя Правительства.
   
   Такие же предписания были составлены в отношении московских высоток, так как строительство домов было поручено достаточно закрытым ведомствам, таким как МВД, Министерству путей сообщения, авиационной промышленности. Каждое ведомство имело свою строительную базу и поэтому общего руководства не было, кроме двух зданий - здание МГУ и здания в Зарядье. Одновременно Берия курировал советский атомный проект.
   
Продолжение следует